0
2428
Газета Экономика Печатная версия

24.07.2024 19:58:00

Между "индустриальной элитой" и "заводской рутиной"

Каждый четвертый россиянин пока не уверен в престижности рабочих профессий

Тэги: вциом, опрос, рабочие профессии, промпредприятия, престижная работа, зарплата, индустриальная элита, заводская рутина

Online-версия

вциом, опрос, рабочие профессии, промпредприятия, престижная работа, зарплата, индустриальная элита, заводская рутина Фото Reuters

Работа на промышленных предприятиях возвращает общественный престиж, объявил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Более 60% опрошенных россиян считают работу в промышленности престижной – прежде всего это обусловлено значимостью рабочих специальностей, которая стала остро ощущаться в последние годы. Упоминается и рост зарплат. Однако каждый четвертый все равно сомневается, причем из-за зарплат, которые хоть и выросли, но все равно не везде достигли желаемого работниками уровня.

И 20 лет назад, и пятью годами ранее, накануне пандемии, в российской экономике на первом месте по спросу на персонал была сфера торговли. Именно торговые организации размещали больше всего вакансий.

Но за последние примерно три года ситуация кардинально изменилась. Теперь ретейл уверенно потеснили прежде всего промышленность, а также строительство. Именно эти два сектора формируют сейчас основной спрос на рабочую силу. Об этом сообщили в среду в своем новом обзоре эксперты исследовательского центра портала Superjob.ru.

Социологи на этом фоне решили выяснить, как сегодня российские граждане относятся к рабочим профессиям и к работе на промышленных предприятиях. «Российская промышленность после распада СССР переживала непростые времена. В последние десятилетия ситуация меняется в лучшую сторону, – отметили специалисты ВЦИОМ. – Укрепить позиции и адаптироваться к новым экономическим условиям помогли модернизация производственной сферы, инвестиции, господдержка, технологические инновации. Импульсом стала и ориентация на импортозамещение».

Образ и промышленности как таковой, и работника промышленных предприятий – это «сложный феномен, формирующийся под влиянием множества факторов». «Зачастую люди склонны упрощать или идеализировать восприятие тех или иных профессий, социальных групп или явлений, не осознавая всей сложности и многогранности реальной картины», – предупредили социологи.

Проведя в июле всероссийский опрос 1,6 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет, ВЦИОМ выяснил, что около 61% граждан, принявших в исследовании участие, называют сейчас работу в промышленности в той или иной степени престижной. Однако около 25% респондентов в этой престижности так или иначе сомневаются. Еще 14%, что, уточним, немало, в принципе затруднились с ответом.

Позитивно настроенные респонденты, которые назвали работу в промышленности престижной, чаще всего в качестве обоснования упоминали значимость рабочих специальностей для развития экономики и общества, высокий уровень заработной платы, возможность карьерного роста и развития, использование новейших технологий и оборудования. Также они указали на привлекательные теперь социальные льготы и бонусы.

Скептики же, для которых престижность рабочих профессий вовсе не очевидна, чаще всего и порой вопреки всей новостной повестке последних нескольких лет упоминали низкий уровень заработной платы. Также они ссылались на неблагоприятные условия труда, как раз на отсутствие общественного признания рабочих специальностей. При этом они сообщали о непривлекательности и нежелательности физического труда, тем более что работать, по их мнению, предстоит с устаревшими технологиями, и сама эта работа слишком монотонна и скучна.

Возвращаясь к проблеме зарплат, социологи уточнили, что особенно часто о низкой оплате труда промышленных работников в контексте престижа отрасли говорят жители села, небольших населенных пунктов и небольших городов. Тогда как в двух столицах чаще говорят о низкой привлекательности физического труда. Кроме того, низкая оплата труда оказалась особенно важным фактором непрестижности для граждан с плохим материальным положением.

Еще одна деталь: молодежь (респонденты 18–35 лет) заметно чаще говорит о непрестижности в контексте монотонной и повторяющейся работы и тоже низкой привлекательности физического труда. «Видимо, молодежь больше ориентирована на творческую работу и комфортные условия», – предположили эксперты ВЦИОМ.

