Нефтяной экспорт России обеспечивает большую долю ее положительного внешнеторгового сальдо. Фото РИА Новости
Базовой задачей внешнеэкономической политики РФ в среднесрочной перспективе становится обеспечение позитивного вклада чистого экспорта в развитие отечественной экономики, утверждают ученые из академического Института народнохозяйственного прогнозирования. Чистый экспорт – это превышение вывоза активов из России над ежегодными объемами импорта, который обычно находится в интервале от 100 до 300 млрд долл. в год. Такой неэквивалентный обмен многие называют колониальными платежами в пользу иностранных государств. Накопленное превышение экспорта над импортом за историю новой России уже превысило 4 трлн долл. Поэтому экономисты и предлагают найти способ поставить на пользу развития России ее многомиллиардный чистый экспорт.
Формирование технологического суверенитета России, а затем и технологического лидерства по отдельным направлениям требует расширения научно-технологических связей с дружественными странами, а также взаимного обмена результатами научных исследований и разработок, утверждается в новом докладе Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН под названием «Трансформация мировой экономики: возможности и риски для России».
Изменение принципов функционирования мировой экономики, рост конфликтности между развитыми и развивающимися странами остро ставят вопрос о переконфигурации торговых и производственных связей. В этих условиях наша страна должна иметь внятную концепцию развития производственной кооперации как на евразийском пространстве, так и в более широком глобальном контексте, считают экономисты. В ближайшее десятилетие адекватной задачей для российской внешней торговли можно считать обеспечение позитивного либо нейтрального вклада в экономическую динамику чистого экспорта.
Такая относительно скромная задача связана с необходимостью существенного наращивания инвестиционных вложений в обновление активной части основных фондов, что невозможно без существенных закупок импортных машин и оборудования. В свою очередь, рост экспорта будет сдерживаться ограничениями в сырьевом секторе.
В связи с этим высокую актуальность имеет диверсификация деятельности крупнейших российских сырьевых компаний, направленная на производственную, организационную и финансовую поддержку экспортной деятельности.
За годы до начала украинской спецоперации чистый товарный экспорт РФ составлял около 120 млрд долл. в год. Эта сумма распределялась между приростом государственных резервов (так называемой подушки безопасности) и размещением частных российских активов в иностранных государствах. В 2022 году наша страна пережила самое крупное в истории «экономическое кровопускание», когда вывоз ресурсов из РФ превысил импорт более чем 250 млрд долл. В дополнение к некомпенсированному вывозу ресурсов Россия потеряла еще около 300 млрд долл. в виде арестованных или замороженных государственных резервов и активов. Таким образом, в 2022 году страна столкнулась с самыми крупными однократными экономическими потерями. А с учетом аномальных скидок на товары российского экспорта ущерб был более 550 млрд долл. (см. «НГ» от 24.12.22).
Состав стран альтернативной платежной зоны и потоки взаимной торговли агропромышленной продукции. Площадь каждого круга соответствует объемам внутренних рынков зерновых, мяса и субпродуктов, толщина стрелок – объемам взаимной торговли продовольствием, удобрениями и сельхозтехникой. Источник: ИНП РАН |
В текущем году также будет отмечен некомпенсированный вывоз товаров (чистый экспорт) в объеме более 120 млрд долл. Сальдо торгового баланса РФ за январь-май выросло на 16,3% и превысило 64,3 млрд долл. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), экспорт товаров из РФ в январе-мае 2024 года превысил 172,1 млрд долл., а импорт сократился на 8,5% – до 107,8 млрд долл.
Разница между экспортом и импортом не только уходит в иностранные копилки компаний-экспортеров. Некомпенсированный вывоз товаров из России поддерживается и государством с помощью механизмов так называемого бюджетного правила. До начала украинской спецоперации российское бюджетное правило выполняло функцию «финансовой веревочки», которая обеспечивала платежи колоний в пользу метрополии, объясняет директор Череповецкого металлургического завода Владимир Боглаев. Сегодня платежи по бюджетному правилу уходят в Китай. Но сохраняемые в Китае российские резервы обесцениваются из-за высокой промышленной инфляции. Стимулирование экспорта и ограничения импорта в Россию нуждается сегодня не только в открытом обсуждении, но и в серьезном анализе, считает Боглаев. По его оценкам, суммарный чистый экспорт из новой России составил около 4 трлн долл.
Важным инструментом внешнеторговой деятельности в новых условиях должно стать формирование альтернативных международных систем расчетов с участием России. У ключевых стран с развивающимися рынками растет потребность в новых системах платежей.
Это вызвано необходимостью вывода межгосударственных и межстрановых платежных потоков развивающихся стран из-под риска применения санкций (включая вторичные) третьими странами (США, ЕС и др.). В настоящее время с угрозой применения таких санкций, помимо России и Ирана, уже столкнулись Китай, Турция, Саудовская Аравия, напоминают в ИНП РАН. Без таких альтернативных систем расчетов невозможно обеспечить глобальную экономическую (в том числе энергетическую, продовольственную) безопасность. Кроме того, альтернативная система расчетов позволит остановить «масштабное перераспределение инвестиционных доходов крупным развитым странам от развивающихся, консервирующее разрыв в богатстве и уровнях развития».
Число стран – плательщиков чистого инвестиционного дохода в 4,5 раза больше численности стран-получателей, утверждают в РАН. Плательщиками являются страны с развивающейся и переходной экономикой (включая все страны БРИКС), а получателями – развитые западные страны. Средний уровень чистых выплат развивающихся стран в пользу развитых составляет 3,7% ВВП. Это в среднем выше, чем годовые темпы их экономического роста – иначе говоря, создаваемый за год дополнительный объем добавленной стоимости через выплату инвестиционных доходов в среднем полностью перераспределяется за рубеж. Около 80% получаемого глобального чистого инвестиционного дохода приходится всего на четыре страны – США, Японию, Германию и Францию. Эти страны являются крупными прямыми инвесторами, а также играют роль глобальных платежных центров и эмитентов основных мировых валют. Выплата развивающимися и переходными экономиками значительной «платежной ренты» не только означает отток доходов, но еще ведет к долгосрочному занижению покупательной способности их валют. Это, в свою очередь, ограничивает возможности развивающихся экономик в отношении самостоятельного приобретения на мировом рынке технологий, передового оборудования, интеллектуальных активов, предупреждают ученые ИНП РАН.
Альтернативная платежная система может, в частности, строиться вокруг быстро развивающегося проекта «Евразийского агроэкспресса», которым уже активно пользуется главный покупатель – Китай. Но если расширить этот проект на большее число стран (недавно договорились о включении Индии, Ирана и ОАЭ), то возможно создание масштабируемой платежно-логистической системы бесшовной доставки, объясняют ученые-экономисты.
Президент РФ Владимир Путин в новом Послании Федеральному собранию поставил задачу нарастить производство агропромышленного комплекса (АПК) к 2030 году на четверть относительно 2021 года. А вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев подтвердил, что Россия имеет необходимый фундамент для выполнения задач в АПК, поставленных президентом в новом майском указе.