Руководство Центробанка обозначило пространство для дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. Фото РИА Новости
В пятницу совет директоров Центробанка (ЦБ) сохранил ключевую ставку на уровне 16% годовых. Следующее заседание ЦБ пройдет в конце июля. По словам председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, у Центробанка появилось «пространство для повышения ставки». Теперь в ЦБ рассчитывают на более длительный период высоких ставок в экономике, чем ранее. В ведомстве обещают перейти к снижению ставки только после того, как повышенное инфляционное давление уйдет из повестки дня. Глава ЦБ продолжила спор о наличии или отсутствии в экономике перегрева.
Чиновники ЦБ отмечают несколько рисков для возможного повышения ключевой ставки в будущем. В первую очередь это проблема дефицита кадров, рост инфляционных ожиданий, геополитические риски, а также несбалансированные темпы роста экономики. «Мы сохраняем приверженность возвращению инфляции к 4%. Если устойчивое инфляционное давление не начнет снижаться, реализуются проинфляционые риски, мы допускаем возможность существенного повышения ключевой ставки в июле», – сообщила Эльвира Набиуллина.
К июлю у регулятора появятся дополнительные данные по динамике кредитования, экономической активности, а также рынку труда и инфляции. «Имеющиеся же данные пока не позволяют однозначно сказать, по какому сценарию дальше пойдет экономика. В базовом, то есть наиболее вероятном, сценарии мы по-прежнему считаем, что перегрев экономики начнет уменьшаться во втором квартале. Однако выросла вероятность сценария, в котором потребуется дополнительное повышение ставки», – объяснила глава регулятора. Выбор между этими двумя сценариями будет главной развилкой на опорном заседании в июле, пояснила она.
Денежно-кредитные условия будут оставаться жесткими столько времени, сколько потребуется для снижения инфляции к цели, обещают в ЦБ. Однако и для возвращения инфляции к цели теперь потребуется существенно больше времени, чем ожидалось ранее. «Согласно прогнозу ЦБ, c учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели в 2025 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем», – говорится в сообщении ЦБ.
По мнению Эльвиры Набиуллиной, именно повышение ключевой ставки во второй половине прошлого года позволило значимо замедлить рост цен. Однако этой весной, как считают в регуляторе, «появились сигналы о том, что дезинфляция могла приостановиться». «В апреле текущие темпы роста цен вернулись к 6% в пересчете на год, и, судя по оперативным данным, в мае они оставались повышенными», – сообщила в пятницу глава ЦБ, заметив, что после четырех месяцев снижения инфляционные ожидания населения в мае увеличились. Все это усиливает риски того, что устойчивые показатели инфляции могут замедляться не так быстро, как заложено в базовом сценарии, и закрепятся на текущих значениях или даже ускорятся, считает Набиуллина.
«Перегрев экономики в первом квартале как минимум не уменьшился. Прежде всего на это указывает повышенный рост цен, особенно в нерегулируемых секторах. Например, в туризме... За прошлый год поток туристов вырос на рекордные 17%... Усиление напряженности на рынке труда, в частности исторически низкая безработица, – это еще один яркий индикатор сильного перегрева экономики», – обращает внимание Эльвира Набиуллина. По ее словам, оперативные данные ЦБ свидетельствуют о появлении признаков замедления спроса и экономической активности – в частности, снижение цен производителей, сокращение выпуска в добыче, металлургии, а также в строительной сфере.
Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков считает, что жесткая денежно-кредитная политика ЦБ РФ связана с сохранением дисбалансов в экономике. По его мнению, сохранение ставки на уровне 16% годовых можно считать позитивным сигналом о том, что ситуация с дисбалансом находится под контролем и более жестких мер пока не требуется. «Очевидно, что дисбалансы в экономике, в том числе в финансовом секторе, сохраняются – это касается и рынка труда, и потребительской активности, и ситуации на кредитном рынке, объемы которого растут, несмотря на рост ставок. Но не стоит забывать, что в условиях колоссального давления извне и ускоренной структурной перестройки экономики такие дисбалансы неизбежны, и они, как правило, требуют жесткой денежно-кредитной политики», – подчеркнул Аксаков.
В то же время не все согласны с тезисами ЦБ о перегреве экономики и необходимости жесткой ДКП. Ранее, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Решетников отверг тезис о наличии перегрева в российской экономике. «Экономика адаптируется, продолжает расти в условиях достаточно высоких процентных ставок, находит ресурсы. Порадовала динамика инвестиций за первый квартал – рост на 14,5% в годовом выражении, но доля первого квартала относительно невысокая», – говорил он. По его мнению, сложно говорить и о наличии перегрева в экономике, так как помимо роста цен идет и расширение производств. «Сейчас мы видим, что (в ответ. – «НГ») на рост спроса экономика растет на 2,4%. Это нормальный рост предложения. Экономика вполне адекватно регулирует, нормально растет», – сказал глава МЭР (см. «НГ» от 06.06.24).
