0
3543
Газета Экономика Печатная версия

19.06.2024 20:28:00

Минфин согласился увеличить бюджетный дефицит

Правительство планирует нарастить расходы в 2024 году

Тэги: госдума, федеральный бюджет, дефицит, расходы, госдолг, нефтегазовые доходы


госдума, федеральный бюджет, дефицит, расходы, госдолг, нефтегазовые доходы Глава Минфина Антон Силуанов объяснил депутатам необходимость внесения правок в основной финдокумент страны. Фото с сайта www.duma.gov.ru

В среду 19 июня Госдума приняла в первом чтении поправки в федеральный бюджет на 2024 год и до 2026 года. Законопроект предлагает заметное увеличение расходов при одновременном снижении плановых доходов. Дефицит бюджета таким образом увеличится до 2,1 трлн руб. в этом году. Эксперты ожидают дальнейшего увеличения как дефицита казны, так и госдолга, который остается основным источником покрытия дефицита. Растущий госдолг и расходы на его обслуживание, а также контроль и сдерживание дефицита – основные проблемы бюджетной системы РФ. Об этом говорят и правительство, и Счетная палата, и независимые экономисты.

При этом в Минфине не исключают дальнейшей корректировки бюджета, в случае если фактическая инфляция будет выше прогноза. «Если увидим, что темпы инфляции будут отличаться от прогноза, то осенью, когда будем выходить с предложениями по корректировкам бюджета, по уточнениям бюджета, мы можем подкорректировать этот показатель, но сегодня наши прогнозисты говорят, что 5,1% – это та оценка, на которую мы сегодня ориентируемся», – сообщил в среду депутатам глава Минфина Антон Силуанов.

Госдума 19 июня рассматривала два из пяти законопроектов, входящих в так называемый бюджетный пакет: поправки в федеральный бюджет на 2024 год и поправки в Бюджетный кодекс. Поправки в бюджет вносят изменения в ряд показателей, утвержденных на 2024 год (показатели на плановый период 2025 и 2026 годов не изменяются), которые в основном связаны с реализацией Послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию РФ от 29 февраля 2024 года и отдельных поручений президента РФ.

Согласно поправкам в бюджет, общий объем доходов федерального бюджета на 2024 год составит 35 трлн руб. (18,3% ВВП). В свою очередь, общий объем расходов увеличивается на 522 млрд руб. и составит 37,1 трлн руб. (19,4% ВВП).

Запланированные нефтегазовые доходы в текущем году уменьшатся на 519 млрд руб. и прогнозируются в сумме 10,9 трлн руб., при этом не нефтегазовые доходы увеличиваются на 516,2 млрд руб., их объем составит 24 трлн руб. Снижение поступления нефтегазовых доходов обусловлено сокращением прогноза поступлений по налогу на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, НДПИ на газ природный, от вывозных таможенных пошлин на углеводородное сырье, а также увеличением возмещения акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку. При этом увеличение прогноза поступления отдельных нефтегазовых доходов обусловлено увеличением прогноза поступления по НДПИ на нефть и на газовый конденсат.

Что касается увеличения расходов федерального бюджета, то они в первую очередь будут направлены на реализацию Послания президента Федеральному собранию и его поручений, подчеркнул в среду спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Дополнительные 47,8 млрд руб. будут выделены на выплаты многодетным семьям по ипотеке. Более 200 тыс. семей уже в этом году получат по 450 тыс. руб., которые смогут направить на погашение ипотечного кредита. Еще 66,2 млрд руб. будут направлены на продление программы «Семейная ипотека» в малых городах и регионах с низким уровнем жилищного строительства. Это позволит улучшить жилищные условия 106 тыс. семей», – перечислил он.

Еще 33,2 млрд руб. будут направлены на увеличение с 1 марта 2024 года размера ежемесячного денежного вознаграждения с 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. за классное руководство в школах и кураторам групп в колледжах и техникумах, расположенных в населенных пунктах с населением менее 100 тыс. человек. Выплаты получат более 539 тыс. учителей.

Дефицит федерального бюджета в результате поправок увеличивается на 524,7 млрд руб. и составит 2,1 трлн руб., или 1,1% ВВП вместо утвержденных законом ранее 0,9% ВВП. Впрочем, если сравнивать с динамикой прошлых лет, то сложно говорить о заметном увеличении дефицита бюджета. К примеру, по итогам 2023 года дефицит федерального бюджета составил 1,9% к ВВП и 2,1% в 2022 году. К слову, по итогам пяти месяцев этого года дефицит федерального бюджета составил 983 млрд руб., или 0,5% ВВП. Однако текущий уровень дефицита на 2 трлн руб. ниже уровня аналогичного периода прошлого года, уточняли в Минфине.

Из-за изменения структуры доходов и источников финансирования дефицита бюджета меняется и программа внутренних заимствований. Теперь она будет уменьшена на 146,4 млрд руб. – до 2,48 трлн руб. с 2,62 трлн руб. При этом объем средств на погашение ценных бумаг в рублях не изменился – 1,4 трлн руб. Таким образом, запланированный валовой объем привлечения на внутреннем рынке сократился до 3,9 трлн руб. с 4 трлн руб.

