Глава ЦБ Эльвира Набиуллина стремится побыстрее отработать механизмы использования цифровых валют во внешней торговле. Фото РИА Новости
Банк международных расчетов (BIS) выступил с концепцией цифровой финансовой системы будущего, призванной объединить финансовые экосистемы в глобальную сеть подобно интернету. Это будет «финтернет» (Finternet): в его основу лягут унифицированные реестры, позволяющие учитывать в одном месте сразу всю информацию о совершаемых переводах. Удобно, но не для тех, кто неугоден инициаторам санкций, предупредили российские эксперты. Для России крайне актуален вопрос о возможности проведения трансграничных расчетов, так что финансовым властям РФ предстоит ускориться с криптоэкспериментами. Депутаты 22 апреля внесли в Госдуму новую версию законопроекта о тестировании криптовалют в трансграничных расчетах в рамках внешнеэкономической деятельности.
В информационной повестке дня новое слово – «финтернет». Глава BIS Агустин Карстенс и соучредитель индийской IT-компании Infosys Нандан Нилекани обнародовали свое видение того, как должна развиваться глобальная финансовая система с учетом технологических новаций. По их мнению, необходимо соединить финансовые экосистемы в глобальную сеть подобно интернету. Предполагается, что основой «финтернета» станут унифицированные реестры – цифровые платформы, объединяющие разные рынки токенизированных активов.
Токенизация – это облачение определенных прав в цифровую форму, в уникальный цифровой идентификатор (токен), содержащий информацию об активе. В целом это могут быть как сведения о правах на ценные бумаги, на недвижимость, так и просто данные банковских карт: номер, срок действия, код безопасности. Фактически вся эта информация предстает сразу в одном месте в виде цифрового концентрата, с которым можно затем работать напрямую при дальнейшем проведении финансовых операций.
Как поясняют Агустин Карстенс и Нандан Нилекани, казалось бы, цифровая революция затронула все сферы жизни, однако до сих пор многие платежи совершаются, наоборот, по старинке. На их проведение уходит до нескольких дней, а весь процесс построен на работе по факту крайне неповоротливых финансовых систем.
Более того, проводя такие операции, участникам порой приходится обращаться не просто к разрозненным базам данных, а к информации, которая хранится буквально «на бумажных носителях». Наступило время усовершенствовать весь этот процесс во благо частных лиц и бизнеса, считают авторы концепции «финтернета», призванного обеспечить более гибкий, быстрый, надежный, прозрачный и эффективный механизм для проведения транзакций.
Уточняется, что BIS не планирует создавать некий всеобъемлющий унифицированный реестр – речь идет о том, чтобы обеспечить удобное взаимодействие нескольких унифицированных реестров через специализированные приложения и сервисы. Но сделать это под эгидой общего подхода к проведению транзакций.
Однако, по мнению некоторых российских экспертов, поводом для появления и обсуждения такой концепции стала не только забота западных регуляторов о переводе финансовой системы стран на сверхновые технологические рельсы. Уточним: BIS (штаб-квартира в Базеле) – это международная финансовая организация, разрабатывающая международные стандарты и рекомендации в области банковского надзора и платежных инфраструктур. Основная функция BIS – координировать действия центральных банков.
Как пояснил «НГ» член экспертного совета Российской ассоциации криптоиндустрии, искусственного интеллекта и блокчейна Валерий Петров, события последних двух лет однозначно показали, что возможность контроля над финансовыми расчетами – это мощное оружие, способное поставить одни страны в привилегированное положение, а другие подвергнуть санкционному давлению, негативно влияя на их экономику.
Глава комитета ГД по финрынку Анатолий Аксаков вместе с депутатами подготовил новую версию законопроекта. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Так что инициатива со стороны BIS – это, по оценкам собеседника издания, «ни что иное, как попытка сохранить доминирование доллара, но уже на новых как технологических, так и политических условиях, создать систему, которая по-прежнему контролировала бы большую часть мира в интересах крупнейших, прежде всего западных, корпораций».
