Официальных данных о динамике производства в стране бензина в настоящий момент не публикуется. Фото РИА Новости
В России продолжают ускоряться потребительские и биржевые цены на бензин. Стремительный рост цен на топливо в рознице, наблюдающийся последние недели, экономисты называют шокирующим. Биржевые цены на бензин растут 20 сессий подряд. Эксперты текущую ситуацию с ценами считают неустойчивой и не исключают введения запрета на экспорт бензина. Экономисты опасаются, что если тренд к росту цен продлится до начала сбора урожая и осенней посевной, то ситуация может быть критичной.
Как сообщили в Росстате, только на неделе с 25 июня по 1 июля потребительские цены на бензин выросли по сравнению с предыдущей неделей на 0,52% после повышения на 0,41% с 18 по 24 июня, на 0,16% с 11 по 17 июня, на 0,22% с 4 по 10 июня и на 0,26% с 28 мая по 3 июня.
Повышение цен на автомобильный бензин было зафиксировано в 75 субъектах РФ, более всего – в Красноярском крае (+1,4%).
Таким образом, с начала года цены на бензин увеличились на 3,2% при общей инфляции 4,51%. Для сравнения: в прошлом году потребительские цены на бензин за год выросли на 7,23%, чуть ниже общей инфляции за год (7,42%).
Средняя стоимость литра бензина по стране на 1 июля составляла 56,09 руб. (на 24 июня – 55,81 руб.). Стоимость литра АИ-92–51,85 руб. (51,56 руб.), АИ-95–56,69 руб. (56,41 руб.), АИ-98–70,74 руб. (70,43 руб.).
В свою очередь, потребительские цены на дизельное топливо на неделе с 25 июня по 1 июля поднялись на 0,19% после повышения на 0,23% с 18 по 24 июня, на 0,09% с 11 по 17 июня, на 0,12% с 4 по 10 июня, на 0,16% с 28 мая по 3 июня.
Ускоряются цены на топливо и на бирже. Так, стоимость бензина Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) растет 20 торговых сессий подряд, с 5 июня, следует из материалов торгов. По итогам сессии четверга марка Аи-95 подорожала на 1,68% – до 67,5 тыс. руб. за тонну. Стоимость Аи-92 также сильно выросла: на 1,4%, до 56,4 тыс. руб. за тонну. При этом цена на летнее дизельное топливо в четверг снизилась на 0,12% – до 60,5 тыс. руб. за тонну.
В среду 3 июля стоимость бензина марки АИ-92 выросла сразу на 1,62%, бензин марки АИ-95 поднялся в цене на 1,19%. За весь прошлый месяц топливо марки АИ-92 выросло в цене на 10,7%, а на бензин АИ-95 увеличилась на 16%.
Интенсивный рост биржевых цен продолжается после того, как правительство РФ в субботу продлило временное разрешение на экспорт бензина до августа. Чиновники отметили, что в стране нет опасности возникновения дефицита топлива, потому что внутренний рынок достаточно насыщен.
В пресс-службе Минэнерго РФ подчеркивают, что динамика розничных цен на АЗС с начала года не превышает темпов инфляции, а на некоторое повышение цен оказывает влияние в том числе и сезонный фактор. «Внутренний рынок полностью обеспечен моторным топливом, предпринятые ранее меры по регулированию экспорта доказали свою эффективность и позволили сформировать достаточный объем запасов», – сообщают в министерстве.
Аналитики считают, что возобновление экспорта бензина в июле будет позитивным для вертикально интегрированных нефтяных компаний РФ. «От продления разрешения на вывоз бензина могут в первую очередь выиграть его экспортеры, а именно «Сургутнефтегаз», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», – считает аналитик Альфа-банка Никита Блохин.
Запрет на вывоз бензина за рубеж, кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), российские власти ввели 1 марта, однако в конце мая запрет был приостановлен, при этом сообщалось, что с 1 июля он должен продолжить действие. Власти же допускали, что снятие ограничений возможно будет продлено, исходя из ситуации на рынке.
Сам запрет изначально был введен в том числе из-за большого количества плановых и внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) (см. «НГ» от 07.04.24; 07.05.24; 12.05.24).
Официальных данных о динамике производства в стране бензина в настоящий момент не публикуется, после того как в конце мая Минэнерго перестало публиковать статданные о производстве бензина. Российские власти уверяют, что рынок стабилен.
«На рынке абсолютно стабильная ситуация, на сегодняшний день у нас запасы бензина и дизельного топлива, если сравнить с прошлым годом, на 5–10% выше. Мы видим, что наши НПЗ производят больше бензина и дизельного топлива по сравнению с прошлым годом», – говорил в начале июня вице-премьер Александр Новак.
Из данных же Росстата следует, что производство «кокса и нефтепродуктов» увеличилось в мае на 1,2% в годовом выражении, а за январь – май оно провалилось на 3% в годовом выражении.
В то же время продолжают снижаться нефтегазовые доходы РФ. По итогам июня они составили 746,6 млрд руб., что почти на 50 млрд меньше, чем в мае, и стало минимальным результатом с января, следовало из данных Минфина.
