Музей истории Горьковского автозавода пробуждает у молодого поколения интерес к автомобильной технике. Фото со страницы Музея истории ГАЗ в «ВКонтакте»
Горьковский автозавод недавно провел очередную модернизацию, завершив новый этап перехода на цифровую систему управления. Рост производительности оборудования после запуска решения составил 15%. Подобные технические новинки внедряются на предприятии регулярно. В сочетании с эффективной кадровой политикой, в основе которой – широкое привлечение молодежи и использование творческого потенциала каждого работника, это позволяет предприятию прочно удерживать лидерство в выпуске легкой коммерческой техники и реализации новых высокотехнологичных проектов в автопроме.
Еще в начале 2000-х годов промышленник Олег Дерипаска провел кардинальную перестройку на автозаводе, сделав ставку на выращивание собственных компетентных кадров и лучшие мировые практики управления производством. Многие инициативы предпринимателя сейчас стали всероссийским трендом. Например, система профориентации, выстроенная на предприятии, считается образцовой. За четыре года доля трудоустроившихся на завод молодых специалистов увеличилась с 57 до 72%.
Работа с молодежью начинается еще до школы. Для детей в корпоративном Музее истории ГАЗ создано большое активно-познавательное пространство, где они могут опробовать тренажеры-симуляторы, проектировать автомобили, знакомиться с процессом их сборки, пройти мастер-классы. В прошлом году завод создал в школах – причем не каких-то элитных, а самых обычных – инженерно-технологические классы. «В четырех школах мы охватили классы с 7-го по 11-й, а в одной школе пошли на эксперимент – там дети начали изучать физику уже с 5-го класса. Мы закупили оборудование для лабораторий, организовали встречи ребят с сотрудниками автозавода, привлекли преподавателей», – рассказывала директор департамента развития персонала Горьковского автозавода Мария Казанцева.
Для развития школьников предприятие вкладывается и в дополнительное образование. Еще в начале 2000-х Олег Дерипаска инициировал по всей стране программу «Робототехника». Автозавод реализует такие проекты, как детские технопарки «Техноспейс» и «Кванториум ГАЗ», ежегодные олимпиады по робототехнике для школьников, фестиваль «ТехноФест», соревнования беспилотников «РобоКросс» для студентов. «Многие выпускники программы «Робототехника», отучившись в вузе, стали нашими сотрудниками», – отмечает Мария Казанцева.
С участием завода в 2022 году в Нижегородской области был создан образовательно-производственный кластер в рамках федерального проекта «Профессионалитет» – программы среднего профессионального образования. «В базовом Нижегородском автомеханическом техникуме мы оснастили мастерские и лаборатории самым современным оборудованием. Мехатронная станция, стенды для отработки навыков программирования и работы с 3D-принтерами, роботы-манипуляторы и станки с числовым программным управлением позволяют в короткий срок качественно подготовить специалистов по востребованным профессиям машиностроения, – рассказала Мария Казанцева. – В этом году базовыми центрами автомобильного кластера также станут Павловский автомеханический техникум и Нижегородский индустриальный колледж».
Еще один образовательный проект, уже для студентов вузов, – «Академия ИТ». 64 ее выпускника стали сотрудниками ИТ-подразделений автозавода и инженерного центра. «Ребята еще на этапе студенчества смогли погрузиться в реальные проекты автозавода, посмотреть, что им по душе», – отметила Мария Казанцева. Айтишники участвовали в подготовке к запуску новых модификаций «Соболя», «Валдая», других новинок, системы помощи водителю, беспилотных платформ, в проектах по импортозамещению, разрабатывали новую систему управления рекламациями. Во второй поток отобраны 58 человек.
Кроме того, в этом году прошла уже третья Инженерная олимпиада предприятия – в ней участвовали около 90 ребят 9–11-х классов. Финалисты получают дополнительные баллы при поступлении, а призеры вдобавок к этому еще и подарки от компании.
Молодежь стремится попасть на работу на автозавод не только потому, что это один из базовых работодателей региона – компания даже в не самых лучших условиях, в которых последнее время находился автопром, активно развивается, а значит, формирует уверенность в будущем у своих сотрудников. В основе производственных успехов лежит особая система непрерывных улучшений (кайдзен), которую автозавод внедрил по инициативе Олега Дерипаски еще 20 лет назад. Любой сотрудник на предприятии – не исполнитель, а творческий соавтор любого проекта. Каждый может выдвигать рационализаторские предложения, ежегодно принимается 7 тыс. новаций, за каждую из которых причитается премия. Это позволяет постоянно увеличивать производительность труда: за первое десятилетие работы по таким принципам она выросла в разы, сейчас в среднем растет на 5% в год.
Автоматизация процессов – еще один фактор успеха: около 80% операций на ключевых участках нижегородского автозавода автоматизировано – более 600 роботов сваривают, склеивают, окрашивают автомобили. Например, в сварочном цехе ручной труд уже не используется. Роботы пробиваются и в логистику, занимаясь транспортировкой деталей между различными участками. Кроме того, на заводе разворачивают масштабную систему мониторинга промышленного оборудования, позволяющую эффективно перераспределять его загрузку.
И, конечно, немаловажный фактор привлекательности Горьковского автомобильного завода – его социальные программы. Для ценных работников действует льготная ипотека: предприятие компенсирует половину платежа по основному долгу и субсидирует большую часть начислений по процентам. Особое место занимает создание комфортных условий жизни для сотрудников через развитие социальной инфраструктуры: создаются и реконструируются спортивные, образовательные, досуговые объекты, кружки и секции для детей, места для прогулок.