0
2579
Газета Экономика Печатная версия

28.05.2024 19:50:00

Положение региональных бюджетов улучшается

С начала года долги субъектов РФ сократились на 120 миллиардов рублей

Тэги: региональные бюджеты, доходы, налоги, госдолг, промпроизводство


региональные бюджеты, доходы, налоги, госдолг, промпроизводство Фото Reuters

Ситуация с региональными бюджетами по итогам первого квартала 2024 года оказалась намного лучше, чем годом ранее, следует из обзора агентства «Эксперт РА». С января по март 2024 года доходы региональных бюджетов росли, а госдолг регионов снижался, квартал субъекты РФ закрыли с профицитом. Одновременно в регионах росло промышленное производство, объемы строительных работ, розничной торговли и услуг. На сегодняшний день уровень долговой нагрузки выше 50% наблюдался только у каждого пятого региона РФ, замечают эксперты. Однако в Счетной палате обращают внимание на значительное изменение структуры регионального долга.

В целом по итогам первого квартала этого года доходы региональных бюджетов РФ увеличились почти на 2% в годовом выражении и составили 4,5 трлн руб. Рост доходов был обусловлен в первую очередь поступлением налоговых и неналоговых доходов при одновременном снижении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (снижение на 13,2%).

При этом в структуре налоговых доходов значительно увеличились поступления от налога на доходы физлиц (НДФЛ) – увеличение на 47,5%, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,8%), акцизов (+11,8%). В то же время снизились поступления по налогу на прибыль организаций (-15,9% на фоне высокой базы 2023 года) и налогу на имущество организаций (-18,1%), отмечают в агентстве.

Эксперты отмечают существенное снижение межбюджетных трансфертов по итогам первого квартала. «В структуре межбюджетных трансфертов негативной динамике способствовало прежде всего снижение поступлений дотаций (-20,7% на фоне опережающего предоставления дотаций в начале 2023 года) и иных межбюджетных трансфертов (-50,8%), а также субсидий (-1,1%), при этом объем субвенций вырос на 10,2%», – сообщают авторы обзора.

В региональном разрезе динамика бюджетных доходов была разнонаправленной. Доходы по итогам первых трех месяцев года увеличились в 39 регионах. Лидерами по росту налога на прибыль организаций стали Хакасия (в 2,4 раза) и Калмыкия (в 1,7 раза), Чукотский (в 1,7 раза) и Ненецкий (в 1,6 раза) автономные округа, а также Удмуртия (в 1,4 раза). НДФЛ вырос во всех регионах, более всего он вырос в Ингушетии (в 3,6 раза), Калмыкии (в 2,2 раза), Адыгее (в 1,8 раза), Карачаево-Черкессии (в 1,7 раза) и Калининградской области (в 1,9 раза).

В свою очередь расходы региональных бюджетов увеличились на 5,4% и составили 3,9 трлн руб. При этом в агентстве отмечают снижение государственного долга регионов. В целом с начала года он снизился на 1,1% – c 3,22 трлн руб. до 3,18 трлн руб. «Снижение наблюдается по всем компонентам долга, за исключением гарантийных обязательств. Снижение долга по бюджетным кредитам обусловлено в том числе погашением части бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов, по рыночному долгу – тем, что в начале года регионы, как правило, не привлекают банковские кредиты и не выходят на облигационный рынок», – объясняют в «Эксперт РА».

К слову, по данным Минфина на 1 мая 2024 года, объем государственного долга субъектов РФ снизился до 3,1 трлн руб. При этом по государственным гарантиям (вид долговых обязательств, предусматривающих определенный объем обязательств в рамках исполнения гарантий. – «НГ») долговая нагрузка субъектов увеличилась до 51,2 млрд руб. с 48 млрд на 1 января этого года.

102-4-1480.jpg
Источник: агентство «Эксперт РА»
При этом с апреля 2023-го по март 2024 года государственный долг вырос у 70 субъектов РФ, а долговая нагрузка – у 44, следует из обзора Института Гайдара по региональным бюджетам. Однако за последние 12 месяцев число регионов с долговой нагрузкой выше 50% сократилось с 27 до 23 и по-прежнему не представляет угрозы стабильности региональных бюджетов, уверяют эксперты. Наибольшая долговая нагрузка сложилась в Мордовии, где отношение объема госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов составляет почти 90%. В Республике Хакасия долговая нагрузка превышает 82%, в Архангельской области – почти 80%. В Удмуртии и Еврейской автономной области она составляет 78 и 77,8% соответственно, перечисляют в Институте Гайдара.

По мнению руководителя лаборатории бюджетной политики Института Гайдара Александра Дерюгина, после завершения процесса замещения бюджетными кредитами коммерческих кредитов их доля в объеме долга регионов РФ по состоянию на 1 апреля 2024 года продолжает оставаться вблизи исторического минимума (2,7%). При этом доля бюджетных кредитов регионам из федерального бюджета за 12 месяцев выросла с 74,4 до 78,6%, в первую очередь за счет предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов. Доли государственных гарантий и иных долговых обязательств остаются незначительными.

