Старые электросети, построенные 50–70 лет назад, требуют реконструкции и замены. Фото со страницы «Россети» в «ВКонтакте»
Недавний энергоколлапс на юге России в очередной раз поставил вопрос о состоянии всей энергетической системы страны. Эксперты обращают внимание не только на нехватку генерирующих мощностей, но и на изношенность сетей, которая регулярно приводит к отключениям света. Электросетевой комплекс нуждается в модернизации, для проведения которой остро не хватает финансирования.
«Массовок» все больше
Периоды пиковых нагрузок в российской энергосистеме нередко сопровождаются авариями и сбоями. Яркой иллюстрацией стали недавние события на юге страны. В июле на фоне жары здесь был установлен исторический рекорд суточного потребления мощности – 20 954 МВт. Потребление электроэнергии выросло более чем на 20% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года, энергосистема работала на пределе возможностей, отмечали в Минэнерго.
Где тонко – там рвется: отказы систем и аварии на объектах генерации и электросетевого хозяйства привели к веерному отключению электроэнергии. В Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Крыму, Севастополе миллионы человек остались без света. «Ситуация на юге показала, что в электроэнергетике цена не так важна, как доступность. Люди были готовы платить любую цену за работающий кондиционер», – отметил в недавнем интервью глава «Совета рынка» Максим Быстров
Причиной блэкаута называют недостаток генерирующих мощностей. Это проблема сразу нескольких крупных российских территорий: энергодефицитными являются юг страны, юго-восточная Сибирь, Дальний Восток. Энергопотребление растет в целом по стране, но здесь его темпы особенно заметны. Дефицит будет нарастать: согласно Схеме и программе развития электроэнергетических систем на 2024-2029 годы, нехватка генерации в юго-восточной Сибири составит не менее 1,225 ГВт, на Дальнем Востоке – не менее 1,348 ГВт с возможностью увеличения до 1,935 ГВт, в юго-западной части Объединенной энергосистемы Юга – не менее 857 МВт с возможностью увеличения до 1,286 ГВт. Это больше предыдущих прогнозов.
Рост энергопотребления вызывает нагрузку на энергосистему, с которой она не всегда справляется. Население наращивает этот показатель быстрее бизнеса – 2,9% и 0,9% в год соответственно. Причем в этом году за январь-май в целом по Единой энергосистеме России прирост составил порядка 6% по сравнению с прошлым годом, что в 1,5 раза быстрее, чем по всем остальным группам, рассказывал Максим Быстров. Для населения тарифы ниже, поэтому глава «Совета рынка» предположил, что к ним всеми способами пытаются присоединиться экономические субъекты. Разворот российской экономики на Восток, развитие промышленности и малого бизнеса в Сибири тоже вносит свой вклад.
Но проблема не только в энергодефиците. Состояние электросетей тоже вызывает вопросы, особенно зимой, когда регулярно возникают нарушения энергоснабжения. В прошлом сезоне это было хорошо заметно. «У нас 48 массовых аварий было, они затронули порядка 5 млн человек, – рассказывал в конце февраля замминистра энергетики Евгений Грабчак. – В прошлом году было 15 «массовок». В этом году «массовки» часто подолгу ликвидировались – больше недели, в том числе в таких благополучных регионах как Ростовская область и Краснодарский край».
В магистральном комплексе ситуация относительно нормальная, аварийность около нуля, а вот в распределительных сетях сбои возникают регулярно. Среди факторов риска – накопленный износ при хроническом недостатке инвестиционных средств. «Второй фактор – климат значительно меняется. Не проектировался электросетевой комплекс под ту климатику, которая сейчас есть: гололед, сейсмичность, ветра, ураганы», – отметил Евгений Грабчак.
Новую инфраструктуру можно планировать и строить с учетом экстремальных погодных изменений. Но уже используемые старые сети, построенные 50-70 лет назад, требуют реконструкции и замены. Они не рассчитаны на нагрузки, возросшие из-за массовых подключений электрокотлов зимой и кондиционеров летом, не говоря уже об оборудовании для майнинга криптовалют. По экспертным оценкам, износ распределительных сетей в целом по стране может составлять около 70%, в некоторых регионах – еще выше. Что особенно опасно, речь идет о территориях с растущим энергопотреблением и дефицитом генерации.
