По словам главы Минсельхоза Оксаны Лут, теперь «наибольшее волнение» у министерства вызывает подступающая засуха. Фото РИА Новости
Минсельхозу предстоит ударная работа – борьба с последствиями сразу трех природных катаклизмов: сильнейших паводков, аномальных заморозков, а теперь и засухи. В ход уже идут аргументы про «високосный год». Но помимо плохих примет есть еще вполне объективная проблема, которая, как можно предполагать, будет только усугублять каждую новую природную аномалию, мешать и без всякой плохой погоды своевременному проведению необходимых полевых работ. Это нехватка кадров, способная стать сродни стихийному бедствию. По опросам, около 60% сельхозпредприятий в сфере растениеводства считают, что они больше ничего не могут сделать для снижения кадрового дефицита и что без госпомощи не обойтись.
Судя по тем разъяснениям, которые сделала в рамках Петербургского международного экономического форума глава Минсельхоза Оксана Лут, министерство уже заложило в свой прогноз природные катаклизмы. Поэтому пока что – даже после сильнейших паводков и майских заморозков – ведомство не меняет сделанную ранее оценку, что в стране в этом году будет собрано 132 млн т зерна.
Хотя 2024-й все же воспринимается как особенный. «Этот год у нас високосный, он отличается тем, что мы мерзнем, сохнем и тонем. И у нас все три ситуации, которые были возможны, случились в этом году, – сказала Лут в интервью РИА Новости. – Но тем не менее мы понимали, что у нас всегда, каждый год происходит что-то из этого».
По оценкам министра, с заморозками аграрии справились достаточно неплохо. Напомним, ранее Лут объявила, что Минсельхоз планирует в ближайшее время ввести в России федеральный режим чрезвычайной ситуации из-за ущерба, нанесенного урожаю аномальными заморозками (см. «НГ» от 27.05.24). «Это позволит нам и нашим сельхозтоваропроизводителям более плотно работать со страховыми компаниями, чтобы возмещать весь необходимый ущерб», – пояснила затем глава Минсельхоза.
Но теперь «наибольшее волнение» у ведомства вызывает еще и подступающая засуха. «В ряде регионов Приволжского и Центрального федеральных округов у нас достаточно мало воды в почве», – сказала журналистам Лут. В другом интервью она упомянула еще южные регионы. «И здесь, конечно, если у нас будет ситуация с засухой, тогда, возможно, мы будем корректировать прогноз», – допустила Лут. Так что теперь вся надежда на дожди в этих регионах.
Однако урожаям в России все сильнее угрожают не только природные катаклизмы. Есть еще одна проблема, которая стала обостряться как в экономике в целом, так и в секторе сельского хозяйства, в частности, еще до наступления високосного года – это кадровый дефицит.
Подавляющее большинство (88%) компаний, занимающихся растениеводством, из всех федеральных округов РФ указали на то, что за последние несколько лет ситуация с кадрами ухудшилась. Это показал опрос, проведенный группой компаний Б1 совместно с Национальной ассоциацией сельхозтоваропроизводителей и промышленников в агропроме полного цикла («ИнтерАгроТех»). В нем приняли участие 172 сельхозпредприятия: в основном это предприятия, которые выращивают зерновые, зернобобовые и масличные культуры – доля составила 85%. Две трети из опрошенных имеют посевные площади размером более 1 тыс. га.
Как уточнили респонденты, процесс найма персонала требует значительного времени: например, почти каждое второе предприятие вынуждено искать работников уже дольше, чем полгода. Основными причинами нехватки кадров опрошенные агропредприятия считают прежде всего низкую привлекательность сельского хозяйства, демографические проблемы и отсутствие комфортной инфраструктуры.
Подавляющее большинство – 94% – респондентов пытаются удержать и привлечь новых сотрудников посредством увеличения зарплаты и премий. Но эти возможности небезграничны. Как сообщается в исследовании, в котором изложены результаты опроса, около 60% респондентов отметили, что компании уже практически ничего не могут сделать для снижения дефицита кадров в агробизнесе, и они уверены, что этот вопрос должен решаться на государственном уровне.
Отвечая на вопрос о востребованности сельскохозяйственных специальностей, представители отрасли наиболее часто называли механизатора-тракториста и механизатора-комбайнера. А следующей по востребованности оказалась профессия водителя специальной техники. Именно при найме на эти должности, по мнению большинства респондентов, наблюдается наибольший дефицит кандидатов.
