Глава Минфина Антон Силуанов рассказал о достигнутом консенсусе по поводу стратегических изменений в налоговой системе РФ. Фото с сайта Совета Федерации
Госдума (ГД) приняла правительственные поправки, направленные на совершенствование налоговой системы страны. Сенаторы одобрили изменения. По расчетам Минфина, налоговые новации позволят обеспечить бюджет дополнительными средствами в размере примерно 8 трлн руб. за следующую трехлетку. Это будут прежде всего ненефтегазовые поступления, сообщили «НГ» в Счетной палате. Примечательно, что сейчас в структуре бюджета вновь подскочила доля нефтегазовых доходов, дойдя до трети. Да и в целом доходы от углеводородов растут пока в разы быстрее, чем от деятельности, не связанной с энергоресурсами. Другое дело, что нефтяные цены и доходы нестабильны, тем более в текущих условиях. Поэтому и требуется подстраховка в виде других сборов.
Лейтмотивом обсуждения принятого в окончательном чтении правительственного законопроекта о совершенствовании налоговой системы России стали рассуждения о достигнутом в обществе консенсусе.
Правительству, депутатам и бизнесу удалось согласовать важнейшие стратегические изменения, отметил глава Минфина Антон Силуанов, выступая в Госдуме. «Налоговые законы всегда сложные… Всегда происходят большие дискуссии, разные позиции. Но в этот раз мы видим единодушную поддержку со стороны фракций, и это дорогого стоит, – сообщил министр. – Мы нашли консенсус тех предложений по совершенствованию налоговой системы, исходя из принципа справедливости, как нам поручал президент, исходя из принципа стимулирования инвестиций, перераспределения средств от более богатых к тем, кто нуждается в государственной поддержке».
Как пояснил Силуанов, «сейчас самое главное будет – эти ресурсы справедливо направить на реализацию задач, которые поставил президент». «Распределение этих ресурсов мы с вами будем рассматривать при подготовке, распределении бюджета на предстоящую трехлетку, – сказал депутатам Силуанов. – Уверен, что мы также вместе сможем определить приоритетные направления использования этих средств». В этом году предельный срок внесения правительством в Госдуму проекта бюджета на следующую трехлетку официально продлен: дедлайн перенесли с 15 сентября на 1 октября.
О том, что при обсуждении поправок в Налоговый кодекс РФ удалось достичь общественного договора «власть и общество», сообщила и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Министерство финансов очень эффективно провело эту работу. Главное, что не просто для галочки пообсуждали, как внесли в первоначальном виде, так и принимаем, нет. Министерство финансов слышало и оперативно дорабатывало, вносило изменения ко второму чтению… Это такой хороший правильный стиль», – похвалила чиновников финансового блока Матвиенко. Это, по ее словам, буквально образец, пример того, как надо обсуждать в обществе такие знаковые законы.
Как рассказала Матвиенко, благодаря новациям страна получит более справедливое налогообложение, «когда защищены малоимущие и семьи с детьми». «И здесь президент страны сыграл ключевую роль в определении концепции этих изменений и в вопросах поддержки и защиты малоимущих граждан и семей с детьми. Налоговые изменения не для того, чтобы в России не было богатых, а чтобы в России не было бедных», – уточнила спикер Совета Федерации.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин ранее уже пояснил, что дополнительные доходы будут направлены «на поддержку тех, кто в этом больше всего нуждается: семей с детьми, пенсионеров, ветеранов». Это также дополнительные средства для финансирования новых нацпроектов, выполнения поручений президента. «Увеличатся вложения в инфраструктуру, в строительство жилья, дорог, в развитие наукоемких отраслей и сферы высоких технологий», – перечислял Володин.
Итак, прежде всего речь идет о таких ключевых изменениях. Будет повышена ставка налога на прибыль с 20 до 25%. Но, как сообщается на официальном сайте ГД, ставка налога на добавленную стоимость (НДС) останется без изменений, при этом налоговые изменения не коснутся самозанятых и не затронут 95% малого бизнеса.
При этом, как ранее сообщалось, одновременно вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет. Судя по тем улучшениям, которые дополнительно прорабатывал Минфин по итогам первого чтения законопроекта, решение о федеральном инвестиционном налоговом вычете будет оформлено в виде постановления правительства.
