Социальная инфраструктура – неотъемлемая составляющая жилых кварталов «Главстроя», в том числе в Санкт-Петербурге. Фото с сайта www.glavstroy-spb.ru
На потребительские предпочтения в жилье оказывает влияние множество факторов. Например, как подмечают эксперты, пандемия коронавируса способствовала развитию внутренней инфраструктуры внутри жилых комплексов, изменению отношения горожан к ней, на предпочтения в планировочных решениях, переместив фокус на более функциональные решения, в частности европланировки. Резкое повышение ключевой ставки и растущая инфляция влияют на покупательную способность населения и на то, как и на что в итоге человек потратит свои сбережения, отдав предпочтение опять же более функциональному во всех отношениях продукту.
Сегодня покупателя мало удивить привлекательной ценой и интересующим его расположением, за свои деньги он хочет получить пакет «все включено». Поэтому девелоперы более тщательно относятся к разработке генплана нового проекта, его концепции и инфраструктурному наполнению.
Свою роль играет и портрет потребителя. В массовом сегменте жилья подавляющее большинство покупателей – это семьи с детьми. Им важно наличие kids-friendly-среды. Речь идет уже не только о наличии детской площадки с качелями и горкой. Сюда входят и нормы равенства, и грамотное разделение по возрастам, и обучение, и, конечно, безопасность.
Вслед за инфраструктурными объектами растет запрос на социальную составляющую, продуманное комьюнити. Поэтому девелоперы стремятся создавать отдельные общественные пространства для разнообразного досуга и комфортного общения жителей между собой. По итогу популярностью такие досуговые решения пользуются как у младшего поколения, так и у старшего.
Таким образом девелопер вносит свой вклад в формирование социокультурного кода в местах присутствия и мотивирует людей на активность и социализацию, что качественно влияет на последующее развитие локации и становление новых точек притяжения.
Человеческий капитал вообще является одним из главных драйверов развития социально-экономического благополучия страны. Такой подход отвечает и государственной политике, где в центре внимания стоит человек: реализация потенциала каждого гражданина, увеличение рождаемости, создание безопасной и побуждающей к развитию среды.
Задача современного застройщика не просто закрывать базовые потребности, а создавать новые ценности внутри проектов и регионов присутствия. В выигрыше же остаются те компании, которые такую стратегию развития выбрали не сейчас, когда повсеместно начали внедрять механизмы комплексного развития территорий, выпускать постановления о минимальных площадях квартир и т.д., а те, кто еще на этапе становления во главу угла ставил именно названные выше ценности.
Например, группа компаний-девелоперов «Главстрой», которую в 90-е создал российский промышленник Олег Дерипаска, стала одной из первых, кто выдвинул идею создания городских районов, полностью обеспеченных инфраструктурой с нуля. В Санкт-Петербурге флагманские объекты застройщика – жилой экорайон «Юнтолово» и жилой комплекс «Северная долина» – уже стали самодостаточными частями города. За время существования девелопер возвел и заселил свыше 100 жилых домов, построил и ввел в эксплуатацию пять школ и восемь детских садов.
Согласно опросу компании «Главстрой Регионы», наибольшее влияние на развитие молодого поколения оказывает социум – так считают 39% опрошенных. На втором месте – силы и труд родителей (18%), на третьем – личные качества человека (14%). Еще 13% россиян отмечают, что на развитие влияет инфраструктура у дома и городские пространства.
При этом более половины респондентов (57%) считают важным компонентом будущего места жительства наличие развитой детской инфраструктуры – как образовательной, так и развлекательной. Еще 30% согласны с тем, что лишними детские объекты не будут. Не обращают внимания на инфраструктурные решения для младшего поколения лишь 13% опрошенных.
В компании также поинтересовались, на наличие каких объектов детской инфраструктуры ориентируются при выборе жилья респонденты. Более трети россиян (36%) смотрят объекты, в составе которых представлены общеобразовательные школы. 19% отмечают кружки и секции дополнительного образования, для 16% важно наличие детских садов, для 12% – детских площадок. Каждый девятый респондент отмечает важность набирающих популярность в последние годы профильных школ. Оставшиеся 5% предпочли бы жить рядом с вузом.
Отвечая на вопрос, какие объекты развлекательно-образовательной инфраструктуры должны обязательно входить в состав современного жилого комплекса, на первое место россияне поставили функциональные места для досуга детей – так ответили 28% опрошенных. 25% выступают за присутствие общеобразовательных учреждений для детей в возрасте от 7 до 18 лет. 21% респондентов считают необходимым обустройство прогулочных зон, 18% – детских площадок. За обязательное наличие инфраструктуры для детей в возрасте от 0 до 7 лет высказались лишь 8% участников опроса.
«В своих проектах мы уделяем особое внимание социальной инфраструктуре как возможности улучшить жизнь во всем регионе присутствия. Социокультурная программа компании включает в себя формирование качественной городской среды и коммьюнити, столь важного для качественного развития социума, – отмечает коммерческий директор девелоперской компании «Главстрой Регионы» Алексей Артошин. – При этом доля покупателей с детьми в общем объеме спроса по нашим проектам превалирует. Поэтому строительство объектов детской и образовательной инфраструктуры – одна из наиболее важных задач, которая сегодня стоит перед застройщиком при тесном взаимодействии с муниципалитетами. Так, в одном из наших проектов в Московской области реализован масштабный образовательный кластер для обучения порядка 3,5 тыс. детей разных возрастов».
А, например, в Северной столице девелопер «Главстрой Санкт-Петербург» построил и ввел в эксплуатацию уже 20 социальных объектов в Выборгском и Приморском районах города. «Мы строим два больших проекта комплексного развития территории в Санкт-Петербурге. Школы, детские сады и поликлиники – это неотъемлемая составляющая экосистемы современных жилых кварталов, – рассказывает директор по управлению персоналом «Главстрой Санкт-Петербург» Анна Лях. – Помимо анализа клиентских предпочтений важно ориентироваться и на государственную политику и работать в тандеме с городом. Наша компания сотрудничает как с федеральными центрами дополнительного образования, так и с высшими учебными заведениями и ссузами, открывая на базе построенных школ профильные образовательные кластеры – по строительству, урбанистике и ИТ. Такой подход позволяет не только оказать помощь старшеклассникам в выборе будущих специальностей, но и популяризовать те профессии, в которых наблюдается кадровый голод, но которые так важны для поддержания экономики как отдельных регионов, так и страны в целом».