0
3527
Газета Экономика Печатная версия

26.08.2024 18:06:00

Горьковский автозавод делает ставку на молодежь

Заложенные Олегом Дерипаской кадровая политика и производственная система помогают предприятию прочно удерживать лидерство в отрасли

Тэги: горьковский автозавод, модернизация, цифровая система управления, кадровая политика, молодежь, олег дерипаска, кайдзен


горьковский автозавод, модернизация, цифровая система управления, кадровая политика, молодежь, олег дерипаска, кайдзен Музей истории Горьковского автозавода пробуждает у молодого поколения интерес к автомобильной технике. Фото со страницы Музея истории ГАЗ в «ВКонтакте»

Горьковский автозавод недавно провел очередную модернизацию, завершив новый этап перехода на цифровую систему управления. Рост производительности оборудования после запуска решения составил 15%. Подобные технические новинки внедряются на предприятии регулярно. В сочетании с эффективной кадровой политикой, в основе которой – широкое привлечение молодежи и использование творческого потенциала каждого работника, это позволяет предприятию прочно удерживать лидерство в выпуске легкой коммерческой техники и реализации новых высокотехнологичных проектов в автопроме.

Еще в начале 2000-х годов промышленник Олег Дерипаска провел кардинальную перестройку на автозаводе, сделав ставку на выращивание собственных компетентных кадров и лучшие мировые практики управления производством. Многие инициативы предпринимателя сейчас стали всероссийским трендом. Например, система профориентации, выстроенная на предприятии, считается образцовой. За четыре года доля трудоустроившихся на завод молодых специалистов увеличилась с 57 до 72%.

Работа с молодежью начинается еще до школы. Для детей в корпоративном Музее истории ГАЗ создано большое активно-познавательное пространство, где они могут опробовать тренажеры-симуляторы, проектировать автомобили, знакомиться с процессом их сборки, пройти мастер-классы. В прошлом году завод создал в школах – причем не каких-то элитных, а самых обычных – инженерно-технологические классы. «В четырех школах мы охватили классы с 7-го по 11-й, а в одной школе пошли на эксперимент – там дети начали изучать физику уже с 5-го класса. Мы закупили оборудование для лабораторий, организовали встречи ребят с сотрудниками автозавода, привлекли преподавателей», – рассказывала директор департамента развития персонала Горьковского автозавода Мария Казанцева.

Для развития школьников предприятие вкладывается и в дополнительное образование. Еще в начале 2000-х Олег Дерипаска инициировал по всей стране программу «Робототехника». Автозавод реализует такие проекты, как детские технопарки «Техноспейс» и «Кванториум ГАЗ», ежегодные олимпиады по робототехнике для школьников, фестиваль «ТехноФест», соревнования беспилотников «РобоКросс» для студентов. «Многие выпускники программы «Робототехника», отучившись в вузе, стали нашими сотрудниками», – отмечает Мария Казанцева.

С участием завода в 2022 году в Нижегородской области был создан образовательно-производственный кластер в рамках федерального проекта «Профессионалитет» – программы среднего профессионального образования. «В базовом Нижегородском автомеханическом техникуме мы оснастили мастерские и лаборатории самым современным оборудованием. Мехатронная станция, стенды для отработки навыков программирования и работы с 3D-принтерами, роботы-манипуляторы и станки с числовым программным управлением позволяют в короткий срок качественно подготовить специалистов по востребованным профессиям машиностроения, – рассказала Мария Казанцева. – В этом году базовыми центрами автомобильного кластера также станут Павловский автомеханический техникум и Нижегородский индустриальный колледж».

Еще один образовательный проект, уже для студентов вузов, – «Академия ИТ». 64 ее выпускника стали сотрудниками ИТ-подразделений автозавода и инженерного центра. «Ребята еще на этапе студенчества смогли погрузиться в реальные проекты автозавода, посмотреть, что им по душе», – отметила Мария Казанцева. Айтишники участвовали в подготовке к запуску новых модификаций «Соболя», «Валдая», других новинок, системы помощи водителю, беспилотных платформ, в проектах по импортозамещению, разрабатывали новую систему управления рекламациями. Во второй поток отобраны 58 человек.

Кроме того, в этом году прошла уже третья Инженерная олимпиада предприятия – в ней участвовали около 90 ребят 9–11-х классов. Финалисты получают дополнительные баллы при поступлении, а призеры вдобавок к этому еще и подарки от компании.

Молодежь стремится попасть на работу на автозавод не только потому, что это один из базовых работодателей региона – компания даже в не самых лучших условиях, в которых последнее время находился автопром, активно развивается, а значит, формирует уверенность в будущем у своих сотрудников. В основе производственных успехов лежит особая система непрерывных улучшений (кайдзен), которую автозавод внедрил по инициативе Олега Дерипаски еще 20 лет назад. Любой сотрудник на предприятии – не исполнитель, а творческий соавтор любого проекта. Каждый может выдвигать рационализаторские предложения, ежегодно принимается 7 тыс. новаций, за каждую из которых причитается премия. Это позволяет постоянно увеличивать производительность труда: за первое десятилетие работы по таким принципам она выросла в разы, сейчас в среднем растет на 5% в год.

Автоматизация процессов – еще один фактор успеха: около 80% операций на ключевых участках нижегородского автозавода автоматизировано – более 600 роботов сваривают, склеивают, окрашивают автомобили. Например, в сварочном цехе ручной труд уже не используется. Роботы пробиваются и в логистику, занимаясь транспортировкой деталей между различными участками. Кроме того, на заводе разворачивают масштабную систему мониторинга промышленного оборудования, позволяющую эффективно перераспределять его загрузку.

И, конечно, немаловажный фактор привлекательности Горьковского автомобильного завода – его социальные программы. Для ценных работников действует льготная ипотека: предприятие компенсирует половину платежа по основному долгу и субсидирует большую часть начислений по процентам. Особое место занимает создание комфортных условий жизни для сотрудников через развитие социальной инфраструктуры: создаются и реконструируются спортивные, образовательные, досуговые объекты, кружки и секции для детей, места для прогулок. 


Читайте также


Историческим павильонам ВДНХ дают новую жизнь

Историческим павильонам ВДНХ дают новую жизнь

Елена Крапчатова

Специалисты уже отреставрировали 38 из 49 объектов культурного наследия выставки

0
1324
Несовершенство системы образования ведет к росту академической мобильности

Несовершенство системы образования ведет к росту академической мобильности

Даниэль Камари

За 10 лет соотношение студентов, обучающихся в столице и в регионах, сильно изменилось

0
3380
Ливия может стать для РФ запасным аэродромом

Ливия может стать для РФ запасным аэродромом

Игорь Субботин

Эксперты отмечают, что Москве было бы выгодно закрепиться на юге бывшей Джамахирии

0
3397
Горьковский автозавод наградили за качество

Горьковский автозавод наградили за качество

Андрей Гусейнов

Предприятие отмечено правительственной премией

0
2611

Другие новости