Налоговые новации направлены на то, чтобы в стране стало меньше бедных. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
На сайте ГД при этом особо подчеркивается, что изменения НДФЛ не затронут доходы участников СВО. Кроме того, повышение подоходного налога не коснется дополнительных выплат, надбавок, которые получают граждане, работающие в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других регионах с неблагоприятными или особыми климатическими и экологическими условиями.
Это ключевые новации, которые как раз и обеспечат федеральному бюджету основной приток дополнительных средств. Но есть ряд и других изменений. И если все суммировать, то, как следовало из финансово-экономического обоснования, внесенного в Госдуму месте с законопроектом, Минфин рассчитывал за один 2025 год обеспечить федеральный бюджет дополнительными поступлениями в размере примерно 2,6 трлн руб. А за всю следующую трехлетку, судя по приведенным в документе цифрам, дополнительные доходы составят около 8 трлн руб.
«Изменения, предусмотренные законопроектом, большей частью направлены на получение ненефтегазовых доходов», – сообщили «НГ» в пресс-службе Счетной палаты.
Другая важная новация касается поддержки граждан. Речь идет о внедрении ежегодной выплаты работающим родителям двоих и более детей. Выплата коснется около 4 млн семей, в которых воспитывают более 10 млн детей (см. также номер от 09.07.24). Мера потребует дополнительных бюджетных расходов. Как ранее сообщалось в финансово-экономическом обосновании, их объем, «по предварительной оценке, составляет 101,1 млрд руб. в отношении семей, имеющих двух и более детей».
Если же говорить о текущем положении дел, то, судя по обнародованным предварительным оценкам Минфина, по итогам января–июня нефтегазовые доходы бюджета в годовом сопоставлении росли примерно в 2,5 раза быстрее, чем ненефтегазовые. Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили по итогам полугодия примерно 11,4 трлн руб., увеличившись за год почти на 27%. «Поступления оборотных налогов, включая НДС, по итогам января–июня выросли на 17,6% и превысили плановый уровень, что формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов», – уточнил Минфин.
А нефтегазовые доходы достигли почти 5,7 трлн руб., превысив уровень предыдущего года примерно на 69%. Преимущественно это произошло «вследствие роста цен на российскую нефть». Тем самым по итогам первого полугодия 2024-го на нефтегазовые доходы федерального бюджета пришлось около трети всех поступлений. Для сравнения: в первом полугодии 2023 года на нефтегаз приходилось 27% в структуре бюджета.
«Высокие темпы роста нефтегазовых доходов федерального бюджета сейчас наблюдаются во многом благодаря «низкой базе» 2023 года, когда нефтегазовые доходы резко упали», – пояснила «НГ» замначальника отдела Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова. Также эксперт добавила, что, допустим, в январе–июне 2022 года на нефтегазовые поступления в бюджете приходилось 45%. Рост доходов бюджета, в том числе поступлений от углеводородов – позитивный фактор, но, как отметили многие эксперты, конечно, нефтяные цены и сырьевые доходы крайне нестабильны, чтобы рассчитывать только на них, особенно в текущих условиях.
При этом, как считает директор центра региональной политики Президентской академии Владимир Климанов, хоть сейчас доля нефтегазовых доходов в общей структуре бюджета меньше, чем, допустим, в середине 2010-х годов, однако все равно «зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов была и остается высокой».
А вот повышение ставок по НДФЛ и налогу на прибыль организаций, как отметил Климанов, «снова определяет смещение в пользу ненефтегазового сектора начиная с 2025 года».
В пресс-службе Минфина подтвердили «НГ», что «доля нефтегазовых доходов федерального бюджета значительно колеблется в зависимости как от цен на нефть, так и от различных разовых факторов»: допустим, в 2013-м она была около 50% бюджета, в 2023-м – около 30%, а в разрезе в целом бюджетной системы РФ – примерно 15%.«Общий объем доходов федерального бюджета в январе–июне 2024-го на 38% выше, чем в январе–июне 2023-го, – добавили в Минфине. – При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом наблюдается устойчивая положительная динамика от года к году».