Фото Reuters
Крупнейшие и самые технологичные банки России – Сбер, Альфа и Т-Банк – объединились в консорциум для продвижения единого платежный QR-кода, который с 2019 года работает на платформе мульти-QR. Платформа уже объединяет 16 банков, том числе один международный. Ведутся переговоры еще минимум с 5 финансовыми организациями. На закрытой встрече с банкирами, которая прошла 27 июня, инициаторы создания консорциума предложили другим игрокам рынка присоединиться к платформе и использовать единой решение уже сейчас. В тот же день Национальная система платежных карт (НСПК) заявила, что приступила к тестированию своего универсального QR-кода. Так или иначе, эксперты полагают, что на рынке должна быть конкуренция, а монополизацию рынка платежей нельзя допустить, чтобы сохранить развитие технологий.
Идея создателей
27 июня стало известно, что Альфа-Банк, Сбер и Т-Банк договорились о создании консорциума для продвижения единого платежного QR-кода. Концепция этого мульти-QR полностью отвечает запросу регулятора – единый стандарт для пользователя, отсутствие одного бенефициара и равный доступ для всех игроков рынка. Сервис должен способствовать развитию платежных технологий и построению альтернативной и конкурентной инфраструктуры для обеспечения безопасности финансового рынка страны.
На закрытой встрече Сбер, Альфа и Т-Банк собрали более 20 российских банков. Представители консорциума презентовали основные принципы построения банковского объединения и развития технологии, а также пригласили другие банки присоединиться.
Единый QR-код на платформе Сбера предоставляет покупателям выбор и возможность оплатить тем способом, который ему удобен и выгоден в конкретный момент. При этом в банках – создателях сервиса отмечают важность, чтобы именно банки определяли, как должен быть выстроен клиентский опыт и как должно функционировать единое платежное решение. Для банков-участников должна оставаться возможность развивать собственные инновационные решения в «упаковке» единого QR-кода при сохранении удобства клиентов: как бизнеса, так и физических лиц. Участники консорциума уверены, что будущее – за унифицированными решениями, которые не ограничивают выбор, а поддерживают здоровую конкуренцию.
Использование уже внедренной и доказавшей свою состоятельность технологию мульти-QR позволит обеспечить более быстрое и эффективное внедрение единого решения, избежать повторных интеграций банков, адаптации кассового программного обеспечения (ПО) и ПО POS-терминалов. По словам первого зампреда Сбера Кирилла Царева, в настоящее время эту технологию уже поддерживают 16 российских банков с совокупной эмиссией более 88% рынка. За последние 1,5 месяца к платформе подключились два банка, созданные крупнейшими маркетплейсами – Ozon и «Яндекс Пей», а переговоры ведутся еще минимум с 5 банками.
Николай Волосевич, руководитель департамента развития транзакционных продуктов Альфа-Банка, отметил, что становление новых форм эквайринга и таких сервисов как универсальный QR-код – значимая тенденция для всего рынка. Вице-президент, заместитель директора департамента платежных систем Т-Банка Сергей Хромов отметил, что единый QR-код – это один из вариантов взаимовыгодного сотрудничества всего сектора. «На наш взгляд, важно, чтобы управление и развитие платежных сервисов, таких как единый QR, были на стороне тех, кто ближе всего к клиенту и бизнесу, ведет с ними ежедневный диалог, зная все потребности – то есть на стороне банков», – сказал он. По его словам, все это помогает развивать экономику страны.
Старший вице-президент Сбербанка Дмитрий Малых считает, что как направление бесконтактные платежи переживает взрывной рост в России и во всем мире. Это в первую очередь запрос клиентов. «Банковское сообщество находится в диалоге с Банком России, с НСПК, идет дискуссия о том, как реализовать единое решение. Главная цель – чтобы оно было удобно людям. Уже есть наработанные технологии у различных крупных игроков – это большой плюс», – добавил Малых.
По его мнению, определение вектора развития альтернативного платежного метода на базе QR можно доверить банкам, чтобы сделать систему более мобильной, гибкой, подвижной. При этом важно создать платформу для естественной конкуренции и коллегиального принятия решений.
Задвоение на рынке
НСПК изначально была задумана как система, которая бы кардинально повысила автономность внутреннего платежного контура, независимость инфраструктуры от зарубежных систем. Тем не менее, наряду с достижением стратегических целей, платежный рынок приобрел большую концентрацию вокруг государственных структур.
Как сообщают «Известия», НСПК также тестирует свой универсальный QR для оплаты товаров и услуг. «В пилоте проекта участвует 15 кредитных организаций. Работает технология так: при оплате с помощью нового целевого решения покупателю достаточно отсканировать универсальный QR-код, после чего на экране смартфона откроется страница со списком различных способов оплат – через СБП или с помощью других pay-сервисов, пояснили в НСПК», – пишет издание.
Эксперт по цифровой транформации Игорь Шилько полагает, что развитие конкуренции – это позитивно для рынка. С точки зрения клиентского пути, единый QR-код – это возможность дать такой продукт, который объединит преимущества разных участников рынка.
Что касается ресурса НСПК, по словам Шилько, сейчас в лице компании мы видим инициативу государства в развитии финансовых сервисов в масштабах страны. Во-первых, площадка выступит единым консультационным сервисом. «Во-вторых, коммерчиские банки, которые участвуют в программе, как я полагаю, должны будут соответствовать ряду критериев, в том числе по линии обеспечения информационной безопасности клиентов», – сказал Шилько.
При этом главный аналитик компании «РегБлок» Анна Авикимян считает, что при всех инициативах на рынке все-таки Сбер, Альфа-Банк и Т-банк являются лидерами по объему розничной клиентской базы, и создание единого QR под эгидой консорциума будет способствовать росту транзакционной активности клиентов и снижению склонности к миграции клиентских потоков в платежи с помощью переводов.
«Эффективность создания единого кода от банков будет достаточно эффективной мерой. Помимо крупнейшей клиентской базы данных кредитные организации постоянно развивают свои программы лояльности, что позволяет удерживать клиентов даже в случае экспансии конкурентов», – сказала собеседница редакции.
«Разработка и использование единого QR-кода от трех ведущих банков – новое слово в стратегических альянсах на финансовом рынке. Несмотря на то, что между тремя указанными кредитными организациями не происходит обмена акциями или создания SPV, выработка единого QR-кода будет способствовать удовлетворению потребностей клиентов, развитию платежных решений. Нововведение может коснуться до 120 млн розничных клиентов и станет достойной альтернативой для единого QR- кода НСПК, поддерживая конкурентную среду на российском платежном рынке», – комментирует инициативу кредитных организаций экономист Андрей Бархота.
Многие эксперты рынка обратили внимание на активность именно банковского сектора в данной теме. От слов они перешли к делу и у них уже получилось запустить универсальный QR-код для потребителей. Сейчас мы видим формирование целой армии клиентов со спросом на данный сервис, так как он уже вовсю работает. Важно, чтобы на рынке установились настоящие условия честной конкуренции, контролируемые регулятором, которые позволят устанавливать одинаковые тарифы для партнеров и делать жизнь удобнее. При всем при этом у банков останется возможность и дальше инвестировать в инновации в сфере платежных сервисов.
комментарии(0)