Фото Reuters
«Газпром» в феврале 2024 года стал крупнейшим поставщиком трубопроводного газа в Китай, впервые обойдя многолетнего лидера – Туркменистан. С учетом поставок и сжиженного природного газа (СПГ) Россия оказалась лидером на китайском рынке, обойдя других поставщиков. В то же время больше других заработала на трубопроводных поставках в КНР именно Туркмения. Ситуация может измениться после введения новых европейских санкций против российского сжиженного природного газа, о которых Швеция объявила 22 апреля 2024 года.
Как следует из данных китайской таможни, в последний зимний месяц «Газпром» экспортировал в Китай 2,5 млрд куб. м газа, тогда как Туркменистан за аналогичный период поставил около 2,4 млрд куб. м. Суммарно Китай в феврале 2024 года импортировал по трубопроводам 5,3 млрд куб. м природного газа, что на 17% больше, чем годом ранее (4,5 млрд куб. м). Сообщается также, что это максимальный показатель для соответствующего месяца за всю историю газовой отрасли государства.
Наряду с трубопроводным Китай наращивает импорт сжиженного природного газа. Так, в феврале 2024-го импорт вырос на 24% – до 6,6 млн т, или 8,6 млрд куб. м. Это также максимальный уровень импорта СПГ за соответствующий период за всю историю поставок. При этом основными поставщиками СПГ стали Австралия (2,9 млрд куб. м, +21%), Катар (2,193 млрд куб. м, +28%), Малайзия – 846 млн куб. м, Россия (593 млн куб. м) и США (551 млн куб. м).
Если по физическому объему поставок Россия обошла своих конкурентов, то в стоимостном выражении о лидерстве говорить пока не приходится. К примеру, по итогам первого квартала Китай импортировал 1,6 млн т российского СПГ, что на 2% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Но в денежном выражении Россия получила за это почти на 20% меньше, чем годом ранее (в 1,06 млрд долл.). Для сравнения: Австралия поставила в Поднебесную 6,3 млн т СПГ на сумму в 3,6 млрд долл., Катар – 5,2 млн т за 3,1 млрд долл.
Стоимость поставок по газопроводу «Сила Сибири» из России в Китай по итогам первого квартала составила около 2 млрд долл. Таким образом, в денежном выражении на первом месте оказался Туркменистан (2,4 млрд долл.).
За весь 2023 год Россия поставила в Китай по «Силе Сибири» 22,7 млрд куб. м газа, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее. В денежном выражении экспорт вырос более чем на 60%, до 6,4 млрд долл. Для сравнения: поставки газа из Туркмении составили почти 10 млрд долл. Ожидается, что выход газопровода «Сила Сибири» на проектную мощность в 38 млрд куб. м произойдет в 2025 году.
Подобные объемы существенно отстают от докризисных объемов поставок на европейский рынок. Согласно подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2021 году Россия экспортировала примерно 140 млрд куб. м трубопроводного газа в Евросоюз (ЕС). В 2022 году поставки упали до 83 млрд куб м газа.
При этом азиатский рынок сможет для России заменить европейский газовый спрос очень не скоро. «Азиатский рынок можно в полной мере рассматривать равноценным европейскому рынку. Несмотря на рассказы о стагнирующей китайской экономике, в Китае еще высок потенциал роста спроса на природный газ. В Китае полным ходом идет реформа по замещению угля на газ», – считает доцент РЭУ им. Плеханова Екатерина Новикова.
На азиатском направлении пока не хватает мощности инфраструктуры, которая исторически была ориентирована на Европу, напоминает эксперт «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская. «В 2023 году поставки газа в Европу упали до примерно 40 млрд куб. м по сравнению с 175 млрд куб. м в 2021 году. Компенсировать потерю европейских объемов можно было бы за счет расширения поставок в Китай, но переговоры по «Силе Сибири – 2» пока продвигаются медленно», – указывает она.
«При экспорте в Китай цены в среднем ниже, чем при экспорте в ЕС, так что только трубопроводный экспорт, вероятно, не сможет заменить европейский рынок», – рассуждает аналитик «Финам» Сергей Кауфман.
