0
2220
Газета Экономика Печатная версия

04.09.2024 18:51:00

Дальний Восток: изменения без перемен

Жители макрорегиона по-прежнему не верят в экономическое чудо

Маргарита Нифонтова

Александр Сухаренко

Об авторе: Маргарита Сергеевна Нифонтова – журналист (г. Якутск);Александр Николаевич Сухаренко – независимый антикоррупционный эксперт-директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток).

Тэги: вэф, дальний восток, бизнес, финансы, приморье, владивосток


вэф, дальний восток, бизнес, финансы, приморье, владивосток Фото Reuters

В Приморье на острове Русском стартовал IX Восточный экономический форум, главная тема которого обозначена так: «Дальний Восток – 2030. Объединим усилия, создавая возможности». Гигантский по размерам Дальневосточный федеральный округ (ДФО) – 40,6% территории России – богат природными ресурсами, занимает лидирующие позиции по запасам алмазов, урана, драгоценных и цветных металлов, редкоземельных элементов. На Дальневосточный бассейн приходится около 74% добычи водных биоресурсов в стране. Запас древесины составляет 30% от общероссийского. При этом демографическая особенность макрорегиона – низкая плотность населения – 1,1 человека на 1 кв. км и неравномерность его расселения – 75% сконцентрировано в южных районах. По подсчетам Росстата, на 1 января 2024 года численность населения ДФО сократилась на 30,8 тыс. человек – до 7,8 млн человек. Миграционный отток при этом составил 14,2 тыс. человек, а коэффициент естественной убыли населения – 2,9%. И эта тенденция сохраняется.

Любой думающий человек может задаться вопросом: а что, собственно, не так? Почему вот уже более 10 лет государство заботится о дальневосточниках, а они все продолжают покидать насиженные места? Ответ на этот вопрос многогранный. Но сегодня мы рассмотрим его с точки зрения реализации задач по развитию Дальнего Востока. Почитаем отчет Счетной палаты России, в котором отражен аудит мер господдержки для регионов Дальнего Востока в 2021–2023 годах.

Во-первых, Счетная палата отметила, что ответственные лица с большим трудом и долго отвечали на вопросы по реализации мероприятий и их финансированию. Более того, данная информация «требовала дополнительной выверки».

Во-вторых, объем финансирования этих мероприятий составил 3,8 трлн руб. (оцените масштаб), из них в 2020 году – 1,1 трлн, в 2021 году – 1,4 трлн, в 2022 году – 1,3 трлн руб. Причем объем расходов федерального бюджета на реализацию госпрограмм в указанные годы составил 1,6 трлн руб., в среднем доля расходов федерального бюджета составила 45%.

В-третьих, реализация 60% госпрограмм по развитию Дальнего Востока признана «не в полной мере эффективной». Какая обтекаемая фраза, но за ней стоит недоделанная работа.

В-четвертых, Счетная палата попыталась проанализировать выполнение Указа президента РФ «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока» 2020 года. И выяснилось, что одну из основных целей этого указа – превышение среднероссийских показателей качества жизни населения – проанализировать не представляется возможным. Потому что просто не указано, по каким показателям, характеризующим качество жизни и экономическое развитие, регионы ДФО должны превзойти среднероссийские темпы роста показателей.

Ни один Дальневосточный регион не вошел в тридцатку прошлогоднего рейтинга субъектов РФ по качеству жизни. По данным исследования РИА Новости, лидером в Дальневосточном федеральном округе оказался Хабаровский край, занявший 31-е место в списке. Далее, на 37-м месте оказался Сахалин, на 44-м – Камчатка, а на 46-м – Приморье. На 80-х местах расположились Бурятия, Забайкалье, Еврейская автономия и Чукотка. При этом по сравнению с 2022 годом свои позиции потеряли почти все регионы округа, кроме Якутии, которая поднялась выше на строчку – до 70-го места. Так что, несмотря на отсутствие в президентском указе целевых показателей, индикаторов анализа качества жизни дальневосточников, совершенно очевидно, что никакого «превышения» над среднероссийским уровнем не произошло в принципе. А ведь, согласно указу, это должно было случиться к 2024 году.

В-пятых, Счетная палата все-таки установила, что в отношении цели указа по прекращению миграционного оттока населения показатель «численность постоянного населения Дальневосточного федерального округа на 1 января» в период 2020–2022 годов не достигался. Это и понятно – статистика по населению говорит сама за себя.

