0
3831
Газета Экономика Печатная версия

18.03.2024 20:31:00

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

Тэги: автомобиль, авторемонт, цены, расходы, гаражные мастерские, каршеринг, китайские автомобили


автомобиль, авторемонт, цены, расходы, гаражные мастерские, каршеринг, китайские автомобили Услуги официальных мастерских обладают преимуществами, но не всем по карману. Фото РИА Новости

В начале этого года среди российских автовладельцев примерно поровну распределились доли тех, кто стал больше тратить на ремонт автомобиля, и тех, кто сумел сохранить эти расходы на прежнем уровне. Чуть меньше, но тоже значительна доля тех, кто такие расходы даже пустил под нож. Это следует из опроса, проведенного холдингом «Ромир» (есть у «НГ»). Автоэксперты описали небывало пеструю картину. С учетом того, что российские автовладельцы все дольше сохраняют верность своим старым автомобилям, расходы на ремонт – особенно в условиях растущих цен – неминуемо должны увеличиваться. Но не у всех семей бюджет выдерживает такую нагрузку, и тогда придумываются разные стратегии экономии. А кто-то решается даже на то, чтобы законсервировать автомобиль до лучших времен.

Средний срок владения автомобилем в России увеличивается, и он уже превысил семь лет, выяснили эксперты агентства «Автостат». За основу для расчетов они берут данные по машинам, которые были перепроданы в первый раз после их покупки новыми.

Это, конечно, усредненный показатель. Допустим, у наиболее популярной отечественной марки средний срок владения автомобилем превышает восемь лет, а у премиальных брендов он составляет пять с половиной лет. Бывают и другие крайности. В зависимости от финансовых возможностей и даже, без преувеличения, жизненной стратегии одни автолюбители настроены менять свою машину еще чаще, чем раз в пять лет, другие покупают автомобиль на десятилетия – «до конца жизни».

Но даже усредненный показатель говорит о многом – его рост свидетельствует о том, что сейчас россияне в основном не настроены слишком часто менять автомобили. Более того, если опираться на другие сводки «Автостата», то в целом средний возраст легковых автомобилей в стране еще выше, чем средний срок владения личным автотранспортом: в прошлом году сообщалось, что этот возраст уже достигает примерно 15 лет. То есть переходящие из рук в руки машины стареют, а значит, все чаще требуют и ремонта.

По данным нового опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир» (общероссийская выборка, около 2,9 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет), в начале этого года среди тех россиян, для которых актуальны расходы на личный автомобиль, примерно у 40% затраты на ремонт автомобиля на текущий момент выросли.

Еще примерно у трети – 35% – они не изменились. А у каждого пятого – 20% – эти расходы сократились. К этой последней группе можно приплюсовать еще одну: около 5% признались, что они теперь отказались либо планируют отказаться от расходов на ремонт личного автомобиля.

Уточним, в ходе этого опроса 40% от всех респондентов сообщили, что для них в принципе не актуальны расходы на ремонт автомобиля (автомобиль есть не у каждого). Поэтому доля ответов о том, как менялись расходы на авторемонт, высчитывалась не от всех 100% респондентов, а от тех 60%, у которых в семейном бюджете числится статья расходов на личный автомобиль и его обслуживание.

Единого ответа на вопрос о том, как интерпретировать эти данные, у экспертов не оказалось. Допустим, как объяснить, что у существенной части автовладельцев выросли расходы на авторемонт? «Главными причинами роста стоимости обслуживания стали подорожавшие комплектующие и выросшие цены на работы», – сообщили «НГ» в пресс-службе компании «Открытие Авто».

57-4-3480.jpg
Некоторые автовладельцы взяли ремонт
машины буквально в собственные руки.
Фото Алексея Круглова/PhotoXPress.ru
По данным представителей компании, за год цены на обслуживание и комплектующие выросли примерно на треть, причем некоторые детали подорожали даже в два раза. Это касается, например, сложных компонентов, насыщенных электроникой, для которых не найти дешевых аналогов.

Хотя есть и обратные примеры, когда определенные детали затем дешевели – благодаря появлению доступных альтернатив, налаживанию параллельных каналов поставок. Но одновременно с этим все равно «человекочасы только дорожали», уточнили в пресс-службе.

