0
3917
Газета Экономика Печатная версия

19.04.2024 12:24:00

Скоростной сплав

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес


001-t.jpg
Фото пресс-службы Power Wheels
РУСАЛ хочет конкурировать с мировыми лидерами в производстве металла для колес гоночных автомобилей и мотоциклов. Для этого компания начала разрабатывать специальный алюминиево-скандиевый сплав – по задумке, он позволит производить сверхлегкие колеса. Ведь в технических гоночных дисциплинах конструкторы ради увеличения скорости воюют с каждым килограммом массы. Также сплав будет востребован для производства кастомизированных колес для премиальных автомобилей.

О старте разработки нового алюминиево-скандиевого сплава для автопрома сообщила пресс-служба РУСАЛа. Легированный скандием сплав будет обладать прочностью более 450 МПа, что позволит получать колесный диск диаметром 21 дюйм и весом не более 9 кг. Применяемые на текущий момент для производства кованых колес самые прочные сплавы 6ХХХ серии (алюминий-магний-кремний) имеют уровень прочности не выше 370 МПа, что ограничивает возможности по снижению массы.

Догнать немцев

Сверхлегкие колеса будут востребованы в технических дисциплинах, а также для производства премиальных кастомизированных колес. «Есть немецкая компания BBS, она единственная в мире выпускает колеса не из сплавов 6ххх серии, а из 7ххх серии (алюминий-цинк-магний) – это авиационный сверхпрочный алюминий, колеса у них самые легкие, поэтому BBS очень хорошо представлены в гоночных сериях по всему миру, – рассказал предприниматель, владелец производителя премиальных колес Power Wheels Леонид Демин. – И у российских производителей лакшери колес года два-три назад возникла идея, что в России можно создать сплав и колеса не хуже, а то и лучше. Ее обсуждали между собой, с РУСАЛом – компания в итоге решила, что для достижения нужной прочности и легкости оптимально будет использовать сплав со скандием».

84-4-03480.jpg
Гоночные машины облегчены до предела,
и дополнительно снизить массу будет
огромным достижением.  Фото со страницы
«СМП РСКГ Российская серия
кольцевых гонок» в «ВКонтакте»
РУСАЛ является лидером мировой алюминиевой отрасли по разработке и внедрению сплавов со скандием. Он, например, применяется в порошковых сплавах для производства изделий для медицины методом 3D-печати, в инновационных панелях для гражданских судов. Но в продуктах для автопрома этот металл ранее РУСАЛом не использовался, да и в мире это большая редкость.

Гоночные колеса – достаточно важный сегмент колесного рынка. «В России более 500 команд во всех категориях авто- и мотоспорта, только в кольцевых гонках участвуют более 100 профессиональных пилотов в четырех классах («Туринг», «Туринг-Лайт», «Супер-Продакшн», «Национальный»). У команд несколько пилотов, а каждому мотоциклу и автомобилю требуется от 10 комплектов колес на сезон. Конструкторы постоянно решают задачу, как снизить массу машины – это позволяет увеличить скорость, снизить расход топлива, снизить подрессоренную массу и нагрузку на тормозную систему. Гоночные машины, например, облегчены до предела, в них нет салона, дополнительного оборудования к которому привык простой автолюбитель, Cнизить на этом фоне массу на 1,5 кг за счет одного колеса – это огромный достижение. Все это важно и для пассажирского транспорта», – рассказал руководитель проектов Алюминиевой ассоциации Сергей Горских. Главные автоспортивные мероприятия – это Российская серия кольцевых гонок, Российская серия гонок на выносливость, дрифт-шоу и международный ралли-рейд «Шелковый путь», добавил Сергей Горских.

РУСАЛ подчеркивает, что проект имеет и важную экологическую составляющую: так как легкие колеса за счет снижения массы всего транспортного средства позволяют сократить расход топлива и выбросы парниковых газов. Новый алюминиево-скандиевый сплав, по оценке Леонида Демина, в случае успеха позволит производить колеса еще на 20-25% легче, чем из нынешних сплавов.

84-4-111.JPG
В премиальных кованых колесах легко менять
дизайн и обеспечивать конечную отделку
любой сложности. 
Фото пресс-службы Power Wheels
Дорогая добавка

Российский рынок колесных дисков для легковых автомобилей составляет примерно 4,5 млн штук в год, рассказал источник в компании-производители автокомпонентов. Порядка 90-95% рынка приходится на массовые литые диски, их крупнейшие производители в России – красноярский завод «СКАД» и «Азов-ТЭК» из Ростовской области.
Остальной рынок занимают значительно более дорогие кованые колеса – они примерно в 1,5 раза прочнее литых, что позволяет снизить массу колеса с сохранением заданной прочности. Производство методом штамповки позволяет легко менять дизайн кованого колеса, обеспечивать конечную отделку любой сложности. Методом штамповки производятся кастомизированные колеса для личных автомобилей, это премиальный продукт. В том числе, кованые колеса используются для авто- и мотоспорта.

В этом году, кстати, РУСАЛ уже представил новый продукт для премиальных дисков. Компания начала поставлять цилиндрические слитки MaxiDiForge – за счет улучшенных технических характеристик они позволяет производить диски на 7% прочнее, чем стандартные кованые диски. Новый алюминиево-скандиевый сплав должен стать дальнейшим развитием продукта: он позволит за счет еще большей прочности дополнительно снизить массу колеса.

Конечно, использование скандия несколько повысит цену перспективного сплава для автопрома, сделает колеса из него еще более премиальным продуктом, говорит источник в компании-производителе автокомпонентов.

Скандий – редкоземельный и очень дорогой металл, по цене опережает серебро. На мировых рынках его стоимость зависит от спроса и объемов производства и составляет от одной до нескольких тысяч долларов за килограмм. Сейчас ученые РУСАЛа прорабатывает несколько опытных комбинаций легирующих элементов с целью определить лучший химический состав. Предполагается, что с учетом стоимости добавки скандия содержание этого элемента в конечном сплаве составит не выше 0,08%.


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1118
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
688
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1341
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1337

Другие новости