В общем, можно продолжать в том же духе, но ясно одно – даже те цели по развитию Дальнего Востока, которые уже поставлены, не достигаются. Разве что «по объему накопленных инвестиций» (куда-то и в кого-то) на Дальнем Востоке все неплохо.

tab-1.jpg
* учтены только соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной.
** это сумма всех затрат (за счет всех источников финансирования),
которые направлены на создание основных средств: приобретение машин,
оборудования, строительство новых или реконструкцию действующих объектов,
приводящую к повышению их стоимости, с целью увеличения прибыли. 
Основной поток инвестиций приходится на проекты добычи полезных ископаемых,
их транспортировки и хранения, производства химических веществ. 
*** в 2021 году  миграционный прирост произошел за счет 5 из 11 субъектов ДФО

Источник: Росстат, Минвостокразвитие.


































Вот на недавнем представлении нового-старого полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева в Госдуме прозвучал вопрос: а как дальше будет развиваться этот макрорегион, на что будет сделан упор? Первое, что прозвучало в ответ, – это создание мастер-планов для дальневосточных городов.

А что думает по этому поводу Счетная палата? Она, устами аудитора Натальи Труновой, очень сомневается в том, что этот инструмент поможет в развитии Дальнего Востока. На недавнем круглом столе в Совете Федерации Трунова заявила, что мастер-планы дальневосточных городов слишком оптимистичны. А именно потому, что нереалистична оценка численности населения в планах развития городов Дальнего Востока. Это может привести к строительству инфраструктуры, которую будет некому обслуживать. «У нас, если мы помним, генеральные планы всегда критиковались за чрезмерно оптимистичные прогнозы по численности населения, что приводит к планированию и строительству избыточной инфраструктуры. Мы посмотрели все мастер-планы по ДФО. Могу сказать, что там оптимизм такой, что генеральным планам даже не снилось», – сообщила Трунова. Причем стоимость реализации всех мероприятий, запланированных в мастер-плане для одного города, по объему сравнима с уровнем годового бюджета всего субъекта. По словам Труновой, недостатками генеральных планов было то, что они как документы пространственного развития территорий не отвечали на вопрос развития новых секторов экономики. И сейчас у мастер-планов те же проблемы – везде логистика, туризм и плюс-минус те же самые отрасли, которые развивались до этого. «И спрашиваешь: где тут экономика? Мэры отвечают, что вот сейчас набережную построим, и она заведется. Приедут креативные люди, видимо, вместе с инопланетянами и все сделают», – вроде бы пошутила аудитор.

tab-2.jpg
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2049,
начиная с 1 января 2021 года, показатель «Уровень бедности» - доля населения
с доходами ниже границы бедности: прожиточный минимум IV кв 2020 года, 
умноженный на накопленную инфляцию (до 2020 года - доля населения
с доходами ниже величины прожиточного минимума). В 2023 году этот показатель
составил 14,3 тыс. (в 2022 году – 13,5 тыс.) руб. Однако новая граница бедности,
рассчитанная Росстатом, оказалась ниже прожиточного минимума, в результате
итоговые показатели дальневосточной бедности оказались явно занижены.
Этот вывод подтверждают расчеты ФНИСЦ РАН. 

Источник: Росстат







































 

Вот такие «оптимистичные» прогнозы. А мы напомним, что мастер-планы сейчас у Минвостокразвития во главе угла. Почему-то там считают, что эта мера спасет Дальний Восток от бегства коренных жителей. Но, как отметила аудитор, в этих мастер-планах нет экономики, а значит, никого и ни от чего они не спасут.

Поэтому что или кто нас спасет – это тоже весьма интересный и самый важный вопрос. Ведь мало того, что эти мастер-планы нереалистичны. Их всего 25 на весь Дальний Восток. То же самое можно сказать про специальные режимы ТОР (территория опережающего развития), свободный порт – это тоже точечное развитие. Комплексного подхода как не было, так и нет.

Но даже не это главное: без новой индустриализации Дальнего Востока, без создания крупных территориально-производственных комплексов, без определения отраслей специализации дальневосточных территорий и развития в этом направлении и, как вишенка на торте, развития в результате всего этого городов – ничего не выйдет. Но это, видимо, невдомек ответственным чиновникам.

А пока экономического чуда не произошло, дальневосточники пытаются извлечь все возможные выгоды от приграничного положения региона в условиях санкций. По данным Дальневосточной таможни (ДВТУ), в 2023 году общая стоимость предметов преступлений составила 2,4 (в 2022 году – 5,8) млрд руб., из которых контрабанды – 1,6 (3,7) млрд, уклонения от уплаты таможенных пошлин – 699 (173) млн, невозвращенных/незаконно переведенных валютных средств – 96 (1,9 млрд) млн, а легализованных денежных средств – 7 (2) млн. И это при том, что уголовных дело было возбуждено всего 215 (195). Не улучшилась ситуация и в 2024 году (6 мес.): стоимость предметов преступлений по 125 уголовным делам достигла 1,3 млрд руб., из них контрабанды – 491 млн, уклонения от уплаты таможенных пошлин – 114 млн, а невозвращенной валютной выручки – 696 млн. И все это без учета так называемого таможенного конфиската по административным делам. В 2022 году его размер составил 391 млн, 2023 году – 377,8 млн, а за 6 мес. 2024 года – 283 млн руб.

