0
4126
Газета Экономика Печатная версия

14.05.2024 20:09:00

У большинства субъектов России – бюджетный профицит

При этом в регионах ждут дополнительной помощи из Центра

Тэги: региональные бюджеты, доходы, долговая устойчивость


региональные бюджеты, доходы, долговая устойчивость Фото Reuters

Положение региональных бюджетов в РФ за последние годы заметно улучшилось: доходы субъектов Федерации увеличиваются, а долги снижаются. Однако темпы прироста доходов начинают снижаться. И новые задачи, сформулированные в майском указе президента Владимира Путина, могут потребовать увеличения помощи регионам из федерального бюджета. Такие выводы и прогнозы делают экономисты из Института Гайдара.

Темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов российских регионов в конце 2023-го и первом квартале 2024 года существенно замедлились. Для реализации майского указа президента РФ о национальных целях развития до 2030-го и 2036 года может потребоваться дополнительная финансовая помощь регионам, считает Александр Дерюгин, руководитель лаборатории бюджетной политики Института Гайдара. Кроме того, по мнению экономиста, может потребоваться перенастройка бюджетной политики Центра в отношении регионов для создания более сильного выравнивающего эффекта.

Но напряжение в региональных бюджетах возникает даже без учета новых задач, а просто в связи с бурным ростом средних зарплат и необходимостью подтягивания зарплат региональных бюджетников к среднему уровню в связи с прошлыми майскими указами в части оплаты труда врачей, учителей, работников науки, образования и культуры. Рост номинальных доходов региональных бюджетов во многих субъектах РФ был по итогам прошлого года ниже 10%. А средние номинальные зарплаты увеличивались на 15% и более. Это означает, что для сохранения соотношения зарплат учителей, врачей, работников науки, образования и культуры по отношению к среднерегиональному уровню оплаты труда местные власти должны увеличивать свои расходы опережающими темпами.

Правительство РФ и региональные власти могут прибегнуть к манипуляциям с уровнем средней региональной оплаты труда и к виртуальным переводам бюджетников на неполные ставки. Но это скорее всего может повысить уровень социального напряжения, а также увеличит дефицит врачей, учителей и других специалистов в регионах.

По итогам первого квартала 2024 года общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 5,1 трлн руб., увеличившись в годовом выражении на 3,6%. Правда, эта цифра мало отражает общую динамику региональных доходов из-за влияния таких факторов, как переход к уплате налогов через единый налоговый счет (ЕНС), ускорение погашения обязательств по уплате налогов и возмещению излишне уплаченных налогов, а также сокращение в три раза предельных сроков возвратов по имущественным и социальным вычетам.

Налоговые доходы консолидированных бюджетов регионов в первом квартале 2024 года выросли на 5,8% по отношению к тому же периоду прошлого года. Неналоговые доходы консолидированных бюджетов регионов увеличились почти на 42%. А безвозмездные поступления от других бюджетов сократились при этом на 18,1%. И такой рост поступлений налогов не выглядит оптимистично. Особенно на фоне их роста на 16% в 2023 году. Но снижение темпов увеличения доходов региональных бюджетов было ожидаемым. Снижение темпов роста поступлений налоговых доходов началось еще в конце 2023 года. После роста на 26% в третьем квартале прошлого года они сократились на 2,9% в последнем квартале прошлого года, отмечается в отчете Института Гайдара.

92-4-1-650.JPG
Долговая нагрузка субъектов Российской Федерации в 2014–2024 годах
в процентах к их доходам.  Источник: Институт Е. Гайдара





















По итогам первого квартала 2024 года положительные темпы роста доходов региональных бюджетов отмечены в 45 субъектах РФ, а наиболее высокие – в Сахалинской области (+35,5%), Республике Татарстан (+34,6%), Магаданской области (+34,5%), Удмуртской Республике (+31,8%) и Москве (+25,9%).

Бюджетный профицит по итогам первого квартала этого года был зафиксирован у 72 субъектов РФ, а его общий объем составил 623,9 млрд руб. Таким образом, в 2024 году ситуация с региональными бюджетами в целом оказывается гораздо лучше, чем у федерального бюджета. Федеральный бюджет в январе-апреле 2024 года исполнен, по предварительной оценке, с дефицитом 1,484 трлн руб., или 0,8% ВВП, сообщил в понедельник 13 мая федеральный Минфин.

С апреля 2023-го по март 2024 года государственный долг вырос у 70 субъектов РФ, а долговая нагрузка – у 44. После завершения процесса замещения бюджетными кредитами коммерческих кредитов их доля в объеме долга регионов РФ по состоянию на 1 апреля 2024 года продолжает оставаться вблизи исторического минимума (2,7%), отмечает Александр Дерюгин. При этом доля бюджетных кредитов регионам из федерального бюджета за 12 месяцев выросла с 74,4 до 78,6%, в первую очередь за счет предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов. Доли государственных гарантий и иных долговых обязательств остаются незначительными.

Наибольшая долговая нагрузка сложилась в Мордовии, где отношение объема госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов составляет почти 90%. В Республике Хакасия долговая нагрузка превышает 82%, в Архангельской области – почти 80%. В Удмуртии и Еврейской автономной области она составляет 78 и 77,8% соответственно.

Несмотря на рост госдолга, долговая устойчивость регионов остается на высоком уровне, чему способствовали более высокие темпы роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов. До конца 2024 года динамика долговой нагрузки регионов в большей степени будет зависеть в основном от динамики предоставления новых инфраструктурных бюджетных кредитов, а также от процесса списания части бюджетных кредитов, отмечают в Институте Гайдара. 

В новом своем майском указе президент РФ Владимир Путин предписал снизить к 2036 году до двух раз разрыв в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации. В настоящее время этот разрыв в бюджетной обеспеченности, по данным Минфина РФ, превышает три раза. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе уровень бюджетной обеспеченности почти в три раза выше среднероссийского показателя. А в Мордовии бюджетная обеспеченность на одного жителя не достигает и 70% среднероссийского уровня.



Читайте также


Молодежь нашла зарплатные лазейки

Молодежь нашла зарплатные лазейки

Анастасия Башкатова

Большинство работников так и не впечатлились ростом своих трудовых доходов

0
3260
Гендерный разрыв в оплате труда россиян растет

Гендерный разрыв в оплате труда россиян растет

Даниэль Камари

Главной причиной неравенства доходов остается коррупция

0
4274
Правительство России оперативно уклонилось от критики популизма

Правительство России оперативно уклонилось от критики популизма

Иван Родин

Депутатам сообщили, что природную ренту уже распределяют между гражданами по справедливости

0
3149
Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Ольга Соловьева

Новые рестрикции ограничат поставки отечественных энергоносителей на азиатские рынки

0
8215

Другие новости