0
3881
Газета Экономика Печатная версия

26.06.2024 20:01:00

Продовольственная розница галопирует в онлайне

Среди покупателей продуктов обнаружились "гурманы", "альтернативщики" и "рационалисты"

Тэги: продукты питания, онлайн торговля, продажи, потребительские стратегии, гумрманы, альтернативщики, рационалисты


продукты питания, онлайн торговля, продажи, потребительские стратегии, гумрманы, альтернативщики, рационалисты Фото агентства городских новостей "Москва"

За три года количество заказов в российском продуктовом онлайн-ретейле увеличилось почти в девять раз, а объемы продаж – примерно в шесть раз. По итогам 2024 года аналитики ожидают дальнейший рост – на 35 и на 48% соответственно. Как показал отраслевой опрос «НГ», после всех шоковых событий россияне сформировали несколько потребительских стратегий. «Гурманы» вернулись к экспериментам с деликатесами. «Альтернативщики» начали покупать больше продуктов, замещая таким образом иные траты. А «рационалисты» в условиях высокой инфляции все более дотошно изучают на сайтах продуктовые цены.

Оборот продуктовой онлайн-розницы в стране растет с существенным опережением всей розничной торговли, которая и сама тоже бьет рекорды.

Эта тенденция, напрямую влияющая на перспективы рынка складской недвижимости, анализируется в новом исследовании компании IBC Real Estate; его результаты были представлены на конференции в среду.

Как напомнила руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай, тот рост, который продемонстрировала по итогам 2023 года вся розничная торговля в РФ (по данным Росстата, на 8% в сопоставимых ценах) – это «исторический максимум с 2008 года».

По прогнозам, которые приводятся в исследовании, по итогам 2024-го оборот всей розничной торговли в стране вырастет еще примерно на 8% и достигнет почти 53 трлн руб., из которых более 25 трлн руб. будут приходиться на оборот продуктами питания.

Доля именно онлайн-продаж в обороте продуктов питания, как ожидается, увеличится до 4,3%. Сама по себе такая доля выглядит, казалось бы, скромно, однако, судя по выводам исследователей, у этого сегмента большой потенциал роста с учетом текущей динамики. Ведь онлайн-продажи продуктов питания растут стремительно, с опережением роста всей розницы.

Так, судя по обнародованным данным, за последние три года количество заказов в продуктовом онлайн-ретейле увеличилось почти в 9 раз, а объемы продаж – примерно в 6 раз. По итогам 2024 года аналитиками ожидается дальнейший рост – на 35 и на 48% соответственно: до 820 млн заказов и до 1,2 трлн руб.

Особое внимание эксперты уделяют причинам растущей потребительской активности на рынке товаров повседневного спроса и, в частности, на рынке продуктов питания.

Например, как следует из обзоров исследовательского холдинга «Ромир», в ходе которых анализируются реальные покупки россиян, в этом году по сравнению с прошлогодними значениями существенно увеличились и недельные расходы российских семей, и средний чек. По последним доступным на конец июня данным, объем недельных расходов россиян сейчас почти на 21% превышает прошлогодний уровень, средний чек превышает прошлогодние показатели примерно на 18%. И это при официальной годовой инфляции, составляющей около 8,5%.

То ли официальный показатель инфляции оказался чересчур заниженным, то ли российские потребители действительно стали больше покупать и чаще выбирать более дорогие товары.

Судя по опросу, проведенному «НГ» среди отраслевых экспертов, применительно к российскому потребительскому рынку в равной степени справедливы как оптимистические выводы о том, что покупатели стали приобретать больше разнообразных товаров, так и пессимистические выводы о том, что высокая инфляция бьет по кошелькам граждан, вынуждая их экономить то на качестве, то на объемах покупок. Ведь все зависит от того, о каких именно социальных группах мы говорим. Тем более что даже одна и та же семья в разных ситуациях может прибегать к неодинаковым стратегиям.

После всех шоковых событий последних лет можно говорить о нескольких сформировавшихся потребительских стратегиях, которые напрямую влияют на продуктовую онлайн-розницу.

«Безусловно, инфляция вносит свой вклад, однако наблюдается и увеличение спроса на отдельные категории товаров, связанное с желанием потребителей «порадовать себя», – сообщила «НГ» директор по работе с клиентами холдинга «Ромир» Анастасия Сидорина. Она указала на переключение внутри одной и той же товарной категории спроса на более дорогие продукты. «Например, в мясном сегменте наблюдается переход от более доступных курицы и свинины к говядине, крольчатине. Также наблюдается переход к рыбе, включая красную. Аналогичная тенденция прослеживается и в других категориях», – сообщила Сидорина.

И вполне ожидаемо, что такие «гурманы» отправляются за деликатесами в том числе в онлайн, будь то маркетплейсы, предоставляющие доступ к разными поставщикам, или специализированные сайты нишевых производителей.

