Многие запроектированные транспортные объекты могут остаться только на уровне макетов. Фото с сайта www.sochi.ru
Российский бюджет вкладывает миллиарды рублей в проекты новых автомобильных дорог, многие из которых могут остаться только на бумаге. Объем замороженных в дорожных проектах бюджетных денег почти не снижается – показывает аудит Счетной палаты. Несуществующие дороги в РФ проходят по статье «незавершенного строительства», что дает повод для формальных претензий – в том числе к федеральному дорожному агентству «Росавтодор».
В России существует проблема незавершенных (приостановленных) объектов капитального строительства и значительного объема затрат на проектно-изыскательские работы, результаты которых не используются, подтверждает Счетная палата (СП) РФ.
Число заброшенных или незавершенных объектов строительства уже перевалило за 70 тыс. единиц. Среди них – детские сады, школы, университетские кампусы, объекты транспортной и коммунальной инфраструктуры. К началу 2019 года в этот «недострой» бюджет вложил больше 4 трлн тогдашних рублей. При этом сумма замороженных в бетоне и котлованах бюджетных триллионов постоянно увеличивается. Так, уже на 1 января 2020 года общая сумма зависших в недострое бюджетных средств превысила 5 трлн руб. «Реализуемые на федеральном и региональном уровнях меры не привели к принципиальным изменениям в сфере незавершенного строительства», – утверждает аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова. Так что на сегодня замороженные в недострое бюджетные средства сопоставимы с общими оборонными расходами всей Российской Федерации.
За часть общего недостроя в РФ отвечает Росавтодор и сеть его подведомственных федеральных казенных учреждений. Неосуществление в дальнейшем строительства по разработанной проектно-сметной документации и приостановка (заморозка) строительства приводят к снижению эффективности расходов федерального бюджета, констатирует аудитор СП Валерий Богомолов.
Механизм увеличения дорожного недостроя в РФ довольно прост: сначала российский бюджет вкладывает относительно небольшие деньги в проектно-сметную документацию будущей транспортной системы, а потом правительство РФ откладывает этот проработанный проект в долгий ящик по соображениям текущей экономии или пересмотра приоритетов, когда появляются более необходимые проекты.
Сразу после начала украинской спецоперации правительство РФ утвердило план дорожной деятельности с 2023 по 2027 год, который регулярно корректируется. В этом плане дорожной деятельности появляются новые объекты, а для некоторых транспортных проектов сдвигаются сроки реализации или сокращается финансирование. Соответственно увеличивается и число несуществующих транспортных магистралей, которые спроектированы, но могут так и не появиться в реальности.
Один из примеров таких отложенных проектов – это мост-дублер через Оку в Рязани, строительство которого, похоже, откладывается. В конце марта 2024 года в Рязанскую область приехал глава Росавтодора Роман Новиков для встречи с губернатором Павлом Малковым. При этом обсуждалось строительство моста через Оку и развитие дорожной сети. Проект моста-дублера разрабатывается. Он включен в пятилетний план дорожной деятельности правительства РФ с финансированием из федерального бюджета. Уже выделено 5,1 млрд руб., а реализация запланирована на 2025–2030 годы.
Пятилетний план дорожного строительства не просуществовал и года. И уже в январе 2023 года в этом плане у трех крупных проектов уменьшилось финансирование. На более поздний срок перенесены проекты реконструкции дорог, а также были отменены несколько проектов реконструкции на трассах «Автодора» в столичном регионе.
Меры Росавтодора по сокращению незавершенного дорожного строительства недостаточно эффективны, утверждают аудиторы СП. По результатам проверки выяснилось, что с января 2017 года по сентябрь 2023 года количество объектов остановленного строительства снизилось на 7 единиц. При этом объем замороженных средств вырос с 3,6 млрд до 8,9 млрд руб. На фоне гигантского объема всего бюджетного недостроя такие цифры выглядят довольно скромно. Но именно из таких единиц миллиардов складываются многие триллионы рублей фактически потерянных бюджетных средств.
На сентябрь прошлого года за системой Росавтодора числилось 374 объекта незавершенного строительства с объемом капвложений 319,3 млрд руб. Также бюджет оплатил проектно-изыскательские работы на 1062 объектов с объемом вложений почти в 16 млрд руб.
В свою очередь, Росавтодор объяснил недостаточные темпы списания затрат на замороженные проекты строительства автодорог в том числе «административными барьерами». Федеральное дорожное агентство обещает вынести этот вопрос на уровень правительственной комиссии.
Счетная палата советует Росавтодору сократить вложения бюджетных денег в проектирование и за счет этой экономии увеличить финансирование реального строительства.
Финансирование основной части проблемных дорожных объектов осуществлялось более пяти лет назад. В частности, из разработанной в 2017 году проектно-сметной документации не использовано 7 единиц, или 25%. В 2018-м – 2 единицы, или 9,5 %. В 2019 году – 14 единиц, или 22%. При этом начиная с 2020 года количество нереализованной проектной документации увеличилось. В 2020 году число неиспользованных проектов составило 45 штук. В 2021-м – 37 штук (84% от общего числа). В 2022 году – число неиспользованных проектов составило 28 единиц (68%), а в 2023 году – 24 единицы, или 100%. «Указанный факт свидетельствует о необходимости оптимизации расходов Росавтодора путем сокращения количества планируемой к разработке проектной документации. Высвободившиеся средства федерального бюджета могут быть направлены на финансирование строительно-монтажных работ, что способствовало бы сокращению сроков реализации объектов, а также уменьшению расходов в связи с удорожанием строительных ресурсов», – пишут аудиторы СП.