tab-3.jpg




































Несмотря на незначительное сокращение общего числа зарегистрированных преступлений в 2023 году (с 145,3 тыс. до 138,5 тыс.), удельный вес тяжких и особо тяжких деяний среди них вырос с 26,1 до 28,5%. Причиненный ими материальный ущерб достиг 30,5 млрд руб., что почти на треть превышает показатель 2022 года. В результате преступных посягательств погибли 2,1 тыс. человек, а здоровью еще 3 тыс. причинен тяжкий вред. Больше половины всех преступлений составляют хищения имущества, в основном кражи и мошенничества.

На 1,5% (до 4,8 тыс.) выросло число экономических преступлений (2/3 из них относятся к числу тяжких и особо тяжких). Коррупционных деяний набралось немного – всего 1,4 тыс., большая часть из которых была связана с подкупом должностных лиц. Почти на треть (до 38,9 тыс.) стало больше киберпреступлений, в основном совершаемых в интернете.

Две трети (66,6%) всех расследованных преступлений, как и прежде, были совершены ранее судимыми, каждое третье (31,5%) – в состоянии опьянения, а каждое 26-е (3,9%) – подростками. На совести участников организованных преступных групп (ОПГ) и иностранцев оказалось 1,7 тыс. и 1,3 тыс. злодеяний соответственно.

Нераскрытыми остались 67,4 тыс. преступлений (+4,3% к 2022 году), более трети из них составляют тяжкие и особо тяжкие. Среди них 19 убийств и покушений, 63 факта причинения тяжкого вреда здоровью, 26,3 тыс. краж, 525 грабежей и 14 разбоев.

Правительственным распоряжением от 20.06.17 № 1298-р была утверждена Концепция демографического развития субъектов ДФО, направленная на стабилизацию численности населения Дальнего Востока до 2020 года и на создание условий для его естественного и миграционного прироста к 2025 году. Однако ожидаемого демографического чуда не произошло. А причины этого все те же: удаленность от центральных регионов страны, суровые природно-климатические условия, относительно низкое качество жизни, социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры, уровня организации труда, высокие транспортные расходы, стоимость жилья, услуг ЖКХ и продовольствия. При этом уровень собственных налоговых доходов регионов Дальнего Востока, за исключением Сахалина, не позволяет полноценно обеспечить финансирование всех бюджетных обязательств и требует дотаций из федерального бюджета. Вот и получается, что очередные триллионные инвестиции в развитие ДФО, о которых уже рапортуют организаторы IX Восточного экономического форума во Владивостоке, вряд ли остановят миграционный отток населения и повысят качество жизни оставшихся. 

Справка НГ

По данным Минэкономики, из заявленного объема инвестиций (9,6 трлн руб.) в ДФО уже вложена почти половина (4,3 трлн). В основном это крупные проекты — на них в 2023 году пришлась четверть всех капиталовложений (547 млрд.). До 2030 года приток инвестиций должен вырасти до 10,5 трлн. руб., а число новых рабочих мест – со 149 до 230 тыс. Такой рост, однако, приведет к нехватке энергомощностей: к 2029 году потребление электроэнергии в регионе может вырасти еще почти на 40%. Это потребует создания дополнительных мощностей в объеме 3 ГВт. В рамках развития маркорегиона до 1 октября должны быть утверждены мастер-планы развития 22 городов на период до 2030 года (их реализация потребует вложений в размере 4,4 трлн руб.). Для финансирования строек будут привлекаться средства ВЭБ.ДВ (ранее Фонд развития Дальнего Востока). Социальная инфраструктура строится в основном за счет единой президентской субсидии (ее объем составляет 224,9 млрд. руб. на 2018–2026 годы), а также в рамках дальневосточной концессии (всего строится 29 проектов на 96 млрд. руб.). 


Читайте также


В России рождается все меньше детей...

В России рождается все меньше детей...

Анастасия Башкатова

Неделя в экономике

0
363
Дальний Восток освободили от опасного ядерного наследия

Дальний Восток освободили от опасного ядерного наследия

Владимир Полканов

В регионе надежно утилизировали все реакторные отсеки списанных атомных подлодок

0
1874
В Киеве осудили отправку миссии МВФ в Россию

В Киеве осудили отправку миссии МВФ в Россию

Наталья Приходко

Канада потребовала от Международного валютного фонда еще больше денег для Украины

0
3674
Ряд банков к 1 июля 2025 года должны будут обеспечить своим клиентам возможность работать с цифровыми рублями

Ряд банков к 1 июля 2025 года должны будут обеспечить своим клиентам возможность работать с цифровыми рублями

0
1517

Другие новости