«Некоторые регионы стали очень модными у застройщиков. Люди хотят покупать квартиры, например, в Краснодарском крае – там строятся новые жилые комплексы, и зачастую это все «садится» на старую инфраструктуру», – рассказал «НГ» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
«В Сибири и на Дальнем Востоке, кажется, до сих пор никто не рассматривает ветхие сети как серьезную проблему – до той поры, пока в 40-градусный мороз какая-нибудь подстанция не выйдет из строя и не погаснет полрегиона, – отмечает профессор ВШЭ Марат Баширов. – Тогда, конечно, вспомнят, сколько лет эксплуатируется какая-нибудь условная ТЭЦ в Бурятии и сколько тащит на себе нагрузки старый кабель в Хакасии».
«Сети изношены, необходимы серьезные вложения в их ремонт, – комментировал ситуацию в Иркутской области директор Института систем энергетики имени Л.А.Мелентьева Сибирского отделения РАН, академик Валерий Стенников. – Общий износ сетей, по разным данным, достигает 70%, а в отдельных районах области и выше. Мы видим, что в последние годы все чаще происходят отключения электричества. Особенно на это жалуются жители Иркутского района, аварии на сетях на этой территории происходят регулярно. Если вплотную не заняться этим вопросом, ситуация только усугубится. Обновление сетей – это, можно сказать, жизненная необходимость. Затягивать с этим нельзя. Нужны средства, чтобы обновлять все это сетевое хозяйство».
За инфляцией не угнаться
Вопрос о средствах на модернизацию электросетей – ключевой. Основным источником финансирования инвестпрограмм сетевых организаций являются тарифы, регулируемые государством. Они сильно отличаются от региона к региону. Общие правила таковы: индексация проводится с учетом инфляции, при этом тарифы для населения устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня, а разницу оплачивают остальные потребители – промышленность, малый бизнес. Перекрестное субсидирование было введено еще в 1990-е годы в качестве инструмента социальной поддержки, и за это время ежегодный объем доплаты достиг 300 млрд руб. Сейчас энергоцены для населения в среднем на 30% ниже, чем для промышленности, и разрыв растет.
Бизнес может перекладывать затраты на перекрестное субсидирование в стоимость конечной продукции – это разгоняет инфляцию, но позволяет экономическим субъектам компенсировать издержки. Сетевые компании, недополучающие средства из-за низких тарифов, такой компенсации не имеют, при этом со своими поставщиками работают на рыночных условиях, при постоянном росте цен. В результате объем инвестиций на строительство новых сетей и подстанций, поддержание имеющихся объектов в нормативном состоянии падает, что напрямую влияет на надежность энергоснабжения потребителей, сокращаются возможности для подключения новых потребителей.
Особенно остро ситуация складывается, очевидно, в регионах с наиболее низкими тарифами для населения. Например, в Иркутской области с 1 июля 2024 года городские жители платят 1,58 руб. за кВт-ч, сельские – 1,1 руб. Это самые низкие по стране ставки, для сравнения – в Краснодарском крае городской тариф составляет уже 6,53 руб. за кВт-ч.
«Угнаться за темпами инфляции тариф не способен. Сейчас мы какие-то ремонтные программы даже начинаем сокращать, потому что не помещаемся в те деньги, которые есть», – признавался журналистам генеральный директор компании «Россети Сибирь» Павел Акилин. «Распределительная сеть у нас финансируется исторически по остаточному принципу. Тарифы подвержены социальным колебаниям», – отмечал Евгений Грабчак. «Инвестиции в распределительные сети, в электросетевое хозяйство в целом недостаточны. Есть объективный износ и при этом отставание темпов роста тарифов на электроэнергию от затрат, которые необходимо регулярно осуществлять, чтобы модернизировать сети», – констатирует Станислав Митрахович.
Рост тарифов неизбежен?
Идей, как решить проблему, высказывается немало. Сети лоббируют заключение регуляторных соглашений с регионами с установлением тарифов на долгосрочный период – 5-10 лет. В Минэнерго считают, что надежность энергоснабжения повысит закон о системообразующих территориальных сетевых организациях, который вскоре вступит силу. Такие системообразующие компании будут в том числе обеспечивать эксплуатацию бесхозяйных объектов и ликвидацию на них последствий аварийных ситуаций.
