0
8109
Газета Экономика Печатная версия

07.07.2024 19:20:00

Константин Ремчуков. Банк России и госбанкиры vs предприниматели

Снижение инфляции: ограничить спрос или расширить предложение?

Тэги: зкономика предложения, столыпинский институт, цб рф, финансы, цены, инфляция, финансовый конгресс, бизнес, инвестиции, ставка центробанка, инвестиционная пауза


зкономика предложения, столыпинский институт, цб рф, финансы, цены, инфляция, финансовый конгресс, бизнес, инвестиции, ставка центробанка, инвестиционная пауза Финансовый конгресс Банка России стал поводом для обсуждения давно назревшей проблемы. Фото с сайта www.ifcongress.ru

На Финансовом конгрессе Банка России, состоявшемся 3–4 июля в Санкт-Петербурге, четко обозначились две принципиально разные позиции относительно того, что необходимо делать для развития отечественной экономики.

Позиция, которую продвигает Банк России и крупные банки, нацелена на проведение «шоковой терапии» инфляции с помощью предельно высоких ставок. Запретительный уровень ставок предлагается поддерживать в течение двух лет, несмотря на огромный риск привести экономику к инвестиционной паузе, после которой наращивание инвестиций уже будет осложнено, а время для достижения национальных целей – упущено.

Позиция бизнеса, настроенного сейчас на инвестиции и рост, состоит в том, что экономике нужно адаптироваться к новой реальности, завершив структурную трансформацию. А без инвестиций ничего подобного сделать нельзя. Необходимость снижения инфляции никто не отрицает. Однако делать это, как предлагает бизнес, нужно именно за счет инвестиций – расширить предложение, что станет основой для устойчивого снижения цен в будущем. Цель по инфляции при этом будет достигнута не за два года, а за шесть-семь лет.

Мне довелось несколько раз за прошедшую неделю обсуждать с рядом предпринимателей и экономистов назревшие финансово-экономические проблемы, слушать выступления участников Столыпинского института. Ниже я излагаю в краткой форме основные положения доклада столыпинцев, созданного на основе материалов обсуждения.

Сегодня в стране сложилась такая ситуация, что именно бизнес является основной движущей силой, нацеленной на выполнение указа президента о национальных целях, обеспечивающего достижение в стране технологического и финансового суверенитетов, повышение благосостояния, упрочение позиций РФ в мире. Однако Банк России не демонстрирует намерений прислушаться к позиции бизнеса и пойти на компромисс между задачами сдерживания инфляции и достижения национальных целей развития экономики. Между тем проведение «шоковой терапии» инфляции сейчас приведет к серьезным негативным последствиям для экономики.

К чему приведет экономику инвестиционная пауза?

Поддерживая высокие ставки, Банк России, по сути, предлагает экономике взять инвестиционную паузу, когда начатые инвестиционные проекты будут приостановлены на неопределенный срок, а новые проекты просто не начнутся. Это связано прежде всего с тем, что ключевая ставка (16%) уже превышает уровень рентабельности продаж в целом по экономике (13,5% по итогам 2023 года), не говоря о рентабельности активов (7,5% в 2023 году). В промышленности у многих отраслей уровень рентабельности значительно ниже, и для них привлечение кредитов по текущим ставкам фактически означает попадание в финансовую кабалу.

Чем дольше будут поддерживаться высокие ставки, тем большему количеству компаний придется отказываться от инвестиций. Для многих инвестиционных проектов попадание на паузу на один-два года равносильно отказу от их реализации, поскольку за такое время рыночные условия существенно изменятся. Более того, сохранение длительного периода высоких ставок приведет к росту нагрузки по обслуживанию текущих кредитов, что становится еще одним доводом в пользу отказа от реализации новых проектов.

Нужно учитывать, что отказ от проектов развития для компаний означает и ограничение возможностей получать прибыль в будущем. Многие компании зажаты между высокой стоимостью финансирования и необходимостью приспосабливаться к изменившимся условиям – перестраивать логистику, искать новых поставщиков, обеспечивать стабильность трансграничных расчетов, осваивать выпуск новых видов продукции, в том числе в рамках импортозамещения, а также продукции, имеющей стратегическое значение для развития экономики. По сути, текущий рост инвестиций и выпуска в обрабатывающей промышленности происходит не благодаря, а вопреки существующим условиям финансирования в российской экономике. И если высокие ставки будут поддерживаться долго, инвестпроекты смогут реализовывать лишь компании, имеющие доступ к бюджетному финансированию. Но и ресурсы федерального бюджета, который в 2024 году планирует потратить порядка 1 трлн руб. на субсидирование процентных ставок и другие способы обеспечения доступности заемных средств, не безграничны.

Для экономики РФ, нуждающейся в активизации инвестиций и в производство, и в инфраструктуру, сворачивание инвестиций станет сильным ударом, не менее серьезным, чем антироссийские санкции. Отказ от инвестиционного роста приведет к утрате возможностей вывода российской экономики на передовые позиции по развитию производства, технологиям, производительности труда и другим параметрам.

