По мнению главы Минэкономразвития Максима Решетникова, совершенствование налоговой системы приведет к притоку инвестиций. Фото РИА Новости
В четверг во второй день работы Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялась сессия с участием главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, главы Минфина Антона Силуанова, главы Минэкономразвития (МЭР) Максима Решетникова и замруководителя администрации президента Максима Орешкина. О перспективах российской экономики финансовые власти вместе с главой регулятора рассуждали за день до решения совета директоров ЦБ по ключевой ставке. Пока российская экономика идет по прогнозной траектории, кредиты россияне берут от хорошей жизни, а налоговые новации приведут к притоку инвестиций в экономику, уверяли бизнес российские чиновники.
Динамика российской экономики за январь-апрель подтверждает прогноз Минэкономразвития по росту ВВП на 2,8% в 2024 году, сказал на ПМЭФ глава министерства Максим Решетников. По его словам, экономика адекватно реагирует на растущий спрос через рост предложения. Текущие темпы роста экономики он считает «нормальными в условиях низкой безработицы».
«Экономика адаптируется, продолжает расти в условиях достаточно высоких процентных ставок, находит ресурсы. Порадовала динамика инвестиций за первый квартал – рост на 14,5% в годовом выражении, но доля первого квартала относительно невысокая», – сказал Решетников. По его мнению, сложно говорить и о наличии перегрева в экономике, так как помимо роста цен идет и расширение производств. «Сейчас мы видим, что на рост спроса экономика растет на 2,4% (по оценке Минэкономразвития, очищенный рост в апреле составил 0,2%, в пересчете на год 2,4%. – «НГ»). Это нормальный рост предложения. Экономика вполне адекватно регулирует, нормально растет», – сказал глава Минэкономразвития.
На один из признаков улучшения качества жизни в РФ обратила внимание и Эльвира Набиуллина. В своем выступлении глава ЦБ отметила парадоксальное поведение россиян. Оказывается, люди берут кредиты и от безысходности, и от хорошей жизни. Отвечая на вопрос главы думского бюджетного комитета Андрея Макарова о природе нынешнего роста кредитования в условиях высоких ставок Эльвира Набиуллина сообщила, что все дело в уверенности населения в будущих доходах. По словам Набиуллиной, в настоящее время у многих граждан растут доходы, и банки переключились на обслуживание и кредитование групп населения с растущими доходами. «И поэтому не произошло снижения общего объема кредитов для людей, а выросли кредиты для людей с высокими доходами», – объяснила глава ЦБ.
По данным аналитической компании Frank RG, в мае выдачи потребительских кредитов достигли 659,9 млрд руб., это максимум с августа прошлого года. Кредитование растет в условиях высоких ставок – ключевая ставка ЦБ с декабря держится на уровне 16%. Некоторые эксперты не исключают ее повышения на заседании совета директоров ЦБ в пятницу, 7 июня.
При этом чиновник видит необходимость в донастройке инструментов поддержки инвестиций. «У нас сейчас с ЦБ традиционный разговор о том, какой прирост кредитования, насколько он влияет на инфляцию, потому что он же не таргетируется. Центробанк таргетирует инфляцию, но все равно так или иначе они вынуждены выстраивать какие-то диапазоны по допустимым темпам роста кредитования», – рассказал Решетников.
Он также считает, что ближайшие налоговые изменения в конечном итоге окажут положительное влияние на инвестиции за счет инвестиционных налоговых вычетов. «Мы можем, не потеряв темпа экономического роста, существенно добавить в его качестве за счет того, что инвестиции пойдут в те отрасли, которые нам необходимы», – рассуждает глава МЭР.
«Инвестиционный налоговый вычет – это один из краеугольных камней того, как будут стимулироваться инвестиции в экономике», – согласился с ним замруководителя администрации президента Максим Орешкин. По мнению чиновника, те средства, которые будут мобилизовываться, будут направляться на программы развития, пойдут на создание инфраструктуры, связанной с внешними рынками, улучшением качества подготовки кадров. Просто же повысить налоги – контрпродуктивное решение, важно – у кого забираем и на что тратим, добавил Максим Орешкин. «Вопрос – не просто повышения налоговой нагрузки, а структурного изменения в экономике. С точки зрения налогообложения бизнеса мы должны больше стимулировать тех, кто больше инвестирует», – отметил чиновник.
«Надо сделать так, чтобы все эти налоговые новации дали результат. Мы будем заниматься этим очень предметно. Результат всех преобразований должен дать свой вклад в экономику и оказать поддержку людям», – отметил важность будущих изменений в налоговой системе Антон Силуанов.
