Эксперименты с производством водорода в качестве топлива продолжаются во многих странах мира. Фото с сайта www.gazprom.ru
Идеология «борьбы с изменением климата» переживает самый болезненный кризис в столкновении с экономическими реалиями. Водородная энергетика или водородное топливо остаются на уровне глубоко убыточных проектов. Попытки извлечения углерода из атмосферы также не приблизились к уровню хотя бы нулевой рентабельности. Большинство развивающихся стран игнорируют идеологию зеленой трансформации. А лидеры нефтедобывающих стран называют борьбу с ископаемым топливом непродуманной попыткой вернуть мир к пещерному существованию. И даже европейцы теперь называют отказ от бензинового транспорта спорным и необоснованным решением.
Созданная западными лидерами идеология «борьбы с изменением климата» и низкоуглеродной трансформации разбивается о реальность.
«Независимая газета» уже писала о провале Парижского соглашения (см. номер от 13.11.23). Недостижимость климатических целей Парижского соглашения в прошлом году признали главные лоббисты зеленой повестки Всемирного экономического форума (WEF). Выбросы парниковых газов не сокращаются, а увеличиваются. При этом средний рост температуры в регионах давно превысил названный климатическим соглашением порог в 1,5 градуса. Остановить потепление и рост парниковой эмиссии будет невозможно даже в случае более жесткого торможения глобальной экономики, чем во времена пандемии, указывают эксперты.
Последний отчет британского Института энергетики также показал бессмысленность усилий западных стран по сокращению энергопотребления и ограничению сжигания ископаемого топлива. За последнее десятилетие Европа сократила душевое потребление энергии примерно на 1%. Тогда как Индия и Китай увеличили его на 3%, причем в значительной части за счет большего сжигания угля и другого ископаемого топлива. В результате общая парниковая эмиссия достигла исторического максимума. А потребление энергии Китаем на человека впервые сравнялось с европейским уровнем (см. «НГ» от 20.06.24).
Кроме недостижимости глобальной цели снижения углеродной эмиссии наблюдатели признают сегодня и технологическую несостоятельность низкоуглеродного будущего или так называемой водородной энергетики. В подавляющем большинстве современных проектов водородной энергетики нет ни одного клиента, который бы купил это новое топливо, сообщает агентство Bloomberg в материале «Почему почти никто не покупает «зеленый» водород».
Потенциал водорода в качестве безуглеродного топлива вызвал во многих странах беспрецедентный ажиотаж. Компании и правительства по всему миру планируют построить почти 1600 заводов для производства водорода. Этот горючий газ может быть получен экологически чистым способом с использованием энергии ветра или солнца в процессе электролиза обычной воды. Есть только одна проблема: в подавляющем большинстве этих проектов нет ни одного клиента, который бы купил топливо, отмечается в публикации Bloomberg. Среди тех немногих стран, у которых есть какое-либо соглашение о покупке топлива, большинство имеют расплывчатые, ни к чему не обязывающие формулировки, которые могут быть легко проигнорированы. Многие из тех проектов, которые сейчас с большой помпой преподносятся странами, готовыми стать «Саудовской Аравией водорода», скорее всего никогда не будут реализованы, утверждает агентство. Кроме того, только 12% водородных электростанций имеют клиентов с соглашениями на использование топлива.
Причины таких неубедительных достижений водородной энергетики – в неконкурентоспособных ценах, в высоких технологических рисках и больших проектных затратах. Кроме того, даже успех идеологического навязывания водородных технологий окажется бесполезным на фоне растущего потребления ископаемого топлива на планете. Однако нужно признать, что почти в каждой стране сформировались большие группы специалистов, которые эксплуатируют идеологию «борьбы с изменением климата». И эти группы не заинтересованы в признании недостижимости декларируемых целей, а также отсутствии технических возможностей для этого. Поэтому любые высказывания политиков, которые ставят под сомнение идеологию «зеленого сумасшествия», воспринимаются чуть ли не как скандал.
Последний такой «скандал» случился на Конференции ООН по изменению климата (COP28).
Президент COP28 Султан Аль-Джабер заявил, что «нет никаких научных обоснований», которые указывали бы на необходимость поэтапного отказа от ископаемого топлива для ограничения глобального потепления. Аль Джабер также сказал, что поэтапный отказ от ископаемого топлива не позволит обеспечить устойчивое развитие, «если только вы не хотите вернуть мир обратно в пещеры» (новая Конференция ООН по климату состоится в Баку 11–22 ноября 2024 года).
Еще одна плохая новость для идеологии зеленой трансформации – это признание учеными невозможности искусственного сокращения концентрации углекислого газа в атмосфере Земли с помощью установок улавливания и связывания углерода. Улавливание углерода не способно соревноваться с растущими масштабами эмиссии, признают новостные агентства.
Примечательно, что единственной страной, которая использовала на пользу своей экономики идеологию зеленой трансформации, оказался Китай. Китайцы смогли опередить западные страны в производстве солнечных панелей или электромобилей. И руководство КНР не собирается отказываться от деклараций зеленой трансформации при одновременном увеличении своей парниковой эмиссии. Китайцы, возможно, понимают, что изменение климата – это неотъемлемое свойство планеты Земля. Поэтому бороться с изменением климата Земли абсолютно бессмысленно. Но если на этой «борьбе» можно заработать, то почему бы это не сделать.
В прошлый четверг вице-премьер Госсовета КНР Лю Гочжун призвал к скоординированным усилиям по продвижению зеленого и низкоуглеродного развития, дальнейшему укреплению защиты экологии и окружающей среды, а также обеспечению неуклонного прогресса в достижении «двух углеродных целей» страны: достижение пика выбросов углекислого газа к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 году.