Высокие ставки несовместимы с достижением национальных целей

В случае отказа от инвестиционного развития российская экономика не сможет выполнить национальные цели развития – ориентиры, поставленные в указе президента

Под угрозой окажется достижение таких национальных целей, как обеспечение темпа роста ВВП страны выше среднемирового, снижение доли импорта товаров и услуг в структуре ВВП до 17% к 2030 году, обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции и т.д.

Почему это произойдет? Прежде всего потому, что в экономике не будут сняты ограничения, не дающие ей быстро развиваться. Без инвестиций невозможно провести модернизацию транспортной инфраструктуры (ж/д, автодорог, портов и т.д.) и логистических мощностей, а значит, стоимость и сроки доставки грузов останутся непредсказуемыми. Российские компании по-прежнему будут нести более высокие издержки производства в связи с недоступностью современного оборудования и технологий и сталкиваться с отставанием в производительности труда. Это приведет не только к высоким внутренним ценам, но и к тому, что в перспективе, по мере открытия рынков, наша продукция снова будет проигрывать западным конкурентам.

В текущей ситуации отказ от инвестиций означает, что экономическая безопасность страны в ключевых секторах экономики нарушится. Прежде всего это касается таких отраслей, как фармацевтика, производство высокотехнологичного оборудования и компонентов, авиа-, судо- и автомобилестроение, связь, селекция и семеноводство. Для этих отраслей необходим длительный инвестиционный цикл, который предполагает наличие доступа к долгосрочным и доступным инвестиционным ресурсам. Российская экономика не сможет обеспечить технологический суверенитет.

Будут серьезно ограничены возможности развития несырьевого экспорта. Компании-экспортеры лишатся возможности привлечения кредитных ресурсов для модернизации и расширения производственных мощностей, прежде всего перерабатывающих. В перспективе это угрожает потерей внешних рынков сбыта, доступ на которые и без того серьезно ограничен из-за политических факторов.

Все это в итоге приведет к подавлению роста доходов в экономике. Причем не только у бизнеса, но и у населения, для которого рост доходов связан с ростом производительности труда за счет обновления технологий и создания высокопроизводительных рабочих мест.

Снижение цен останется неустойчивым

Парадоксально, но «шоковая терапия» инфляции не приведет к устойчивому снижению цен, поскольку она основывается лишь на подавлении спроса и при этом препятствует расширению предложения. В результате в экономике сохраняется повышенный инфляционный фон из-за повышенных издержек компаний, снизить которые они не могут из-за устаревших технологий и транспортно-логистических ограничений. А методы ограничения спроса будут работать лишь временно, до первого внешнего шока для экономики.

Политика таргетирования инфляции Банка России уже показала свою низкую эффективность в отношении долгосрочной ценовой стабильности. С момента введения политики инфляционного таргетирования (ИТ) в 2014 году ЦБ не смог добиться ценовой стабильности. В среднем за последние 10 лет уровень инфляции по итогам года составлял 7,2%, что ненамного ниже ценовой динамики, наблюдавшейся в период до перехода к ИТ (9,4% в год в 2004–2013 годах). Таким образом, эксперимент ЦБ по борьбе с инфляцией мерами денежно-кредитной политики сложно назвать успешным.

Практика последних лет показала, что методы ЦБ по сдерживанию инфляции работают исключительно в условиях стагнации доходов населения (а реальные располагаемые денежные доходы населения лишь в 2023 году превысили уровень 2013 года). Как только доходы граждан на фоне структурной трансформации экономики и дефицита кадров стали расти, оживление спроса столкнулось с острой необходимостью расширения производственной базы, и стандартная антиинфляционная политика оказалась несостоятельной. Ценовая стабильность невозможна в условиях перманентного дефицита предложения.

Сдерживание инфляции не должно идти в ущерб инвестициям

Российская экономика находится в ситуации, когда многие производства нужно создавать и развивать здесь и сейчас, а не когда-нибудь, дождавшись, когда снизится инфляция и вслед за этим смягчатся денежно-кредитные условия. На Россию оказывается масштабное санкционное давление, и оно останется с нами надолго. Необходимо учитывать и следующее: то, с чем столкнулась российская экономика, – не классический кризис, с которым можно и нужно бороться стандартным проведением сдерживающей политики.

Очевидно, что только в условиях расширения предложения наша экономика сможет достичь поставленных национальных целей и обеспечить устойчивое снижение инфляции в будущем. Это позволит реализовать существующие инвестиционные возможности бизнеса и обеспечит выход на целевые показатели инфляции не за один-два года, а в среднесрочной перспективе (на горизонте шести-семи лет). Тем самым будет обеспечено проведение структурной трансформации экономики и расширение предложения товаров и услуг, что создаст устойчивую основу для ценовой стабильности в перспективе. Подобный подход к развитию экономики позволит сформировать в России экономику предложения – суверенную экономику, которая предполагает масштабное наращивание производительных сил, перейти к которой призвал президент на ПМЭФ-2023.