Далее с опорой на ответы аграриев исследователи описали, какими конкретно проблемами чревата нехватка кадров. Если говорить о ситуации в целом, то кадровый дефицит приводит к ухудшению качества выполнения работ: возникают проблемы при приемке продукции с поля, нарушаются процессы логистики, повышаются простои сельхозтехники, снижается скорость уборки, увеличивается количество поломок сельхозтехники. Как сообщается, в последние годы на сельхозпредприятиях «нередко на одну единицу техники приходится менее одного сотрудника».
«Многие компании не обладают достаточным количеством работников, чтобы обеспечить беспрерывную суточную полевую работу. В результате уборочная и посевная кампании занимают больше времени, и любые нарушения сроков отражаются на уборке урожая», – уточняется в исследовании. В частности, из-за нехватки механизаторов «увеличивается риск сдвига сроков уборки в период начала дождей, что, в свою очередь, может привести к повышению уровня микотоксинов и грибков в урожае». Все это негативно влияет на цену растениеводческой продукции и соответственно на выручку.
Многое зависит и от водителей грузовиков и специальной техники. «В период выращивания нехватка водителей может стать «бутылочным горлышком» при транспортировке товарно-материальных ценностей в поле. Наиболее уязвимым элементом в данном производственном процессе являются семена, – отметили исследователи. – Если сроки обработки растений средствами защиты потенциально можно сдвинуть на несколько дней без последствий, то из-за трудностей при транспортировке посевного материала сдвиг сроков посева на 10 дней уже может стать критичным».
В итоге при выращивании ранних культур велика вероятность нарушения сроков уборки урожая и подготовки почвы под озимые, а при сдвиге уборки более поздних культур остается меньше времени на то, чтобы успеть собрать урожай до дождей. При этом в период уборочной кампании из-за нехватки водителей существует риск скопления перевозочной техники на элеваторах и возникновения дополнительных простоев в поле.
Хоть агрономы и не попали в топ-3 самых дефицитных специальностей, однако определенные проблемы возникают и с ними. Нехватка агрономов наиболее негативно влияет на качество выполнения и контроля работ. «Во-первых, отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов приводит к ухудшению надзора за сельскохозяйственными процессами. Это может повлечь за собой неправильное применение удобрений, пестицидов и других агротехнических средств, что в конечном счете сказывается на качестве урожая и его безопасности», – пояснили исследователи.
А во-вторых, нехватка квалифицированных специалистов чревата ошибками в определении оптимальных сроков агроопераций: «Недостаток числа агрономов снижает возможности оперативного реагирования на различные проблемы, такие как заболевания растений или нехватка питательных веществ, что ставит под угрозу проведение мероприятий для предотвращения убытков и повышения эффективности сельскохозяйственного производства».
И все эти проблемы не решить простым увеличением нагрузки на имеющихся дефицитных специалистов, не помогает обеспечить необходимый приток кадров в отрасль и увеличение зарплат. По данным Росстата, в марте средний уровень зарплат в сфере, охватывающей растениеводство, животноводство и охоту, составил почти 53 тыс. руб. В номинальном выражении, то есть без учета инфляции, рост составил около 18% по сравнению с мартом 2023-го.
«Подавляющее большинство участников исследования (89%) уверены, что правительство страны обладает достаточными ресурсами для решения кадровой проблемы, – отметили исследователи. – Среди мер, которые может принять государство, участники опроса наиболее часто упоминали снижение налогового бремени, развитие инфраструктуры в селах, отмену пошлин, подготовку молодых специалистов для сельского хозяйства и повышение престижа работы в сельском хозяйстве».
Осенью прошлого года в Минсельхозе сообщали, что нехватка кадров в сельском хозяйстве России составляет 200 тыс. человек. Между тем, как отметила доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Фарида Мирзабалаева, «кадровые проблемы в отрасли сельского хозяйства сложились давно». По оценкам эксперта, они обусловлены прежде всего неразвитостью инфраструктуры в сельской местности, относительно низкими зарплатами работников отрасли, низкой престижностью профессий в агросфере.
«Среди выпускников учебных заведений данной отрасли один из самых высоких показателей несоответствия полученной специальности и места работы, – сообщила «НГ» Мирзабалаева. – Например, если взять показатель соответствия работы трудоустроенных выпускников 2020–2022 годов выпуска по специальностям, полученным в образовательной организации высшего образования в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, то из 28,2 тыс. работают по специальности только 16,7 тыс., или 59%».
Как считает эксперт, решать проблему необходимо комплексно – начиная с предоставления льготных кредитов, технологического лизинга, заключения государственных заказов на покупку сельхозпродукции и заканчивая улучшением качества жизни, развитием агротуризма, повышением престижности сельскохозяйственного труда.