Но также вполне ожидаемо, что со стороны других больших стран – в первую очередь участников БРИКС – интерес к такому решению окажется весьма ограничен. Скорее всего в мире будут создаваться как минимум две инфраструктуры финансовых расчетов, основанных на новых технологических решениях прежде всего с использованием цифровых валют центральных банков, уточнил эксперт. Одна система будет отвечать интересам США и их партнеров – вероятнее всего, это будет технологическое решение на базе банка BIS. А другая система будет предполагать альтернативное решение, направленное на обслуживание интересов стран, входящих в БРИКС, включая новых участников объединения.
Для России появление такой именно альтернативной системы стало бы удачным выходом из ситуации; более того, в альтернативной системе заинтересован и Китай. «Китай пока в полном объеме пользуется финансовыми расчетами, основанными на долларе, и всей той инфраструктурой, которая была создана США и союзниками Штатов, но он понимает, что в любой момент его могут отключить либо ограничить», – пояснил Петров. При этом можно ожидать, что появление в мире двух таких современных центров финансовых расчетов не будет исключать перекрестного участия разных стран в обеих системах.
Стоит отметить, что в условиях санкций для России крайне актуален вопрос о том, как именно обеспечивать трансграничные расчеты во внешней торговле. И технологические новации становятся для финансовых властей окном возможностей.
В марте этого года президент Владимир Путин подписал закон, который позволяет использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) в международных расчетах. В частности, ЦФА могут использоваться в качестве встречного представления по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами. ЦФА – это цифровые аналоги долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале, оформленные через блокчейн. Важный момент: криптовалюты (допустим, биткоин) к ЦФА не относятся.
Как ранее в апреле сообщила в Госдуме первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, Банк России уже получил три заявки от бизнеса на тестирование механизма расчетов с использованием цифровых финансовых активов во внешнеэкономической деятельности.
С криптовалютами же пока все сложно. «Что касается криптовалют, как раз здесь у нас полное единение с Анатолием Геннадьевичем (Аксаковым – главой думского комитета по финансовому рынку. – «НГ») и с другими законодателями. Поскольку риски есть, и большие, мы не знаем эмитентов, мы не знаем правил и так далее. Здесь мы, конечно, крайне осторожны», – пояснила Скоробогатова.
Но осторожность не предполагает полного отказа от такой возможности. Судя по словам Скоробогатовой, которые приводит Интерфакс, «такие кейсы» можно было бы попробовать в рамках экспериментально-правовых режимов (ЭПР).
Более того, по словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, регулятор давно поддерживает использование цифровых валют, помимо ЦФА, для внешнеэкономических расчетов в рамках ЭПР, и проводить этот эксперимент нужно оперативно. «Вообще, желательно, чтобы мы быстрее приняли этот режим, отработали, а потом посмотрели, что можно в общее законодательство внести, а что нет», – сказала Набиуллина.
Законопроект об экспериментальных правовых режимах был внесен в Госдуму в апреле прошлого года группой депутатов во главе с Анатолием Аксаковым. Но этот документ не дошел тогда и до первого чтения в Госдуме.
Но теперь процесс вновь запущен. 22 апреля в системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы появилась новая редакция данного законопроекта.
«Сейчас в силу отсутствия правоприменительной практики не представляется возможным заранее определить конкретные правовые нормы, являющиеся правовыми барьерами тестирования таких быстрорастущих технологий, как цифровая валюта и распределенные реестры. В связи с этим законопроектом предлагается «закрытая» модель правовых изъятий путем указания на узкий круг правоотношений, которые могут являться предметом специального регулирования, предусмотренного программой ЭПР», – сообщается в пояснительной записке.
Предлагаемый перечень таких правоотношений предполагает возможность применения положений соответствующих федеральных законов с некоторыми особенностями, установленными в программе ЭПР, «в целях реализации экспериментов по использованию цифровой валюты в расчетах при осуществлении внешнеторговой деятельности».
«В ряде случаев, предусмотренных законопроектом, специальное регулирование подлежит обязательному согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, – уточняется в пояснительной записке. – Так, при установлении ЭПР, затрагивающего вопросы, связанные с оборотом, в том числе майнингом, цифровой валюты в РФ, вопросы в сфере валютного регулирования и валютного контроля, специальное регулирование подлежит согласованию с Минфином России, ФСБ России и Росфинмониторингом».