0
3083
Газета Экономика Печатная версия

20.05.2024 20:12:00

Граждане противостоят росту цен, отправляясь в онлайн

Инфляция тоже становится фактором цифровой трансформации розницы

Тэги: интернет торговля, популярные товары, цена, качество, инфяляция


интернет торговля, популярные товары, цена, качество, инфяляция Многие потребители покупают бытовую технику вовсе не в офлайн-магазинах. Фото РИА Новости

Объем российской интернет-торговли растет на десятки процентов в год. Доля онлайна в рознице уже близка к 15%, сообщили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Потребители покупают в интернете технику, мебель, одежду, продукты питания, товары для красоты и здоровья – другими словами, почти все. В условиях не просто растущих цен, а очередного инфляционного витка уход в онлайн-магазины можно воспринимать как семейную антикризисную меру. Изучая ценники на цифровых полках, покупатели ищут оптимальное для своего бюджета соотношение цены и качества.

В первом квартале объем российской интернет-торговли вырос сразу на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,9 трлн руб.

А доля онлайна в общем объеме розничных продаж увеличилась уже до 14,9% после 13,5%, зафиксированных в конце минувшего года, сообщили в АКИТ. Почти 97% всех таких покупок сейчас приходится на российские компании интернет-торговли.

Первая пятерка самых популярных товаров в интернете остается неизменной, выяснили по итогам января-марта представители отрасли. Это цифровая и бытовая техника, мебель, одежда и обувь – на каждый сегмент приходится примерно по 15% (разница достигает десятых долей процента), или, если округлять, по 270–280 млрд руб. Далее следуют продукты питания с долей почти 14% (257 млрд руб.), а также товары для красоты и здоровья – чуть меньше 8%, или 142 млрд руб.

«Активным спросом также пользовались категории «Автозапчасти и автоаксессуары», «Товары для детей», «Спорттовары», «Инструменты и садовая техника», «Аксессуары и товары для творчества». В общем объеме онлайн-продаж доля этих товаров составляет от 2,5% до 5,5%», – перечислили в АКИТ.

Но если оценивать именно темпы роста объемов продаж в первом квартале этого года, то в этом случае в безоговорочные лидеры выбились аптеки – рост сразу на 181%, товары для творчества – рост на 176%, инструменты и садовая техника – на 133%, ювелирные изделия и часы – на 103%, автозапчасти и автоаксессуары – на 97%.

И хоть по объемам онлайн-продаж впереди все еще Москва, Московская область и Санкт-Петербург, покупки в интернете больше не характеристика исключительно жителей столичного региона. Подключаются и другие территории. «Рост онлайн-продаж в отдельных регионах в два-три раза превысил общероссийские показатели. Абсолютными рекордсменами роста стали Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа – совокупные показатели увеличения объемов составили там 65,6% и 68% соответственно, а показатели роста каждого отдельного субъекта в этих округах выше 50%», – пояснили в АКИТ, сославшись на активность компаний интернет-торговли, на развитие логистической инфраструктуры, на налаживание эффективных партнерских связей.

Но помимо всех этих факторов, которые для потребителя в конечном счете сводятся к самому главному – удобству, судя по всему, сказывается еще одно обстоятельство. Уже не каждый покупатель может позволить себе наобум, без предварительной подготовки отправиться в обычный магазин, чтобы приобрести там бытовую технику, одежду, книгу или даже просто десяток яиц. Видимо, теперь, в условиях порой скачкообразно растущих цен это тоже одно из проявлений финансовой грамотности населения, причем не навязанной сверху профильными ведомствами, а сформированной снизу методом проб и ошибок.

«Доступные данные показывают, что цены на товары в интернете могут быть ниже по сравнению с традиционными магазинами. Например, электроника и бытовая техника в онлайне может быть дешевле на 5–10%, что частично объясняется отсутствием затрат на аренду и содержание физических магазинов, – сообщил «НГ» директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков. – Одежда и предметы первой необходимости также зачастую доступнее в сети на 10–15% благодаря более высокой конкуренции и масштабам работы онлайн-платформ».

Впрочем, в отрасли скептически отнеслись к выводам о лучшей ценовой доступности товаров на цифровых полках. Например, как считает президент АКИТ Артем Соколов, «сравнивать цены на товары в офлайн- и онлайн-торговле не только некорректно, но и практически невозможно», ведь и там, и там существует множество бизнес-моделей, которые формируют доступные предложения.

Однако этот скепсис специалистов не мешает обычным потребителям такие сравнения как раз проводить, что все же признают и сами эксперты. «В онлайн-торговле удобно в моменте сравнивать товары на разных ресурсах и выбирать наиболее выгодные предложения, – пояснил Соколов. – В классической рознице сравнить цены в моменте достаточно сложно». Однако, как особо подчеркнул собеседник издания, это вовсе не значит, что в офлайн-рознице отсутствуют доступные цены.

Например, как сообщил Соколов, федеральные сети в своих масштабах тоже могут формировать конкурентные предложения, а также удерживать нулевую наценку на социально значимые товары на протяжении нескольких лет. Да и кроме сетевых магазинов свои товары предлагают в офлайн-торговле ярмарки и рынки, есть магазины с фиксированными ценами, появилось много дискаунтеров, перечислил он.

Иначе говоря, если серьезно задаться целью найти самые низкие цены на одни и те же или на похожие товары, то в этом случае явно не стоит завершать свои поиски после изучения всего нескольких сайтов маркетплейсов и после посещения лишь некоторых магазинов рядом с домом или работой. Другой вопрос в том, что такой поиск уже станет слишком затратным по времени и даже, возможно, по деньгам – с учетом транспортных расходов.

«На приобретение многих товаров и услуг потребитель все-таки не готов тратить много времени, как это было еще совсем недавно, два – три года назад, – добавил начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев. – Онлайн-торговля существенно экономит время».

Между тем председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев указал на еще одну важную деталь. Если брать «классический омниканальный ретейл» (когда один и тот же магазин продает товары как в офлайн-точках, так и через интернет с использованием своего сайта), то в этом случае, по уточнению эксперта, разница в ценах на товары между физическими или онлайн-прилавками «практически отсутствует». 


Читайте также


Не каждый интернет-пользователь попадает в цифровую элиту

Не каждый интернет-пользователь попадает в цифровую элиту

Анастасия Башкатова

Чтобы преодолеть неравенство, необходимо умение извлекать выгоду из современных технологий

0
3436
Как преодолеть разрыв между школой и вузом

Как преодолеть разрыв между школой и вузом

Елена Герасимова

Прием в университеты растет, но качество подготовки абитуриентов падает

0
11071
Сделка ОПЕК+ компенсировала России арест части резервов

Сделка ОПЕК+ компенсировала России арест части резервов

Анастасия Башкатова

Альянсу экспортеров все сложнее удерживать нефтяные цены на высоком уровне

0
2789
Работодатели все чаще практикуют быстрые трудоустройства

Работодатели все чаще практикуют быстрые трудоустройства

Анастасия Башкатова

Блиц-набор персонала ставит под вопрос качество продукции и услуг

0
2457

Другие новости