Чего ожидают экономисты от развития регионов планеты в 2024 году. Источник: Всемирный экономический форум
Война на Ближнем Востоке, украинский конфликт и санкционные войны Запада с Россией и Китаем не остановят экономического роста. Такой вывод сделан в новом прогнозе главных экономистов Всемирного экономического форума (ВЭФ). Лишь 17% экспертов ожидают ухудшения макроэкономических условий в текущем году. Показатель пессимизма снизился втрое по сравнению с началом 2024 года.
Краткосрочные перспективы мировой экономики выглядят более радужными, чем казалось в январе 2024 года, утверждается в последнем докладе главных экономистов Всемирного экономического форума (Chief Economists Outlook). Тем не менее в докладе отмечается, что неопределенность и волатильность сохраняются, а внутренняя и международная политика по-прежнему являются одним из факторов риска.
Почти 7 из 10 опрошенных ведущих экономистов ожидают, что рост мировой экономики вернется к 4% в ближайшие пять лет. И сегодня, несмотря на геополитическую напряженность и сохраняющиеся экономические трудности, перспективы мировой экономики улучшаются.
Прогноз главных экономистов ВЭФ на май 2024 года показал, что только 17% опрошенных экспертов ожидают ухудшения условий в этом году, что является значительным улучшением по сравнению с 56%, зафиксированными в аналогичном прогнозе января 2024 года.
В докладе главных экономистов, который публикуется три раза в год, приводятся результаты опросов ведущих главных экономистов из различных отраслей и международных организаций. В последнем выпуске рассматриваются ключевые тенденции в мировой экономике, в том числе последние перспективы роста и инфляции, последствия геополитических и внутриполитических событий, а также перспективы возобновления среднесрочного роста. Многие из глобальных событий, в том числе геополитические разногласия и технологические трансформации, имеют глубокие и далеко идущие последствия для будущей траектории мировой экономики, говорится в докладе ВЭФ.
Почти все респонденты (97%) ожидают, что международная геополитика будет вызывать глобальную экономическую волатильность в течение всего 2024 года, говорится в майском отчете. В сентябре 2023 года причиной экономической неопределенности считали геополитические конфликты около 90% респондентов.
Внутренняя политика в разных странах также стала риском для мировой экономики, считают эксперты ВЭФ. Более 8 из 10 респондентов (83%) заявили, что внутренняя политика станет источником волатильности в 2024 году, когда более половины населения мира пойдут на выборы. Примечательно, что технологические изменения создают для мировой экономики гораздо меньший уровень неопределенности. И даже медийный пузырь вокруг достижений технологий искусственного интеллекта (ИИ) эксперты ВЭФ оценивают вполне трезво. Большинство главных экономистов (69%) не согласны с тем, что ИИ станет источником волатильности в 2024 году.
Перспективы экономического роста существенно различаются в макрорегионах планеты. Так, наблюдается заметный всплеск оптимизма в отношении экономических перспектив США. Почти все опрошенные главные экономисты (97%) теперь ожидают умеренного или более сильного роста американской экономики в 2024 году по сравнению с такими ожиданиями на уровне 59% в январе 2024 года. Главные экономисты прогнозируют также стабильно оживленную деятельность в экономиках стран Азии.
Все респонденты ожидают в этом году как минимум умеренного роста в Южной Азии, Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. В частности, в Южной Азии перспективы роста значительно улучшились: 70% главных экономистов ожидают сильного или очень сильного роста в этом году по сравнению с такими ожиданиями на уровне 52% в аналогичном январском прогнозе.
Ожидания для Китая несколько более «приглушенные», поскольку слабые данные по потреблению и продолжающиеся проблемы на рынке недвижимости ухудшают краткосрочные перспективы. Около трех четвертей главных экономистов прогнозируют умеренный рост в Китае в этом году, и только 4% прогнозируют сильный рост в 2024 году.
