Глава РФПИ Кирилл Дмитриев объяснил, как важно для России взаимодействовать со странами глобального Юга. Фото фонда «Росконгресс»
Накопленный эффект от сделки ОПЕК+ уже превысил для России 350 млрд евро. Для сравнения: сумма оказалась заметно больше, чем замороженная недружественными государствами часть международных резервов нашей страны. Об этом сообщили в Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ). Правда, такие оценки прозвучали одновременно с новостями о том, что нефтяные котировки устремились к минимальным за этот год значениям. И теперь не исключено, что страны ОПЕК+ решат отсрочить запланированное на октябрь постепенное увеличение добычи. Такое предположение высказывается со ссылкой на источники западными СМИ.
Участие в сделке ОПЕК+ принесло России ощутимую экономическую выгоду. Как сообщил в кулуарах Восточного экономического форума глава РФПИ Кирилл Дмитриев, на данный момент «накопленный эффект от сделки ОПЕК+ для России превысил 350 млрд евро». Судя по текущему курсу, речь идет примерно о 387 млрд долл.
«Это гораздо выше, чем те резервы, которые арестованы», – уточнил Дмитриев. Напомним, как сообщал в марте 2022-го глава Минфина Антон Силуанов, страны Запада заблокировали примерно половину международных резервов РФ – около 300 млрд долл.
Судя по разъяснениям Дмитриева, такую экономически выгодную сделку можно назвать примером взаимодействия России со странами глобального Юга. Он показывает, что «можно также взаимодействовать и по другим индустриям, по другим направлениям, делая рынки стабильными и предсказуемыми», считает глава РФПИ.
Напомним, соглашение об ограничении добычи нефти между странами-экспортерами, входящими в картель ОПЕК, и еще 11 государствами, которые находятся за его периметром, было подписано в конце 2016 года. Поводом послужило падение мировых цен на энергоносители. Срок действия этого соглашения снова и снова продлевался: с учетом существующих на текущий момент договоренностей соглашение об ограничении добычи действует до конца 2025 года.
Помимо сроков не раз менялись и сами контуры соглашения. Кроме официальных квот альянса действуют добровольные дополнительные сокращения ряда стран ОПЕК+. В частности, в апреле минувшего года было объявлено о решении снизить добычу на 1,65 млн баррелей в сутки (б/с) к квотам: оно актуально до конца 2025 года. Кроме того, в ноябре прошлого года было решено урезать добычу еще на 2,2 млн б/с. И это ограничение действует до октября 2024-го, после чего добычу планировалось начать постепенно наращивать.
Другими словами, удерживать нефтяные цены на выгодном для участников альянса уровне все труднее: то требуются новые ограничения поверх старых, то необходимо продлевать сроки действия соглашений. Но нефтяные цены все равно вновь и вновь стремятся обвалиться до какого-либо очередного минимума. Так, уже несколько дней подряд биржевые цены на нефть Brent снижаются до минимальных с декабря 2023 года значений: в моменте они опускались ниже сначала 74 долл. за баррель, а затем и 73 долл.
Дальнейшие перспективы для рынка нефти тоже пока трудно назвать на сто процентов воодушевляющими. Допустим, судя по прогнозу Morgan Stanley, в 2025 году спрос на нефть в мире увеличится в среднем на 1,2 млн б/с, тогда как предложение нефти может вырасти на 2,6 млн б/с. Предложение будет опережать спрос за счет увеличения добычи, в частности, в Западном полушарии – прежде всего в США. И при таком соотношении спроса и предложения ожидать скачка нефтяных котировок не приходится. Впрочем, другие иностранные аналитики, изучившие такие прогнозы, обратили внимание на то, что предположения Morgan Stanley могут ведь и не сбыться.
Правда, одного гадания на биржевой кофейной гуще для тех стран, бюджет которых напрямую зависит от нефтяных котировок, недостаточно. И теперь, судя по информации агентства Reuters, внутри ОПЕК+ обсуждается отсрочка запланированного на октябрь увеличения добычи.
По словам одного из источников агентства, еще на прошлой неделе альянс был морально готов увеличить в октябре добычу на 180 тыс. б/с. Однако на текущий момент из-за волатильности рынка, связанной с событиями в Ливии, из-за слабых перспектив спроса даже такой аккуратный шаг, судя по всему, кажется некоторым участникам альянса несвоевременным. Один из источников Интерфакса добавил, что дискуссии по поводу дальнейших действий альянса продолжаются и возможны любые варианты.
Ограничения нефтедобычи оказались экономически выгодными для РФ. Фото Reuters |
«Ранее появилась информация, что Саудовская Аравия может в октябре снизить цены на большинство сортов своей нефти, которые она продает в Азию. Такие меры могут быть направлены на поддержание спроса со стороны азиатских партнеров и непосредственно со стороны Китая, поскольку королевство, очевидно, не настроено уступать свои позиции в качестве одного из крупнейших экспортеров нефти в Поднебесную, – сообщила аналитик компании «Цифра брокер» Наталия Пырьева. – А ценовая политика Саудовской Аравии служит ориентиром для других ближневосточных поставщиков и оказывает влияние на мировой рынок нефти».
Другими словами, в том числе некоторые крупнейшие представители ОПЕК, похоже, уже и сами опасаются упустить свою долю рынка.
«Минусы у сделки ОПЕК+, конечно, есть. Действительно, страны вне ОПЕК могут захватывать долю рынка, но при условии: если им не мешает зеленая повестка дома. Ведь в последние годы неопределенность регулирования из-за ускоренного перехода на альтернативную энергетику заставила, по крайней мере западные компании, сократить инвестиции в разработку месторождений», – пояснил «НГ» управляющий активами компании «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин.
Но несмотря на обозначенные минусы, по крайней мере для России участие в соглашениях ОПЕК+ выгоднее, чем неучастие, считают опрошенные «НГ» эксперты. «В текущей конфигурации у России осталось только несколько крупных покупателей нефти. Даже увеличивая свою добычу, невозможно увеличить спрос этих контрагентов или само их количество, – пояснил аналитик компании «Финам» Николай Дудченко. – Кроме этого, нахождение в контуре ОПЕК+ – это не только фактор налогово-бюджетной политики страны, но и отчасти геополитический вопрос».