А по инициативе ФАС России разработан проект постановления правительства РФ о целевом характере амортизационных отчислений в электросетевом комплексе – сетевые организации должны будут тратить их на инвестпрограмму и ремонты, в противном случае регулятор исключит компенсацию амортизации из тарифа. Мера необходима из-за дефицита источников на инвестиции и ремонты в условиях ограничения темпов роста тарифов, отмечается в документах ФАС.
«Проект направлен на целевое расходование амортизации на реализацию инвестиционной программы, в том числе мероприятий по повышению надежности и качества электроснабжения потребителей. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия. Данный проект не приведет к дополнительному росту тарифов для граждан», – рассказали «НГ» в ведомстве.
Впрочем, роста тарифов для населения избежать, по-видимому, не удастся. Регионы имеют право дифференцировать ставки в зависимости от уровня потребления, и федеральный Центр активно их к этому подталкивает. Пока многие субъекты РФ откровенно саботируют идею. При среднем по России энергопотреблении домовладений в районе 200 кВт-ч в месяц верхняя планка диапазона, в котором применяются льготные цены, устанавливается на уровне, например, 11 тыс. кВт-ч в месяц. Чемпионом стала Иркутская область: по самым низким в стране тарифам оплачивается потребление в пределах 25 тыс. кВт-ч в месяц.
«В Конституции РФ написано, что у нас социальное государство. Мы можем позволить себе в обоснованных пределах субсидировать тарифы населения. Гораздо лучше было бы перейти на целевые субсидии для недостаточно обеспеченных домохозяйств, – считает Максим Быстров. – Для этого и был придуман механизм дифференциации тарифов для населения по объемам потребления электроэнергии. Регионы придумали издевательские потолки льготного потребления – 10-20 тыс. кВт-ч в месяц. Потребление на уровне 25 тыс. – это явно не домохозяйства, а майнинговая ферма плюс врачебный кабинет, магазин и автосервис!»
Станислав Митрахович называет несколько способов решения проблемы блэкаутов: «Во-первых, за счет неизбежного роста тарифов вкладываться в инфраструктуру и не ждать, что это даст мгновенный ответ. И, во-вторых, когда мы планируем развитие, например, строим новые жилые комплексы и т.д., надо делать это с учетом имеющейся инфраструктуры и планов ее развития, а не так, что наша задача построить, а дальше крутитесь как хотите. Власти должны держать это под контролем, чтобы новая застройка обязательно учитывала состояние электроэнергетической инфраструктуры».
У сетей есть потенциал снижения издержек, вопрос в том, как его реализовывать – например, рассматривается введение бенчмарков (эталонов) затрат на содержание сетей, указал заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев в комментарии «НГ». «В итоге, я думаю, согласуют рост тарифов выше ранее запланированного, – говорит он. – Однако для отрасли полезнее было бы создание долгосрочных стимулов повышения эффективности и правильного распределения издержек, в том числе с учетом вопросов перекрестного субсидирования. При этом учитывая главенство в экономике задач макроэкономической стабилизации (регулирования инфляции через ключевую ставку, что регулярно приводит к высоким коммерческим ставкам), полезно организовывать финансирование крупных инвестиционных программ в отрасли не через заемный капитал».
«Дело не столько в тарифах, сколько в том, что сейчас стране нужен новый этап государственных инициатив по обеспечению российского потребителя доступной и надежной электроэнергией», – считает исполнительный директор Института экономики роста имени П.А.Столыпина Антон Свириденко. В прошлом веке был реализован план ГОЭЛРО, решивший проблему электрификации страны. В 2008-2017 годах проводилась программа по развитию генерации по договорам поставки мощности, которая позволила обновить около 15% всей электрической мощности в РФ, объем инвестиций составил порядка 4 трлн руб. Сейчас ее эффект уже недостаточен, констатирует эксперт.
«При текущей динамике роста потребления энергоресурсов нужна новая продуманная программа, которая будет включать в себя как задачи по внедрению умных решений в электроэнергетике, так и создание необходимых участков новой генерации и укрепление сетей, которые сейчас являются слабыми местами в системе, – подчеркнул Антон Свириденко. – Другими словами, нужен план ГОЭЛРО XXI века, только с меньшими масштабами, учитывая мировые «зеленые тренды», основанный на реальных потребностях экономики. Он должен быть принят с учетом и интересов развития не только центральных регионов России, но и опорных территорий Сибири и Дальнего Востока, а также нового географического распределения населения и производительных сил».