Для Европы прогноз значительно более пессимистичен: почти 7 из 10 респондентов ожидают слабого роста в 2024 году, и ни один из респондентов не прогнозирует сильного или очень сильного роста.
Инфляционные ожидания и прогнозы также различаются по регионам, но масштабы этих колебаний начали уменьшаться, и последние результаты показывают общее движение в сторону более умеренных прогнозов инфляции. В США около двух третей главных экономистов ожидают, что умеренная инфляция сохранится в этом году. В Европе прогноз в целом не изменился: здесь 57% респондентов ожидают умеренную инфляцию, а четверть – низкую.
Для Китая более 80% главных экономистов ожидают низкую или очень низкую инфляцию в этом году. При этом доля тех аналитиков, которые прогнозируют очень низкую инфляцию, почти удвоилась с января. Ожидания низкой инфляции также усилились в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе (43%), в Центральной Азии (32%), увеличившись более чем на 10 процентных пунктов по сравнению с январем.
Нынешняя глобальная экономическая ситуация создает сложную среду для принятия решений для бизнеса и политиков, уверены главные экономисты. Почти 8 из 10 опрошенных ожидают, что повышенная сложность станет растущей проблемой для руководителей государственного и частного секторов в течение 2024 года. Еще больше респондентов сказали то же самое о напряженности между политикой и экономикой (86%), поскольку растущая поляризация и волатильность во внутренней политике становятся все более заметными в прямой связи с волной выборов в этом году в разных странах.
Почти 7 из 10 опрошенных заявили, что ожидают возвращения глобального роста к 4% в течение следующих пяти лет, а 4 из 10 ожидают этого в течение следующих трех лет. Это будет означать долгожданное улучшение ситуации в мировой экономике. Хотя около четверти (23%) не разделяют этого оптимизма. Эти эксперты не ожидают возвращения мировой экономики к 4% росту в обозримой перспективе.
Рассматривая потенциальные драйверы роста в течение следующих пяти лет, главные экономисты ожидают, что технологическая трансформация, искусственный интеллект, а также переход к зеленой экономике и энергетике сыграют положительную роль, особенно в странах с высоким уровнем дохода. В противоположность этому существует устойчивый консенсус в отношении того, что геополитика, внутренняя политика, уровень долга, изменение климата и социальная поляризация будут сдерживать рост в странах как с высоким, так и с низким уровнем дохода.
Главными инструментами для государств по стимулированию экономики аналитики называют инновации, развитие инфраструктуры, образование и повышение квалификации, а также денежно-кредитную политику. И эти инструменты практически не меняются в зависимости от уровня доходов стран.
Рост экономического оптимизма во всем мире заметен и на примере России. В конце апреля 2024 года российские власти улучшили свои макроэкономические прогнозы на 2024 год. При этом, правда, министры и ЦБ по-прежнему придерживаются сценария экономического замедления в 2024 году. Министр экономического развития РФ Максим Решетников на заседании правительства заявил о пересмотре сценарных условий и базового прогноза для РФ на ближайшие годы. Правительственный прогноз по росту ВВП в 2024 году был улучшен до +2,8% по сравнению с сентябрьскими предположениями о росте на уровне 2,3%. При этом основным фактором роста в Минэкономразвития называют внутренний потребительский и инвестиционный спрос.
Но на прошлой неделе Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН заявил, что в 2024 году российская экономика покажет гораздо больший прирост ВВП, чем в прошлом году (см. «НГ» от 21.05.24). Наблюдаемое ускорение экономики в 2024 году объясняется увеличением численности занятых, а также рекордными потребительскими расходами населения. Российская экономика по итогам года может показать рост ВВП на 4,5%. И это существенно выше официальных темпов роста прошлого года, которые оцениваются в 3,6%.
При этом снижения инфляции в России пока не наблюдается. И темп роста цен в 2024 году скорее всего превысит заявленные ориентиры Центробанка и правительства РФ.