От качества цемента зависит безопасность любого строения. Фото PhotoXPress.ru
Незаконный оборот цемента в России в прошлом году превысил 22% рынка, увеличившись с 2022 года более чем на полмиллиона тонн. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном Ассоциацией по техническому регулированию «АССТР» по заказу Союза производителей цемента «Союзцемент». Рынок уже насыщен фальсификатом, его объемы несколько лет растут невысокими темпами, но по сравнению с 2020 годом они увеличились почти в четыре раза. Для борьбы с подделками представители отрасли призывают вернуть государственный контроль и надзор за оборотом продукции, подчеркивая, что добросовестные производители не считают это избыточной нагрузкой.
Масштабы теневого рынка
Как показало исследование АССТР, объем предполагаемого незаконного оборота цемента в России в 2023 году составил 13,7 млн т, что соответствует 22,1% к общему объему рынка. На протяжении последних трех лет доля менялась незначительно, в 2021-2022 годах она составляла 21,3% (12,9 и 13,14 млн т соответственно). Но по сравнению с 2020 годом произошел резкий скачок: тогда некачественный и небезопасный цемент составлял всего 5,6% рынка (3,16 млн т). Причем начиная с 2015 года (18%, 11,7 млн т) динамика незаконного оборота год от года была нисходящей – а в 2021 году значительно выросла.
В 2016 году была введена обязательная сертификация цемента, которая эффективно действовала в сочетании с контролем за оборотом этой продукции и инспекционным контролем на границе каждой поставляемой из-за пределов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) партии цемента, пояснила исполнительный директор «Союзцемента» Дарья Мартынкина. А затем в 2021 году была запущена «регуляторная гильотина», упразднившая контроль и надзор за оборотом продукции на рынке, на проверки бизнеса наложен мораторий – все это привело к всплеску активности производителей фальсификата.
Сейчас рынок уже насыщен подделками, что объясняет стабильность их высокой доли в последние годы, отметила Дарья Мартынкина. Кроме того, ожидая возвращения госконтроля, недобросовестные производители в целях сохранения своего теневого бизнеса частично переориентировались на сухие строительные смеси, на которые достаточно иметь декларацию и нет контроля, добавила она.
Цементный фальсификат – смесь из небольшого количества настоящего цемента и ряда добавок, таких как шлак, зола, песок и т.д., в пропорциях, не отвечающих стандартам. Если он расфасован в упаковку, схожую до степени смешения с упаковкой добросовестного производителя, это уже контрафакт.
Такая продукция представляет угрозу жизни и здоровью потребителя. «Цемент – основа прочности любого строения, от его характеристик зависит безопасность. Конструкции, созданные с использованием некачественного цемента, могут не набрать прочность, что приведет к растрескиванию и разрушению. Их необходимо демонтировать, а это уже финансовый ущерб. Кроме того, такой цемент может иметь химический и радиационный фон», – отметила Дарья Мартынкина.
Незаконный оборот цемента также наносит ущерб государству и добросовестному бизнесу. Совокупный урон для бюджета в виде неуплаченных налогов, по подсчетам АССТР, составляет 18,1 млрд руб. за прошлый год. Официальные производители в 2023 году потеряли, по оценкам экспертов, 90,7 млрд руб. из-за серых конкурентов. Причем загрузка легальных предприятий в среднем по РФ за последние 10 лет составляет не более чем 61%, так что они спокойно могли бы заместить нелегальный цемент в случае его вытеснения с рынка.
Сертификаты и декларации
Для контроля качества цемента действует обязательная сертификация в специализированных центрах. В общей сложности в прошлом году на выпущенную в России продукцию было оформлено 287 сертификатов. По состоянию на 2023 год этой деятельностью имели право заниматься 15 органов сертификации. По оценке АССТР, из них только пять работали без нарушений, семь нарушали правила сертификации, еще три не проводили ее. Это определенный прогресс: до этого много лет соблюдали правила только четыре центра, а количество «спящих» структур варьировалось от 10 до 36.
Тем не менее, недобросовестная работа отдельных органов сертификации остается одним из возможных факторов поступления подделок на рынок. Один из центров, даже не имеющий соответствующей аккредитации, в своей рекламе обещал за 5-40 тыс. руб. предоставить сертификат всего за день – при том, что только испытания в лаборатории по ГОСТ занимают не менее 28 суток, рассказала президент АССТР Любовь Бондарь.
Также эксперты выявили еще один механизм, позволяющий недобросовестным производителям уходить от контроля и ответственности. Это подмена обязательной сертификации цемента декларированием его соответствия требованиям техрегламента ТР ТС 014 «О безопасности автомобильных дорог» и национальным стандартам на строительные смеси. Декларирование – упрощенный порядок, в ходе которого сам заявитель собирает документы, как он считает нужным, и заявляет, что, по его мнению, продукция соответствует установленным требованиям, а значит безопасна. Такая форма подтверждения соответствия установлена для некоторых товаров, в том числе и для цемента, используемого в дорожном строительстве. Недобросовестные производители также этим пользуются: в ходе исследования установлены многочисленные случаи получения деклараций вместо сертификатов на цемент, фактически предназначенный для общестроительного применения. В ходе анализа 49 действующих деклараций было установлено, что 35 из них (71,4%) приняты с нарушениями установленных требований.