В итоге по-разному участники опроса оценивают и сам жизненный путь, который приводит работников на промышленные предприятия. Те респонденты, которые считают такую работу престижной, чаще всего сообщают, что, по их оценкам, в промышленные отрасли в основном приходят люди «технического склада ума», увлекающиеся точными и инженерными науками. Скептики, сомневающиеся в престижности, отвечают иначе. Чаще всего они высказывают мнение, что в промышленность идут «из-за необходимости», например, потому, что там, где работники живут, нет других мест для трудоустройства.

И ключевой момент, который нельзя не упомянуть. На основе чего респонденты формируют такие разные мнения? В этом случае список пестрый, тем более что респонденты могли давать несколько ответов.

Выяснилось, что и у тех, кто считает работу в промышленности престижной, и у тех, кто с этим не согласен, есть два ключевых источника информации: отзывы и мнения знакомых или родственников, а также личный опыт работы в промышленности. У позитивно настроенных респондентов доли упоминаний перечисленных вариантов распределены соответственно следующим образом: 36% и 25%. А у скептиков – соответственно 48% и 36%.

Видимо, главное различие касается третьего по популярности источника информации. У позитивно настроенных респондентов это новостные передачи (21% упоминаний), а у скептиков – интернет-сайты различной направленности (15%). Кроме того, позитивно настроенные респонденты чаще, чем скептики, ориентируются на выделенные отдельным пунктом аналитические передачи (11% против 5%), на социальную рекламу (10% против 7%), на выставки и конференции (9% против 5%), на печатные СМИ (7% против 3%) и даже на телесериалы и фильмы – 5% против 2%.

По мнению социологов, исследование доказывает важность проведения коммуникационной работы с действующими и потенциальными работниками промпредприятий. «Сейчас в стране много профессионалов, востребованных именно в промышленной отрасли. Но для работы они выбирают другие рынки. Без активного информирования потенциальных работников о созданных на предприятиях условиях будет сложнее нанять высококвалифицированного сотрудника», – пояснил эксперт ВЦИОМ-Консалтинг Иван Грузинов.

Фактически в общественном мнении сегодня сформировались два прямо противоположных, но при этом сосуществующих образа промышленности. «Первый образ (его условно можно назвать «Новая индустриальная элита») – это образ престижной промышленности, оснащенной новейшим оборудованием и современными технологиями, куда люди идут по призванию, в силу «технического» склада ума или как продолжатели трудовых династий. Эта работа воспринимается как социально значимая, с хорошим уровнем оплаты труда рабочих, социальными бонусами и возможностью карьерного роста», – пояснили эксперты ВЦИОМ. Перед нами успешная, современная и высокотехнологичная промышленность, которая генерирует интеллектуальный и кадровый потенциал страны, олицетворяя технологическое лидерство и промышленную мощь государства.

Но есть и второй вариант, который социологи условно назвали «Заводская рутина». «Это образ непрестижной промышленности. Здесь, напротив, зарплаты невысокие, а условия труда тяжелые, работать приходится на устаревшем оборудовании, выполняя монотонный и однообразный труд. Люди работают здесь в основном вынужденно или потому, что не смогли либо не пытались достичь успехов в других направлениях», – пояснил ВЦИОМ. По его уточнению, этот образ в большей степени напоминает промышленное наследие периода экономического кризиса 1990-х годов. 


Читайте также


Снижение бедности не означает сокращения неравенства

Снижение бедности не означает сокращения неравенства

Анастасия Башкатова

Россияне хотели бы получать не менее 100 тысяч рублей в месяц

0
2026
Социологи подсчитывают «курские потери» рейтинга президента

Социологи подсчитывают «курские потери» рейтинга президента

Иван Родин

Уклончивые ответы на вопрос об отношении к власти показывают на рост недовольства

0
3690
США уговаривают Си Цзиньпина встретиться с Байденом

США уговаривают Си Цзиньпина встретиться с Байденом

Владимир Скосырев

Белый дом хочет улучшить имидж уходящего президента в глазах американцев

0
2677
СВО изменила представления о социальной справедливости в стране

СВО изменила представления о социальной справедливости в стране

Ольга Соловьева

Большинство населения не устраивает неравный доступ к медицине

0
2845

Другие новости