Заявления чиновников по налоговому вычету, вероятно, пока оказались не слишком убедительными для крупного бизнеса. «Нас не может не беспокоить определенная неопределенность того, каким будет федеральный инвестиционный вычет (по налогу на прибыль). Мы предлагали его сделать глубоким, чтобы инвестируемая часть прибыли (возвращалась) не по принципу сороки-белобоки – этому дала, он воду, носил и т.д. Принцип, что будем давать либо технологически активным компаниям, либо приоритетным отраслям – это принцип сказки про сороку-белобоку. А мы считаем, что любые инвестиции в основной капитал, в технологическое перевооружение, в территории присутствия, в образование, в здоровье работников, инвестиции в рамках групп компаний надо поощрять этим федеральным инвестиционным вычетом», – подчеркнул, выступая на ПМЭФ, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Примечательно, но годом ранее, также на ПМЭФ, Максим Решетников замечал, что любое увеличение налоговой нагрузки на бизнес подорвет инвестиции, так как это будет прямой вычет из экономического роста. Максим Орешкин в 2023 году говорил, что повышение налогов контрпродуктивно, так как не даст эффекта. «Мы доходов от замедления экономики потеряем больше, чем гипотетический выигрыш от повышения налогов на бизнес», – рассуждал чиновник.
Финансовые власти также несколько расходятся во мнении о дальнейших путях развития российской экономики.
Глава ЦБ, в частности, видит необходимость в дальнейшем развитии рынка капитала, в том числе и через рост IPO. «Я убеждена, что без развития рынка капитала у нас только одна альтернатива – это увеличение роли государства, государственных субсидий и так далее», – считает Эльвира Набиуллина, добавляя, что государство обычно «менее чутко к отбору эффективных проектов».
По ее же мнению, российская экономика должна оставаться открытой. «Несмотря на санкции, мы должны быть интегрированы в мировую экономику с теми, кто на это готов», – заявила она. Это не только взаимные расчеты и платежи, но и сопряженность депозитарных систем, а также взаимное признание рейтингов, страховых полисов и аудиторских заключений. «И это нужно делать и в двухстороннем режиме, и через многосторонний формат, и БРИКС, и ЕАЭС (Евразийский экономический союз)», – считает глава регулятора.
В противовес ей Антон Силуанов видит приоритет в обеспечении в первую очередь финансового суверенитета страны. «Это устойчивые госфинансы, это создание собственного рынка капитала, это налаживание стабильных расчетов, в том числе международных», – пояснил он.
При этом чиновники, рассуждая на ПМЭФ, вероятно, не нашли ответа на вопрос, как стимулировать частные инвестиции в условиях возможного изъятия активов государством.
В частности, отвечая на вопрос Андрея Макарова о решении суда об обращении активов холдинга «Макфа» в доход государства, глава Минфина ответил, что в дальнейшем эти активы будут проданы. «Эти активы находятся в казне, передали в казну, и мы их будем реализовывать. Такие задачи Росимуществу поставлены. Не держать, не управлять, нам не нужна такая государственная экономика», – сказал он.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, обращаясь к министру финансов: «Вопрос не в том, что вы их не будете держать в госсобственности, а отдадите в частную собственность, вопрос в том, что у добросовестных приобретателей на организованных торгах они были изъяты. После этого мы не можем ожидать, что люди со своими деньгами будут покупать акции на организованных торгах».
Силуанов, в свою очередь, согласился: «Если права собственности подлежат сомнению, о каком инвестклимате можно говорить, и денег не хватит бюджетных, поэтому мы надеемся, что в суде вопрос будет рассмотрен, будет взвешенное решение».
Глава Минэкономразвития России Максим Решетников считает, что в российском обществе существенно изменились требования к гражданским институтам. «Раньше были какие-то еще институты: был Лондонский суд, были арбитражные зарубежные суды, и так далее. Сейчас таких институтов нет, и понятно, что только российскими институтами, только мы сами можем выстроить эту институциональную среду. Спрос резко вырос, и это, конечно, требует дальнейшего развития и укрепления наших институтов», – подчеркнул глава Минэкономразвития.
Именно с некачественными институтами во многом связаны и высокие кредитные ставки в российской экономике, уверена Набиуллина. «Когда инвестор вкладывает деньги, доходность он еще может посчитать, а риски при некачественных институтах посчитать достаточно сложно. И это можно выразить одной формулой: чем хуже институты, тем дороже финансирование. И мы часто стараемся низкое качество институтов компенсировать за счет дополнительных стимулов бюджетных», – заявила она.
* * *За происходящим на Петербургском форуме следили и авторы Telegram-каналов.
«В ходе дискуссий на ПМЭФ вновь проявились противоречия между представителями производственного сектора и финансовыми властями, - полагает «Темник». - Руководитель РФПИ Кирилл Дмитриев посетовал, что ключевая ставка, находящаяся выше уровня рентабельности предприятий, губит производство. Представители сектора отсекаются от кредитов. Капиталу выгоднее инвестировать в финансовые инструменты, а не в реальный сектор. Функционер открытым текстом обозначил необходимость снижать ключевую ставку. Руководитель ЦБ Эльвира Набиулина в своем выступлении, напротив, продолжила гнуть свою линию. Она поставила три задачи на ближайшие годы. Развитие рынка капитала. Открытость российской экономики. Удержание лидерства в финтехе. Все три цели скорее направлены в пользу финансового сектора, а не материального».
«ПМЭФ — такое мероприятие, когда вынуждено приходится выпендриваться, иначе можно пролететь мимо телевизора», - отмечают авторы «Беспощадного пиарщика».