Рассматриваемые бюджетные поправки также предполагают увеличение верхнего предела государственного внутреннего долга РФ до 26,68 трлн руб. с 26,63 трлн руб., а внешнего – снизить до 63 млрд долл с 64 млрд.

Важной темой обсуждения в среду стали и поправки в Бюджетный кодекс, которые предусматривают списание двух третей задолженности субъектов РФ по состоянию на 1 марта 2024 года по бюджетным кредитам при условии целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций. Как уточнил Антон Силуанов, общий объем списываемых кредитов составит 1,1 трлн руб., а только этом году регионы не будут выплачивать 31 млрд руб.

Поручение правительству по списанию большей части задолженности российских регионов ранее дал президент РФ Владимир Путин. Списание должно производиться «при условии целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций в порядке». Порядок этого списания вызвал в среду бурную дискуссию в Госдуме.

На стремительный рост расходов регионов обращают внимание и в Счетной палате (СП). Согласно их оперативному отчету, регионы РФ существенно нарастили расходы на обслуживание государственного долга в январе–марте. «Несмотря на снижение доли рыночных заимствований в структуре совокупного долга регионов с 7,2% по состоянию на 1 января 2024 года до 4,8% по состоянию на 1 апреля 2024 года, необходимо отметить существенный рост расходов на обслуживание госдолга консолидированных бюджетов регионов в отчетном периоде», – говорилось в отчете. Счетная палата отмечает, что расходы на обслуживание государственного долга выросли на 6,8%.

«Бюджетные кредиты стали основным элементом в структуре совокупного госдолга регионов и составляют 78,3% всего госдолга. Рост объема бюджетных кредитов в последние годы связан с предоставлением регионам из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, специальных казначейских кредитов, а также бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета», – уточняют в СП.

Расходы же на обслуживание госдолга в России увеличились почти в полтора раза, сообщали в Счетной палате РФ. «В январе–марте 2024-го из федеральной казны выделили 519 млрд руб. на обслуживание госдолга. Это на 156 млрд, или 43%, больше, чем год назад», – отмечается в докладе СП.

Сам госдолг увеличился на 565 млрд руб., или на 2,2%, и составил 26,1 трлн руб., или 14,5% ВВП, при этом внутренний долг увеличился на 470 млрд руб., или на 2,3%, составив 21,2 трлн руб. Всего же на обслуживание госдолга в этом году Минфин планирует направить около 2,4 трлн.

По мнению экспертов, в ближайшие годы будет расти и сам госдолг, поскольку это основной источник финансирования дефицита бюджета. Депутат, член бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева обращала внимание на порочную практику, при которой из-за нехватки бюджетных денег российское правительство ежегодно берет в долг около 4 трлн руб. у коммерческих банков, причем под довольно высокие проценты – больше 10% годовых. И одновременно это же самое правительство объявляет часть денег в бюджете «лишними» и замораживает в резервных фондах.

Так, в прошлом году Минфин занял у коммерческих банков через облигации федерального займа 2,8 трлн руб. по цене около 10% годовых. И одновременно Минфин пополнил Фонд национального благосостояния (ФНБ) на 1 трлн бюджетных рублей. И это значит, что бюджетной необходимости в избыточных заимствованиях на 1 трлн руб. фактически не было. А прямую выгоду от этих избыточных займов получили только коммерческие банки.

«Вся пирамида госдолга нужна для перекачки ресурсов в банковский сектор и реализации теневых, по сути, бюджетных схем», – утверждает Оксана Дмитриева. Она отмечает, что объемы перекачиваемых в коммерческие банки бюджетных средств уже сопоставимы со всеми госрасходами на образование (см. «НГ» от 03.04.24).

Также в среду 19 июня в Совете Федерации (СФ) с отчетом о работе Счетной палаты за 2023 год выступил глава ведомства Борис Ковальчук. Он в своем выступлении отметил, что в целом за прошлый год СП выявила нарушений и недостатков на общую сумму более 2,1 трлн руб. «Благодаря своевременному исправлению ошибок мы получаем возможность принимать более взвешенные и просчитанные управленческие решения, обеспечен возврат в бюджет более 26 млрд руб.», – добавил он.

Что касается исполнения федерального бюджета за 2023 год, то в СП по результатам проверок выявили нарушения на сумму в 868,6 млрд руб. «Из них нарушения, связанные с ошибками в бухучете и отчетности, составили 834,4 млрд руб. В ходе проверок инспекторы Счетной палаты помогли устранить соответствующие нарушения в отчетности на сумму 798,3 млрд руб.», – сообщил Борис Ковальчук. 


Читайте также


1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

Страна проходит через кризис доверия к денежной политике руководства Центробанка

0
2032
Нужна ли России многопартийность

Нужна ли России многопартийность

В актуальной ситуации возможность репрезентации социальных запросов снизилась

0
1474
Партия Миронова хочет хорошую роль в политическом сценарии

Партия Миронова хочет хорошую роль в политическом сценарии

Дарья Гармоненко

В будущем парламенте предполагается сохранить пять фракций при монополии одной

0
1589
Госдуме указали на действующую ошибку в законе 2018 года

Госдуме указали на действующую ошибку в законе 2018 года

Екатерина Трифонова

Депутат Авксентьева предлагает удешевить процедуру сплошной подачи кассационных жалоб

0
1887

Другие новости