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева также согласна с тем, что никакого перегрева экономики нет. «Какой может быть перегрев при 2–3% экономического роста? Китай и Индия растут по 7% в год и перегрева не боятся», – обращает внимание она. В то же время при ставке 18–20% кредитный ресурс для инвестиций становится недоступен для большинства предприятий. «А льготное кредитование – это фактически индивидуальное разрешение на инвестиции», – подчеркивает Дмитриева.
Как считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» Владимир Брагин, никаких факторов для повышения ставки сейчас и не было, однако уровень реальной ставки на сегодняшний день завышен. «Реальная ставка – то есть 16% по сравнению даже с оценкой инфляции в 8%. А 8% реальной ставки – это очень тяжело для экономики», – подчеркивает он. Эксперт не считает нужным повышать ключевую ставку в будущем, предлагая ограничить потребительское кредитование нормативами по резервированию.
Финансовый аналитик Павел Рябов (Telegram-канал Spydell_finance) обращает внимание на изменение риторики ЦБ. «Произошли два важных изменения в сравнении с апрельским заседанием: расширен горизонт поддержания жесткой ДКП, при этом добавлена характеристика или качественная оценка в виде «существенно» и в дополнение к этому открыто пространство маневра для резкого ужесточения ДКП уже с июля», – замечает он. Ужесточение сигнала и создание пространства маневра для повышения ставки снижает шансы к нулю по смягчению ДКП минимум до октября, делает вывод аналитик. «Соответственно, при условии существенного дезинфляционного эффекта снижение ставки может быть не ранее декабря при инерционном развитии», – считает Рябов. В то же время, по его мнению, нет никаких признаков расширения инфляционного давления в среднесрочной перспективе и причин повышения ставки. Сигналы ЦБ по увеличению ставки в будущем могут привести и к обратному эффекту. «Высокие ставки слишком долго способствуют разрушению низкомаржинального бизнеса, ограничивая предложение и повышая инфляцию. Плюс бизнес перекладывает процентные расходы в цены, что также усиливает инфляцию. Создание ожиданий дальнейшего ужесточения может стимулировать население взять кредиты сейчас, пока не подняли ставки (наиболее ярко это проявилось в начале осени с ипотечными кредитами), – вновь проинфляционный фактор», – говорит аналитик. Рябов не видит предпосылок к возврату инфляции к таргету в 4%. Однако и явного расширения инфляции пока не просматривается, считает он.
«Нужно привыкать к тому, что инфляционный фон в России будет достаточно высоким, как минимум 6% в среднесрочной перспективе, а для сброса инфляционного импульса придется слишком радикально задушить потребительский спрос», – рассуждает Рябов.
Вряд ли повышение ключевой ставки будет способствовать уменьшению инфляции, соглашается доцент РЭУ им. Плеханова Вадим Ковригин. «Инфляцию издержек еще большим ужесточением денежно-кредитной политики не обуздать. Повышение ставки хорошо использовать для борьбы с инфляцией спроса – только вряд ли она так сильно сегодня тянет цены вверх», – сомневается он.
По мере длительного удержания ставок на высоком уровне или их дальнейшего повышения, потребительская активность начнет ослабевать, уверена аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева. «В частности, в области рынка недвижимости темпы ипотечного кредитования уже замедляются, а завершение действия льготных ипотечных программ 1 июля сделает покупку жилья недоступной для большего количества россиян. Этот фактор приведет к охлаждению потребительской активности в секторе недвижимости. Таким образом, с июля можно ожидать замедления темпов роста ипотечного кредитования и, как следствие, в целом понижательного давления на инфляцию», – рассуждает она.
«ЦБ взял паузу, сохранив ключевую ставку на уровне 16%, однако продемонстрировал готовность к ужесточению ДКП: до тех пор, пока инфляция не приблизится к целевому уровню в 4%. По мнению мегарегулятора, экономика по-прежнему перегрета: льготная ипотека способствует сохранению высоких объемов кредитования, проинфляционный эффект дают и увеличившиеся с начала года расходы федерального бюджета, инфляционные ожидания населения также растут. Налоговая реформа создает дополнительную неопределенность: из-за равенства доходов и расходов формально воздействие на инфляцию нейтральное, однако вторичные эффекты могут друг друга не уравновесить», - отмечает эксперт компании «Полилог» Глеб Беляков.