Как сообщил, в свою очередь, директор по сервису компании «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов, средняя стоимость сервисного обслуживания с 2022 по 2023 год выросла в зависимости от ценового сегмента примерно на 10–25%. По его словам, ситуация с доступностью запчастей для различных брендов неоднородна: одни поставщики до сих пор располагают в России центральными складами, но в ряде других случаев доставка оригинальных деталей от зарубежных производителей, ушедших из России, действительно все еще «сопряжена с некоторыми трудностями».

Одновременно с этим в условиях растущих цен часть автовладельцев сумели свои расходы на ремонт удержать в приемлемых рамках или даже сократить. Никакого волшебства – обычная стратегия очередного затягивания поясов.

Сэкономить на обслуживании получилось у владельцев, решившихся на аналоги запчастей и комплектующих вместо оригинала и освоивших профессию механика хотя бы на начальном уровне, уточнили представители компании «Открытие Авто».

Там же обратили внимание на то, что в январе 2024 года автосервисы выбили на 40% меньше чеков на сервисное обслуживание, чем было год назад.

И это, по уточнению экспертов, может быть связано как с мощным обновлением национального автопарка китайскими машинами, так и с выросшим спросом на «гаражные» мастерские ради экономии.

Причем второй вариант далеко не всегда оказывается по факту более выгодным. «Чтобы минимизировать ошибки подбора деталей, получить гарантию на автозапчасть и работу специалиста, лучше всего обращаться в официальные дилерские центры, – обратил внимание Тимашов. – Обслуживание у дилера в гарантийный и постгарантийный период обладает рядом преимуществ, включая соблюдение регламента техобслуживания, оригинальные запасные части, квалифицированный ремонт, юридическую прозрачность, гарантийную и постгарантийную поддержку».

Отдельно стоит сказать и про новые китайские автомобили. С одной стороны, они действительно привлекают все больше российских автовладельцев. С другой стороны, по данным «Автостата», на начало текущего года в России числится около 1,5 млн легковых машин китайских марок. И хоть это примерно в полтора раза больше, чем было на начало 2023 года, однако в целом сейчас на долю «китайцев» приходится лишь около 3% от всего парка легковых автомобилей в стране. А основная доля у отечественных марок.

Кроме того, китайские машины на волнах спроса дорожали. Новые автомобили из КНР в 2023 году в среднем подорожали в РФ до 3,3 млн руб., то есть примерно на 11%, сообщила ранее пресс-служба автопортала «Дром».

Впрочем, конечно, дорожали не только «китайцы». Судя по данным Росстата, например, в январе этого года новый легковой автомобиль отечественной марки стоил в среднем по стране примерно на 27% больше, чем в январе 2023-го – около 1,2 млн руб.

В итоге, как уточнили опрошенные эксперты, возможна еще и такая стратегия российских автовладельцев, как в принципе законсервировать свой старый автомобиль до лучших времен в гараже. «Полный отказ некоторых россиян от ремонтных расходов связан с желанием приобрести новый автомобиль в будущем, когда цены станут ниже, что подтверждается высоким уровнем отложенного спроса на рынке», – сообщили «НГ» в пресс-службе компании «АвтоСпецЦентр».

Между тем, как сообщила «НГ» старший директор по работе с клиентами исследовательского холдинга «Ромир» Людмила Фукова, «также не стоит забывать о развитии каршеринга в крупных городах, что для многих автомобилистов становится выходом из ситуации».

Правда, как показало исследование Высшей школы экономики, «арендованные на короткий срок автомобили (каршеринг) – пока еще очень редко используемый россиянами вид транспорта».

Лишь считаные проценты респондентов выбирают каршеринг, отвечая на вопрос: «Какой транспорт вы бы могли назвать наиболее частым для вас за последние три месяца?» И наиболее популярны сервисы каршеринга оказались среди жителей прежде всего столицы. Здесь арендованные автомобили используют чаще других видов транспорта около 10% мужчин и 4% женщин. 


Читайте также


Трамп добился снижения нефтяных цен

Трамп добился снижения нефтяных цен

Михаил Сергеев

Мировой спрос на топливо сокращается из-за опасений экономических проблем в США

0
2485
Британский премьер едет налаживать контакты с Трампом

Британский премьер едет налаживать контакты с Трампом

Данила Моисеев

Если Париж говорит с президентом США от имени ЕС, то Лондон – от имени НАТО

0
1734
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
2485
Пенсионный кризис приближается...

Пенсионный кризис приближается...

Михаил Сергеев

Правительство вынуждено корректировать энерготарифы

0
3974

Другие новости