Глава Минфина Антон Силуанов борется с нефтяной зависимостью казны. Фото фонда «Росконгресс»
За один август Минфин получил профицит бюджета в размере почти 770 млрд руб., что позволило ему резко улучшить итоги восьми месяцев. Примечательно, однако, что доходы, которые напрямую зависят от нефти и газа, росли в этом году с существенным опережением ненефтегазовых доходов – на 56% против 27%. Когда доходы бюджета растут – это хорошая новость, но все же в стране давно говорится о том, что нужно преодолеть зависимость от нефтяной иглы. В Минфине в ответ на это указали «НГ» на другой важный аспект: уже почти две трети бюджетных поступлений – это на самом деле доходы, которые как раз не зависят от экспорта углеводородов. А зависят они прежде всего от внутреннего спроса. Так что теперь главная интрига: как на этих доходах скажутся попытки Центробанка (ЦБ) охладить экономику.
Минфин обнародовал предварительные данные об исполнении федерального бюджета в январе–августе. Первый важный результат – резкое снижение дефицита, составившего по итогам восьми месяцев «всего» 331 млрд руб.
Если вспомнить, каким был дефицит по итогам января–июля (тогда речь шла сначала о дефиците около 1,4 трлн руб., но затем оценка была скорректирована до 1,1 трлн руб.), то получается, что за один только август Минфину удалось обеспечить профицит, достигающий почти 770 млрд руб.
Это много. Хотя такое происходит и не впервые. Аналогичный скачок в плюс за один месяц, причем более чем на 800 млрд руб., ранее фиксировался в марте 2024-го. В динамике доходов и расходов бюджета многое тоже подвержено сезонности. «В значительной степени прирост в августе произошел благодаря высокой динамике доходов и традиционно не очень высокому уровню расходов с учетом сезонности», – пояснили «НГ» в пресс-службе ведомства Антона Силуанова.
Эксперты привели конкретные примеры. «В августе большое число и государственных служащих, и других представителей бюджетной сферы находятся в отпуске. И поэтому пик выплаты отпускных, очевидно, приходится на первую половину лета, а выплаты по зарплате как раз минимальны. Это вполне могло повлиять на то, что расходы сократились именно в августе и были более высокими в начале лета, – пояснил директор Центра региональной политики Президентской Академии Владимир Климанов. – При этом на первый месяц после окончания первого полугодия, то есть на июль, приходятся многие выплаты по налогам, поступающим в федеральный бюджет». И, по мнению эксперта, не исключено, что эти поступления были статистически учтены на месяц позже из-за определенных бюрократических процедур.
Другой заметный результат исполнения бюджета за проанализированный период – нефтегазовые доходы растут в разы быстрее, чем ненефтегазовые: на 56% против 27%. Такое увеличение сырьевых поступлений объясняется в материалах Минфина преимущественно ростом цен на российскую нефть.
Новость позитивная, но все же заставляющая вспомнить и о многолетних предупреждениях экономистов самого разного ранга о том, что для бюджета страны очень важно преодолевать зависимость от нефти и газа, продаваемых за рубеж.
И кстати, в том числе для нивелирования этой зависимости вводились разнообразные бюджетные правила, предполагающие изъятие из текущих трат тех доходов от нефти и газа, которые волевым решением были названы дополнительными, и перенаправление их в резервы на черный день. В те резервы, которые затем подверглись на Западе частичной заморозке. Сейчас усовершенствованное с учетом внешней ситуации бюджетное правило тоже действует, что, однако, не снимает полностью вопроса о новых рисках сырьевой зависимости. Тем более что теперь нефтяные цены на глобальном рынке качнулись сильно вниз.
В пресс-службе Минфина в ответ на это сообщили «НГ», что на самом деле в бюджете уже «почти две трети поступлений составили ненефтегазовые доходы, которые не зависят от экспорта углеводородов». «От года к году наблюдается устойчивая положительная динамика по поступлениям ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом», – обратили внимание в министерстве.
В Минфине привели пример: если в 2013 году доля нефтегазовых доходов федерального бюджета составляла около 50%, то в 2023 году уже только примерно 30%. В разрезе же в целом бюджетной системы РФ, которая включает в себя не только федеральный бюджет, эта доля нефтегаза составляет лишь около 15%.
Покупая все больше товаров в магазинах, потребители заодно активно пополняют государственную казну. Фото агентства «Москва» |
Такая динамика внутреннего НДС свидетельствует о сохранении высокого номинального спроса внутри экономики, обратили внимание авторы Telegram-канала «Твердые цифры» (один из участников опросов ЦБ). Так что еще одна интрига бюджетного процесса теперь состоит в том, как эти доходы, которые, казалось бы, как раз и помогают преодолевать сырьевую зависимость, отреагируют на меры Центробанка по охлаждению экономики, включая спрос?
В пресс-службе Минфина уверили «НГ»: «В целом исполнение федерального бюджета идет в соответствии с целевыми параметрами закона о бюджете... Все заложенные бюджетные и социальные обязательства будут исполнены».
Эксперты же отмечают, что будет трудно проигнорировать влияние мер Центробанка. «Безусловно, высокая ключевая ставка и другие инструменты, которые применяет Центробанк, тормозят развитие экономики, а следовательно, и поступление доходов бюджетов разных уровней, – считает Климанов. – Говорить о том, насколько именно политика Центробанка по предотвращению роста инфляции влияет на исполнение бюджета, достаточно сложно, поскольку действуют разные факторы. Но в целом это негативное влияние».
«Получается, что неплохая экономическая динамика, проявившаяся в том росте, о котором говорят официальные власти, позволяет поддерживать и неплохие показатели бюджета», – комментирует исполнительный директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко. По его мнению, для этих ненефтегазовых доходов, и прежде всего для НДС, «конечно, охлаждение экономики будет не в плюс».
«Ненефтегазовые доходы опираются на результаты экономической активности в стране, а она сейчас находится на высоком уровне. Отсюда и рост доходов», – продолжил первый замгендиректора Центра стратегических разработок Глеб Покатович. Но он уточнил, что инфляция как таковая не приносит выгод для бюджета, а напротив, создает риски для его сбалансированности. Так что, по его словам, «цель Банка России состоит не столько в том, чтобы охладить экономику или сжать спрос, а в том, чтобы обеспечить такие денежно-кредитные условия, которые позволят экономике развиваться устойчивыми темпами». Экономическая политика направлена, по замечанию эксперта, на реализацию принципов экономики предложения, которые способствуют наращиванию производства и в том числе снятию инфляционного давления.
Другое дело, чтобы у бизнеса хватило возможностей и дальше инвестировать в экономику предложения – за счет собственных средств, которые не бесконечны и которые могут иссякнуть вместе со спросом, либо за счет заемного капитала, если не по рыночным ставкам, то тогда по льготным с опорой на поддержку все из того же бюджета.