Еще один возможный источник фальсификата – импорт, тенденция к увеличению которого прослеживается с 2020 года. За прошлый год в страну ввезено без малого 3,5 млн т цемента – на 30,3% больше, чем в 2022 году. В отношении продукции, завезенной из-за пределов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), было оформлено 46 сертификатов соответствия. Раньше Федеральная таможенная служба контролировала каждую импортируемую таким образом партию цемента. Сейчас такие полномочия у нее отсутствуют, хотя требование инспекционного контроля на границе закреплено постановлением правительства.
В своем исследовании АССТР проанализировала также эффективность госрегулирования оборота бетонных смесей. На эту продукцию требуются декларации о соответствии стандарту, подаваемые в заявительном порядке. В Росаккредитации содержатся сведения о зарегистрированных в 2023 году 1582 декларациях на товарный бетон, 801 из них (50,6%) имеет нарушения обязательных требований.
«Это говорит о том, что либо декларации заполняются некомпетентно, либо выпускается бетон неустановленного качества», – отметила Дарья Мартынкина. Среди нарушений – неверный выбор схем декларирования соответствия, неправильная и неполная идентификация продукции, проведение испытаний в неаккредитованных лабораториях. Это неэффективная форма подтверждения соответствия, нужно менять ее на обязательную сертификацию, предполагающую реальный контроль третьей независимой стороны, считает Любовь Бондарь.
Эксперты отмечают слабый контроль за аккредитованными органами сертификации и испытательными лабораториями, а также документами об утверждении соответствия. «В реестре таких документов содержится большое количество информации, которую можно было бы анализировать и делать выводы о возможных нарушениях. Но госорганы не уделяют этому достаточно внимания», – отметила Дарья Мартынкина.
Как определить подделку
В рамках исследования АССТР была проведена закупка в розничных торговых сетях и на маркетплейсах образцов цемента, которые реализовывались как с сертификатами, так и без них. Несертифицированный цемент, отобранный в ходе закупки, не соответствует нормам, а информация, размещенная на упаковках, вводит потребителя в заблуждение, констатировали в АССТР. Образцы сертифицированного цемента стандартам соответствовали – добросовестные производители обеспечивают контроль качества продукции согласно установленным требованиям, отметили авторы исследования.
В отсутствие государственного контроля и надзора за оборотом цемента добросовестные компании вынуждены сами заниматься выявлением признаков нарушений на рынке. Легальные производители находят десятки несоответствий, обращаются в правоохранительные органы и Роспотребнадзор, рассказала Любовь Бондарь. Только по одному обращению, по ее словам, есть решение суда – в рамках закона о защите прав потребителей продавца наказали штрафом за отсутствие сертификата. В большинстве случаев госорганы не принимают необходимых мер и не могут их принять, так как не обладают полномочиями.
«Можно предположить, что продавцы такой продукции с высокой долей вероятности знают о том, что продают фальсифицированный и контрафактный цемент, – считает Любовь Бондарь. – Все факты говорят о злоупотреблениях как поставщиков такой продукции в розничные сети, так и продавцов. Они формируют у покупателей ложное представление о продукции как якобы имеющей высокие потребительские свойства». Причем речь идет в том числе о крупнейших торговых сетях строительных материалов, подчеркнула эксперт.
Любовь Бондарь также обратила внимание, что в постановлении правительства о федеральном государственном контроле в сфере защиты прав потребителей, возлагающем контролирующие полномочия на Роспотребнадзор, нет объекта «цемент». Постановление нуждается в срочном изменении, подчеркнула она.
Но главное, по мнению представителей отрасли и экспертов, – это вернуть государственный контроль и надзор за оборотом отдельных видов строительных материалов, в том числе цемента. «Все добросовестные производители выступают за возвращение такого контроля и не считают его избыточной нагрузкой на бизнес. Против этого могут выступать только недобросовестные производители цемента», – уверена Дарья Мартынкина. Сейчас государственные органы все еще обсуждают, каким образом это сделать, ситуация тем временем затянулась на три года, отметила она. Кроме того, нужно вернуть инспекционные проверки каждой партии ввозимого из-за пределов ЕАЭС цемента и отменить мораторий на проверки – в сочетании все эти меры уже доказали свою эффективность несколько лет назад, добавила директор «Союзцемента».
Сейчас проводится эксперимент по цифровой маркировке цемента, само по себе это проблему не решит, но она может быть дополнительным инструментом контроля, отметила Дарья Мартынкина. Если она станет обязательной, код будет наноситься только на тарированную продукцию – мешки цемента 50 кг и меньше, рассказала исполнительный директор отраслевого объединения: это только 13% всего продаваемого цемента, но, возможно, в этом сегменте доля фальсификата упадет.
И сегодня без маркировки можно с высокой долей вероятности определить качество цемента в мешке. Если есть все данные – указан производитель, его контакты, номер сертификата, номер стандарта, согласно которому произведен цемент, знак обращения, полное и краткое наименование цемента, – скорее всего, это продукция добросовестного производителя. «Если информация отсутствует, есть какие-то придуманные стандарты, нет номера сертификата, а самое главное – не указан производитель и его контакты, наверняка это фальсификат», – отметила Дарья Мартынкина. Чтобы не приобрести поддельный цемент, в изобилии представленный на рынке, потребителю остается следовать этому правилу и тщательно проверять информацию на мешках, требовать сертификат соответствия на цемент и декларацию на бетон.
комментарии(0)