У Сидориной несколько объяснений, почему происходит такой всплеск интереса к более дорогим продуктам: это и стабилизация потребительских настроений и ожиданий, и рост благосостояния населения, который выражается, в частности, в зарплатном буме. «Высвободившийся объем средств перераспределяется в пользу товаров повседневного спроса, в первую очередь продуктов питания, которые позволяют получить быстрое удовлетворение от покупки», – отметила она.

Но одновременно с этим эксперт отметила и неготовность части потребителей к крупным тратам в долгосрочной перспективе, что тоже приводит к смещению спроса, к выбору, условно говоря, альтернативных вариантов: если не дорогостоящие товары длительного пользования, то хотя бы более дорогая еда.

Эту же стратегию упомянула первый вице-президент Союза интернет-торговли Екатерина Авдеева. «Люди меняют привычки. Для многих продукты питания стали альтернативой приобретения других товаров, удовлетворяющих потребности второго круга, – пояснила эксперт. – Например, люди могут не пойти в кинотеатр, а заказать еду и посмотреть фильм дома». Эксперт привела и другой пример: россияне стали меньше тратить на зарубежные поездки, и этот объем высвободившихся средств вполне может направляться, допустим, на обустройство жизни на даче, что тоже предполагает увеличение расходов на продукты питания. И такие покупатели тоже часто «отправляются» именно в онлайн-магазины. Тем более что зоны, доступные для доставки, теперь расширились, а сами сроки доставки сократились.

Наконец, никуда не делись и рациональные покупатели, которые, реагируя на любые кризисные явления и на растущие цены, начинают еще более досконально выбирать товары с учетом оптимального соотношения цены и качества. И онлайн-формат дает таким «рационалистам» возможность удобно и быстро провести мониторинг цен в поисках скидок и акций. Тем самым как склонность к излишествам, так и стремление сэкономить – и то и другое играет на руку продуктовому онлайн-сегменту в целом. 

Изменения внутри ретейла, развитие онлайн-форматов само по себе тоже подстегивает спрос потребителей.

«В продуктовом сегменте очень ярко проявился главный тренд интернет-торговли последних лет – увеличение роли регионов: наибольший рост отмечен в регионах, где изначально была низкая база, – рассказал «НГ» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. – Так, в Москве и Санкт-Петербурге объемы онлайн-продаж продуктов в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 30%, а в регионах Сибири, Дальнего Востока – в несколько раз больше. Рост более чем на 300% наблюдается в Бурятии, Тыве, на Сахалине. Рост в диапазоне от 200 до 290% – на Чукотке, в Магаданской области, на Камчатке, в Чечне, Дагестане, Амурской области, Якутии, Приморском крае, Забайкалье и т.д.».

И более 90% доставок продуктов питания независимо от региона — это доставка из традиционных магазинов как через собственные курьерские службы, так и с привлечением сервисов экспресс-доставки. «Такая ситуация объясняется прежде всего высоким уровнем развития розничных продуктовых сетей в России и формированием этой категории рынка через существующую инфраструктуру», – пояснил он.

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев тоже указал на расширение современной инфраструктуры и сервисов розничной торговли для потребителей по всей стране. «Федеральные торговые сети стали активно развивать присутствие в отдаленных регионах», – подтвердил он.

Меняется и сам ассортимент, что тоже привлекает потребителей и в онлайне, и в оффлайне. «Эффект новизны на фоне ротации брендов в розничной торговле стимулирует интерес потребителей к покупкам. На рынок товаров повседневного спроса в прошлом году вышло порядка 7 тыс. новых брендов: преимущественно это новинки от российских производителей и собственные торговые марки сетей, – обратил внимание Караваев. – Покупатели с большим интересом воспринимают отечественные новинки и больше доверяют локальным брендам, а также собственным маркам сетей, на которые приходится уже более 20% выручки крупных ретейлеров».

Влияют на спрос еще и представители рынка общественного питания, тоже внедряющие новые форматы, добавила Авдеева. «Те же рестораны переходят к модели доставки готовой еды на дом потребителю. Часть таких объектов полностью работает на доставку», – пояснила она.

Наконец, говоря о тенденциях электронной коммерции, не стоит забывать о поколенческом факторе. Как уточнила Авдеева, с 2010 года, то есть за период формирования и развития в стране сегмента онлайн-торговли,«выросло поколение 15-летних, которые пользуются только онлайн-покупками». И эти поколения будут определять дальнейшую цифровизацию отрасли.


Читайте также


На рынке недвижимости растет доля фиктивных продаж

На рынке недвижимости растет доля фиктивных продаж

Ольга Соловьева

Новая группа пострадавших дольщиков может появиться в 2026 году

0
5702
Импорт тормозит российский автопром

Импорт тормозит российский автопром

Ярослав Вилков

Эксперты призывают ужесточить условия работы для всех иностранных производителей машин

0
3135
Как вымирают торговые центры в США

Как вымирают торговые центры в США

Гражданский долг американца

0
7504
В продуктовых ценах обнаружена кредитная составляющая

В продуктовых ценах обнаружена кредитная составляющая

Анастасия Башкатова

Сотни миллиардов бюджетных рублей не помогли аграриям снизить издержки

0
3805

Другие новости