0
3940
Газета Экономика Печатная версия

24.05.2024 00:01:00

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

Тэги: белорусские продукты, доверие, санкции


белорусские продукты, доверие, санкции Распределение ответов россиян на вопрос о том, с какими двумя-тремя товарами у них ассоциируется Белоруссия. Источник: аналитический центр НАФИ

Российские потребители – особенно молодые – имеют расплывчатое представление о том, какую именно продукцию производят и поставляют страны СНГ. Но, несмотря на это, все же выявился и лидер – Белоруссия. Белорусским производителям доверяют семь из десяти опрошенных аналитическим центром НАФИ россиян. А две наиболее яркие продуктовые ассоциации с Белоруссией у российских покупателей – это картофель и молочные продукты. Судя по экспертным оценкам, на фоне нового санкционного витка расширение экономического сотрудничества на потребительских рынках со странами Содружества очень актуально.

Аналитический центр НАФИ представил результаты исследования, посвященного отношению россиян к товарам из стран СНГ (есть в распоряжении «НГ»). 

Данные получены в ходе опроса, проведенного в конце 2023-го среди 1,6 тыс. россиян старше 18 лет во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население страны по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта.

Один из главных выводов: российские потребители – особенно молодые – имеют крайне слабые ассоциативные связи между отдельными странами СНГ и производимой, поставляемой ими продукцией. В отличие от молодежи у представителей старшего поколения ассоциации во многом сформированы со времен СССР. Но даже этого оказалось недостаточно для высоких показателей узнаваемости продукции из большинства стран СНГ.

На основе полученных исследователями данных можно составить «рейтинг» по узнаваемости товаров из разных стран. В нем в первое место в качестве главного лидера заняла Белоруссия.

Только 36% всех опрошенных россиян не смогли назвать ни одного товара или продукта, с которым у них ассоциируется республика. Среди респондентов в возрасте до 35 лет доля тех, кто не смог указать ни одной товарной ассоциации с Белоруссией, составила 52%. Казалось бы, доли существенные, но, как выяснилось, ситуация с узнаваемостью продукции из других стран СНГ еще хуже.

Так, если брать другую крайность, то замыкает «рейтинг» в качестве условного «антилидера» Киргизия. В ее случае уже 69% опрошенных потребителей не смогли назвать ни одного товара, связанного, по их мнению, со страной, а среди молодых респондентов эта доля достигла 74%.

Кроме того, именно по отношению к белорусским продуктам и товарам россияне демонстрируют и наибольший уровень доверия. Этой продукции доверяют семь из десяти опрошенных. Относительно высокие показатели доверия к товарам, производимым еще в Армении и Казахстане, хотя они идут с большим отрывом от Белоруссии: товарам из указанных стран доверяют примерно по 20% опрошенных.

А самые низкие показатели доверия, «вероятно, связанные с низким уровнем информированности», характерны в отношении производителей и поставщиков из Туркмении, Таджикистана и Киргизии, перечислили исследователи. Продукции каждой из этих стран доверяют лишь около 5–6% опрошенных.

Чем же многим россиянам запомнилась Белоруссия? Две наиболее яркие у российских потребителей продуктовые ассоциации с республикой – это картофель и молочные продукты. Несколько реже ассоциации возникают с мясной продукцией – в основном с колбасными изделиями. Еще реже, но все же упоминаются различные виды текстильной продукции.

Комментируя для «НГ» данные про молочные товары, в пресс-службе Национального союза производителей молока (Союзмолоко) отметили, что наиболее импортируемой категорией в России до введения санкций был сыр. И этот объем был замещен совместными усилиями как отечественных производителей, так и белорусских поставщиков. «Если говорить о поставках из стран СНГ, то основным внешним поставщиком молочной продукции в Россию остается Белоруссия, второе место занимал Казахстан. Армения занимает не более 1% от всего импорта», – добавили в Союзмолоке.

Рассматривая же ситуацию с российским импортом в целом по всем странам, можно сделать вывод, что «очевидными бенефициарами теперь стали Китай и Турция», отметила, однако, аналитик Центра экономики рынков Ирина Светлова, сославшись на данные Всемирной торговой организации.

«А среди стран СНГ ситуация со статистикой по экспорту в Россию непрозрачная», – добавила эксперт. Во-первых, по ее уточнению, страны СНГ публикуют данные о своем товарообороте «с запозданием», и о последних тенденциях судить проблематично. Во-вторых, сказываются и те ограничения на публикацию подробной внешнеторговой статистики, которые вводили Россия и Белоруссия.

Но эксперт напомнила, что, например, в 2021 году белорусский импорт составлял свыше 40% стоимости всего импорта в Россию из стран СНГ. Если же оценивать роль всех стран Содружества в совокупных объемах импорта в РФ, то вся их доля в стоимости поставок в нашу страну «существенно меньше, чем из того же Китая». В 2021 году она лишь немногим превысила 10% от всего денежного объема импорта в Россию.

«Таким образом, роль поставок товаров из стран СНГ в структуре российского импорта, на наш взгляд, пока что преувеличена», – сказала Светлова. Хотя товарооборот России с отдельными странами СНГ действительно не просто растет, а существенно, в том числе за счет реэкспортируемых этими странами товаров, следует из экспертного комментария.

Говоря о поставках именно из Белоруссии, Светлова добавила, что республика традиционно поставляет в Россию не только привычные россиянам продукты питания или одежду, но и различные изделия, в том числе медицинские, некоторые виды оборудования, продукцию, востребованную агросектором, не говоря уже о косметике и грузовом транспорте.

Впрочем, в слабых ассоциативных связях есть и своя сила, резюмировали в НАФИ.

Фактически поставщиками из стран СНГ могут быть использованы любые варианты позиционирования себя на российском потребительском рынке, сейчас открыто окно возможностей. Россияне, как пояснили авторы исследования, готовы экспериментировать и покупать новые товары на фоне ухода или ребрендинга старых марок. 


Читайте также


"Большая семерка" пообещала ужесточить санкции против Москвы...

"Большая семерка" пообещала ужесточить санкции против Москвы...

Юрий Паниев

Второй срок Трампа в Белом доме начал обретать контуры

0
3288
Тегеран пообещал Трампу "максимальное поражение"

Тегеран пообещал Трампу "максимальное поражение"

Игорь Субботин

У иранской ядерной программы появились новые стимулы

0
2402
Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Сергей Никитин

Кризис на Кубе  усугубил коллапс системы электроснабжения

0
5050
В официальный дискурс вошло слово "мечта"

В официальный дискурс вошло слово "мечта"

Анастасия Башкатова

Создавая будущее, правительству предстоит опираться на твердую почву настоящего

0
5171

Другие новости