На сегодняшний день долговая устойчивость регионов остается на высоком уровне, чему способствовали более высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов. До конца 2024 года динамика долговой нагрузки регионов в большей степени будет зависеть в основном от динамики предоставления новых инфраструктурных бюджетных кредитов, а также от процесса списания части бюджетных кредитов, отмечают в Институте Гайдара (см. «НГ» от 14.05.24).

Анализ долговой устойчивости субъектов РФ по результатам первого квартала 2024 года показывает, что высокая долговая нагрузка наблюдается в Республике Мордовия, Хакасия, Удмуртия, Архангельской области и Еврейской автономной области. Во всех перечисленных регионах самая большая доля долговых обязательств приходится на бюджетные кредиты, расходы на обслуживание которых составляет 3% годовых, что существенно ниже, чем у других долговых инструментов. Кроме того, в российских регионах темпы роста налоговых и неналоговых доходов превосходят темпы роста государственного долга, что также является положительным фактором», - замечает завкафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Светлана Фрумина.

Состояние региональных бюджетов в первой половине 2024 года выглядело вполне достойно, соглашается директор Центра региональной политики ИПЭИ Президентской Академии Владимир Климанов. «Значительное число субъектов Российской Федерации вошли в финансовый год с остатками средств на счетах. Однако адекватную оценку реального состояния дать непросто. По итогам первого квартала прошлого года НДФЛ не был полностью зачтен в региональные бюджеты из-за введения единого налогового платежа. И поэтому база для сравнения в этом году оказалась занижена. Утвержденный в федеральном бюджете объем межбюджетных трансфертов на 2024 год ниже, чем в прошлом году», - сообщает он.

Эксперт считает, что новый рост по налогу на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц, хотя и продолжается, но не так интенсивно, как ранее, когда отмечался существенный бюджетный импульс. «Поэтому риск попадания субъектов Российской Федерации в непростую финансовую ситуацию даже с учетом сокращения государственного долга остается высоким», - не исключает он.

Руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая обращает внимание, что основное снижение долговой нагрузки на региональные бюджеты произошло еще до 2024 года. «В 2020–2022 годах общий уровень долговой нагрузки на региональные бюджеты (отношение госдолга субъектов к их доходам) сократился с 26,7 до 20,5%. При этом в абсолютных числах объем заимствований субъектов за три года увеличился на 27% – с 2,5 трлн до 3,2 трлн руб.», – сообщает она.

К такому же выводу приходят и аудиторы Счетной палаты (СП) в своем обзоре долговой нагрузки регионов. Аудитор СП Алексей Саватюгин отмечает, что снижению долговой нагрузки в 2020–2022 годах способствовал прежде всего более высокий темп роста собственных доходов регионов в сравнении с темпами роста регионального государственного долга, в то время как предпринятые правительством меры (предоставление бюджетных кредитов и реструктуризация обязательств регионов) оказали небольшое влияние на снижение долговой нагрузки (так как объем долга при этом не изменялся).

Всего же в 2020–2022 годах регионам была предоставлена поддержка на общую сумму 2,8 трлн руб., в том числе выданы бюджетные кредиты в объеме 1,6 трлн руб. и инфраструктурные кредиты на сумму 253,9 млрд руб., а также проведена реструктуризация обязательств регионов по ранее выданным бюджетным кредитам в объеме 877,4 млрд руб., следует из отчета СП. 

«В результате предоставления бюджетных кредитов произошло значительное изменение структуры регионального долга. Рыночные заимствования, превалировавшие на начало 2021 года, были замещены бюджетными кредитами, доля которых выросла с 39% до 70%. Объем расходов на обслуживание консолидированного долга снизился на 17,4% – с 100,5 млрд руб. в 2020 году до 82,9 млрд руб. в 2023 году», – сообщает Алексей Саватюгин. В результате уровень долговой нагрузки регионов сократился в 2020–2022 годах с 26,7% до 20,5%.

Однако, подчеркивают в СП, это снижение было обеспечено более высокими темпами роста собственных доходов регионов в сравнении с темпами роста регионального госдолга. «При этом меры правительства, предусматривающие предоставление бюджетных кредитов и реструктуризацию обязательств регионов, оказали небольшое влияние на уровень долговой нагрузки», – подчеркивают в ведомстве Бориса Ковальчука. Аудиторы считают, что предоставление инфраструктурных кредитов «значительно увеличивает госдолг регионов», а поступление доходов от реализации инфраструктурных проектов в региональные бюджеты «носит отложенный характер».


Читайте также


4. Налог на прибыль повышен впервые за 15 лет

4. Налог на прибыль повышен впервые за 15 лет

Правительство РФ утвердило параметры инвестиционного вычета для бизнеса

0
2056
Кому в России потреблять хорошо

Кому в России потреблять хорошо

Анастасия Башкатова

Фрукты, стоматолог и своя комната у каждого члена семьи – россияне описали, что такое режим "Комфорт"

0
2983
Госдума грозится совсем разорить иноагентов

Госдума грозится совсем разорить иноагентов

Иван Родин

На спецсчета с ограниченным доступом переведут все внутрироссийские доходы

0
2773
Экономический рост может недотянуть до 4%

Экономический рост может недотянуть до 4%

Михаил Сергеев

Действия Центробанка РФ привели к снижению инвестиционной активности

0
4638

Другие новости