По оценкам же аналитиков, крупнейшие российские нефтяные компании смогут уже в июле-августе значительно нарастить переработку на НПЗ, которые ранее не функционировали из-за ремонтов. Так, в компании Kpler ожидают, что российская нефтепереработка в июле-августе может увеличиться до рекордных уровней в этом году в 5,6–5,7 млн барр. в сутки (б/с). Таким образом, объем переработки в оставшиеся два летних месяца может вырасти на 8,5% относительно июньского уровня в 5,25 млн б/с, сообщали аналитики. Отмечалось, что наиболее существенный вклад в это увеличение внесут восстановленные установки на Нижегородском и Сызранском НПЗ, которые весной подверглись атакам дронов, а также возможный перезапуск Туапсинского НПЗ. Аналитики также ожидают в ближайшее время ввод НОВАТЭК третьей очереди комплекса по переработке конденсата в Усть-Луге.
По мнению экспертов, наблюдаемый сейчас рост цен на бензин – аномальный, если сравнивать с предыдущим кварталом. «Это связано с периодическими атаками на НПЗ, которые вынуждены снижать объем производства или его останавливать, и оно становится дискретным. Ремонт НПЗ может быть и плановым. Плановые работы также влияют на объем предложения на рынке и цены. Кроме того, в ряде регионов РФ железные дороги сильно загружены в летний период, прежде всего на южном направлении, по которому идут грузы в зону СВО. Ряд нефтепродуктов не доезжает вовремя до нефтехранилищ и заводов», – считает начальник аналитического отдела «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев.
«Рост оптовых цен связан с тремя причинами: цикл ремонтов НПЗ, начало летнего сезона отпусков с повышенным спросом на бензин и отмена запрета на экспорт бензина в июне», – добавляет портфельный управляющий компании «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин. По мнению Абелева, все эти причины будут доминировать продолжительное время и толкать цены вверх.
Кроме того, продолжает эксперт, если тренд к росту цен продлится до конца лета, до начала сбора урожая и осенней посевной, то ситуация может быть критичной.
«В последние три-четыре недели наблюдается заметный рост оптовых цен на бензин (АИ-95 с минимумов начала июня подорожал более чем на 25%). Настолько резкие движения неизбежным образом влияют на розничные цены, особенно когда до этого рост розничных цен с начала года был крайне умеренным», – считает аналитик компании «Финам» Сергей Кауфман. Он также согласен с тем, что основными причинами для локального подорожания являются временное снятие запрета на экспорт, сезон повышенного спроса и еще не до конца восстановившееся производство после атак беспилотников. «При этом отметим, что недавно правительство закрыло статистику по производству бензина, в связи с чем невозможно точно оценить скорость возвращения НПЗ после ремонта, хотя, например, сообщалось о завершении ремонта на Кстовском НПЗ ЛУКОЙЛа, – рассуждает он.
Аналитик сомневается, что цены на топливо в рознице вырастут больше чем на 6–7% по итогам года. «Но сохранение оптовых цен вблизи текущих значений может вынудить правительство быстрее вернуться к запрету экспорта бензина, что должно улучшить ситуацию. Также оптовые цены постепенно подходят к уровням, при которых нефтяники уже не будут получать демпферные выплаты, что делает такие цены неустойчивыми», – добавляет Кауфман.
К слову, выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в июне составили 158 млрд руб., сообщали в Минфине. Для сравнения, по итогам мая демпферные выплаты составили 201 млрд руб. По итогам полугодия нефтяные компании благодаря демпферному механизму получили из бюджета 986,9 млрд руб.
Напомним, бюджет выплачивает демпфер как субсидию нефтяным компаниям, чтобы те сдерживали внутренние цены на топливо при высоких экспортных нетбэках.
Также нефтяники получили из бюджета РФ выплаты по акцизу на нефтяное сырье в июне в размере 150,6 млрд руб., за январь–июнь выплаты по этому акцизу составили 807,3 млрд руб. Обратный акциз на нефть выплачивается из бюджета в качестве одной из мер поддержки нефтеперерабатывающей отрасли. Он предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства топлива, региона нахождения НПЗ, учитывает модернизацию завода и прочие компоненты.
Компенсация «потерь» нефтяным компаниям через механизм топливного демпфера недостаточна для поддержания цен на прежних уровнях, продолжает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. «Рост оптовых цен в сочетании с сезонным фактором спроса со стороны сельхозпроизводителей и закрытием НПЗ на плановые ремонты уже вызвал критичное снижение маржинальности для многих розничных продавцов топлива», – указывает он.
Эксперт не исключает появления точечного дефицита топлива. «Разумным подходом со стороны контролирующих органов становится возможность сетям АЗС поднимать цены в рамках накопленной с начала года потребительской инфляции», – говорит Миронюк.
Рост цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) является фактором, непосредственно влияющим на себестоимость сельскохозяйственной продукции, подчеркивает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. «И чем более сложные продукты питания мы рассматриваем, тем большее влияние оказывает на их себестоимость рост цен на ГСМ. Например, в структуре себестоимости молока ГСМ имеет многоуровневое влияние: от стоимости кормов, доставки ингредиентов, заквасок, упаковки. Также ГСМ существенную роль играет в стоимости доставки сырья на перерабатывающее предприятие, так как логистическое плечо достигает 500–800 км. По сути, все элементы производства молочной продукции имеют транспортную составляющую, а следовательно, чем более сложный продукт выпускается, тем более высокая доля ГСМ содержится в структуре его себестоимости», – говорит она.