Эксперт также напоминает о планах РФ по росту производства СПГ примерно до 100 млн т в год к 2030 году, то есть в три раза. «На наш взгляд, санкционное давление может не позволить всем планируемым проектам реализоваться в полной мере, однако в условиях наличия спроса на российский СПГ на азиатских рынках и появления собственных технологий по сжижению рост производства хотя бы до 80 млн т в год вероятен. Это значит, что с учетом СПГ российский газовый экспорт в начале следующего десятилетия может подняться выше уровней 2021 года даже в предположении окончательной потери европейского рынка», – не исключает аналитик.
Однако, подчеркивает Сергей Кауфман, если текущие тенденции продолжатся, то российский трубопроводный экспорт газа будет очень сильно зависеть от одного покупателя. «Во-первых, это позволяет Китаю иметь сильную переговорную позицию относительно цен – уже сейчас ценовой фактор является одним из ключевых препятствий для достижения договоренностей по «Силе Сибири – 2». Во-вторых, газовая отрасль в своей стратегии развития будет опираться на прогнозы по росту потребления газа в Китай в ближайшие 10–15 лет, которые в негативном сценарии могут не сбыться, например, из-за демографического фактора или развития альтернативной энергетики. В-третьих, любой кризис в Китае сразу же будет негативно отражаться на российских газовиках», – перечисляет эксперт.
«Поставки трубного газа в Китай вырастут в два раза к 2027 году. До этого времени Китай будет закрывать свою потребность покупкой СПГ. Также прорабатывают планы по увеличению поставок. А с учетом сокращения европейских поставок - китайский рынок станет главным для российских добывающих компаний. В этом и есть опасности. Все понимают, что Китай жестко торгуется по цене», - замечает эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто.
Удивительно, но именно азиатская часть России остается и в меньшей степени газифицированной. Хотя общий уровень газификации в России по итогам прошлого года превысил 73%, в стране остается множество регионов, где этот уровень заметно ниже. Так, в прошлом году губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев сообщал о том, что показатель газификации региона превысил 30%. В Иркутской области уровень газификации составляет 1%. Секретарь Совбеза Николай Патрушев также обращал внимание, что уровень газификации Дальнего Востока в три раза ниже, чем в среднем по стране.
«Значимой проблемой, негативно отражающейся на качестве жизни населения и развитии экономики Дальнего Востока, остается низкий уровень газификации, составляющий в среднем по округу 24%», – сказал секретарь Совбеза на совещании по вопросам обеспечения национальной безопасности в ДФО. В Бурятии, Забайкальском крае, Амурской и Магаданской областях, Еврейской автономной области и на Чукотке «системы централизованного газоснабжения вообще отсутствуют» (см. «НГ» от 13.04.2023).
А в таком регионе, как Камчатский край, недостаточное снабжение субъекта газом становится хронической проблемой. В понедельник, во время рабочей поездки в Камчатский край вице-премьер – полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев провел совещание, посвященное как раз развитию энергетического комплекса региона.
Как сообщается, минимальная необходимая потребность региона в газе составляет 453 млн куб. м в год. «В условиях падающей добычи газа на месторождениях Камчатского края фактический объем валовой добычи в 2023 году составил 202 млн куб. м. Ввиду существенного отклонения объемов поставляемого газа от существующей потребности камчатские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 (теплоэлектростанции. – «НГ») переведены на потребление мазута», – следует из пресс-релиза правительства.
Глава Камчатского края Владимир Солодов рассчитывает, что регион уйдет от мазутной зависимости в 2026 году. «Газификация откроет дополнительные перспективы для реализации инвестиционных проектов на Камчатке. Это и создание инфраструктуры резидентами территорий опережающего развития, и удешевление расходов по теплоснабжению», – сообщил Солодов. Стоит заметить, что уйти от мазутной зависимости регион пытается не один год. Вопрос с обеспечением жителей Камчатки топливом власти пытаются решить все последние 30 лет. При этом в последние годы Петропавловск-Камчатский испытывает нехватку газа из-за того, что месторождения на полуострове истощаются и «Газпром» сокращает добычу. В итоге местные власти перевели ТЭЦ с газа обратно на мазут.
Между тем ситуация на газовых рынках может измениться из-за новых санкций. Евросоюз может включить поставки российского СПГ в новый пакет санкций. О такой перспективе рассказал глава МИД Швеции Тобиас Билльстрем на встрече еврочиновников в Люксембурге.