Переход к построению экономики предложения предполагает применение новых подходов к управлению развитием экономики. Действия по построению экономики предложения требуют переосмысления экономической политики и работы государственных институтов: необходимо не просто изменение отдельных норм и правил, но и постановка принципиально новых задач. От экономической политики, ориентированной на ограничение спроса, необходимо перейти к оздоровлению и поддержке предложения. Такие задачи требуют адаптации к ним денежно-кредитной политики Банка России, а также политики по развитию банковской системы и финансовых рынков.

Задачи построения экономики предложения должны стать частью деятельности Банка России, поскольку расширение предложения полностью отвечает цели по обеспечению ценовой стабильности – основной цели ЦБ. По сути, от борьбы с симптомами болезни (инфляцией) Банку России необходимо перейти к устранению ее настоящей причины (ограничений на стороне предложения). Построение экономики предложения, таким образом, станет важнейшей частью борьбы с инфляцией.

Надо учитывать, что установленная количественная цель по инфляции, а также сроки выхода экономики на целевой уровень – не «заданные свыше» параметры, а решения, принятые в свое время Банком России. Сейчас ЦБ может и должен быть гибким в этом вопросе. Опыт многих стран в фазе быстрого роста показывает, что в такой ситуации инфляция часто была несколько повышенной, однако расширение инвестиций в производственные мощности, в повышение производительности труда способствовало достижению более низкой инфляции в будущем. При этом проявление гибкости со стороны Банка России не понизит, а, наоборот, повысит доверие к проводимой регулятором политике, поскольку приблизит ее к реальности.

Что необходимо делать для расширения предложения и перехода к экономике предложения

Стимулирование расширения предложения в экономике предполагает прежде всего создание условий для инвестиций в виде обеспечения доступности заемных средств для инвесторов, снятия ключевых инфраструктурных ограничений для бизнеса, а также налаживания работы институтов, обеспечивающих конвертацию сбережений в инвестиции. Такие стимулы должны быть предоставлены при активном участии не только правительства, но и Банка России.

Банк России должен стать проводником экономической политики правительства и поручений президента в части обеспечения стабильной работы внутренней финансовой системы и предоставления финансовых ресурсов для развития экономики.

В первую очередь необходимо обеспечение доступности заемных средств для инвестиций в развитие производства – как за счет общего снижения стоимости финансирования, так и за счет применения инструментов стимулирования инвестиций. Обязательным условием для оживления инвестиционного процесса и недопущения инвестиционной паузы в экономике является снижение стоимости финансирования. Речь не только о снижении ключевой ставки, но и о необходимости кратного расширения рынка долгосрочных корпоративных облигаций, развития проектного финансирования, синдицированного кредитования, кредитования в валютах дружественных стран, факторинга и т.д.

Необходимо обеспечить принципиальное сокращение издержек бизнеса на транспортировку, логистику и хранение, расширив доступ бизнеса к транспортно-логистической инфраструктуре как внутри страны, так и для выхода на внешние рынки. Это требует прежде всего ускоренной реализации важнейших транспортных проектов, таких как развитие Транссиба, МТК «Север–Юг», а также цифровизации логистического и таможенного документооборота. Нужно развивать социальную инфраструктуру и городскую среду, особенно в малых и средних городах. Сейчас в более чем 700 городах многоквартирное жилье вообще не строится. В связи с этим с участием Банка России необходима реализация специальных ипотечных программ с учетом специфики регионов, а также расширение доступа региональных малых застройщиков к проектному финансированию.

Необходимы специальные меры по построению новой финансовой инфраструктуры для трансграничных расчетов. В текущих условиях важно обеспечить выстраивание независимой от Запада системы расчетов с дружественными странами на новой технологической базе, в частности, на основе технологии распределенного реестра, на основе криптовалют и цифровых валют центральных банков. Особое значение имеет выстраивание отношений с дружественными странами (создание банков с российским участием на рынках дружественных стран, создание специальных финансовых институтов и т.д.).

Кроме того, требуется налаживание работы ключевых институтов, обеспечивающих защиту прав предпринимателей и инвесторов и осуществляющих конвертацию сбережений в инвестиции. Прежде всего это касается защиты прав собственности, а также продолжения и ускорения работы по декриминализации предпринимательской деятельности и защиты прав предпринимателей. Нужна оптимизация участия государства в экономике, инвентаризация функций государственного аппарата с целью сокращения количества вопросов и задач, которые курирует госаппарат (по аналогии с реформами 2000–2003 годов). Необходима и целенаправленная работа по развитию конкуренции, в том числе на банковском рынке, где доля госбанков в совокупных активах превышает 70%. Целесообразно создание новых банков, перенос операций банков из первой двадцатки в регионы. Стоит подумать и над тем, чтобы повысить для банков (прежде всего – госбанков) издержки ведения непрофильного бизнеса.

P.S. Полностью с докладом Столыпинского института можно ознакомиться по ссылке


статьи по теме


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
957
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1335
Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Михаил Сергеев

Спорные аргументы помогают сохранять сверхвысокие ставки по кредитам

0
1818
 В деле Владимира Тебекина появились новые лица

В деле Владимира Тебекина появились новые лица

Сергей Савельев

0
1954

Другие новости