0
4168
Газета Экономика Печатная версия

14.03.2024 21:04:00

Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

В РФ сохраняется экономический рост на фоне замедления кредитования

Тэги: экономика, чистый экспорт, ввп, внутренний спрос, кредитование

Online версия

экономика, чистый экспорт, ввп, внутренний спрос, кредитование Графика Reuters

Российская экономика продолжила рост и в первом квартале 2024 года, хотя и с падением темпов по сравнению с предыдущим кварталом, отмечают чиновники Центробанка. Явным тормозом для российского ВВП стало сокращение чистого экспорта. Замедление кредитования и более глубокое погружение населения в сберегательную модель также будет тормозить экономику. В Центробанке признают, что жесткая денежно-кредитная политика (ДКП) привела к тому, что многие компании не могут наращивать производство и брать новые кредиты.

«Рост экономической активности в первом квартале 2024 года продолжается. При этом в поквартальной динамике рост более умеренный, чем в четвертом квартале 2023 года, в том числе из-за статистического эффекта в результате торможения роста в конце прошлого года», – сообщают в ведомстве Эльвиры Набиуллиной. Основными драйверами роста, по оценке ЦБ, остаются внутренний и государственный спрос при сдержанной динамике внешнего спроса. Чиновники надеются, что «повышательная динамика января-февраля создает задел для роста ВВП во втором квартале по отношению к первому кварталу».

Рост ВВП связан с восстановлением внутреннего спроса, который находится на максимальном уровне. «Единственный компонент, которая тянет совокупный ВВП вниз и не дает ему расти, – это чистый экспорт», – заявил в четверг первый замдиректора департамента денежно-кредитной политики ЦБ Андрей Ганган. «Скорее всего в новой реальности мы имеем ситуацию, когда российская экономика стала менее экспортно ориентированной», – считает Ганган. И это также приведет и к снижению поступления валютной выручки.

Данные по региональной экономике также свидетельствуют о продолжении экономического роста. «В феврале 2024 года экономическая активность в большинстве макрорегионов практически не изменилась по сравнению с декабрем 2023 – январем 2024 года, оставшись высокой», – следует из доклада Центробанка по региональной экономике.

ЦБ анализирует экономическую активность регионов не по федеральным округам, а по своим структурным экономическими подразделениями. В результате, регулятор выделяет Центральное, Северо-Западное, Уральское, Сибирское, Дальневосточное, Южное и Волго-Вятское подразделение. По данным подразделений ЦБ, повышенный спрос на производственное оборудование, транспорт и стройматериалы поддерживал рост выпуска электроники и компьютерной техники на северо-западе. А спрос на продукцию металлообработки в Центральной России обеспечивал заказами вагоностроение в Сибири и судостроение на Дальнем Востоке. Автопром Волго-Вятки в начале года увеличил выпуск, решив ряд проблем с поставками комплектующих. По-прежнему растет производство продукции для потребительского рынка (продукты питания, одежда) в Центральной России, а также строительство индивидуального жилья в большинстве регионов.

55-4-1-650.jpg
Потребительские цены на легковые автомобили
в процентах к декабрю 2017 года.  Источник: Центробанк
«Общим фактором увеличения загрузки мощностей оставался растущий спрос, в том числе связанный с ограничением импорта и уходом с российского рынка ряда зарубежных производителей. Так, на северо-западе производитель полуприцепов и производитель огнеупоров увеличили загрузку в результате роста заказов со стороны российских предприятий, ранее приобретавших импортную продукцию, которая в настоящее время недоступна. По этой же причине на Урале выросла загрузка мощностей на химическом заводе, которому удалось обеспечить катализаторами нефтеперерабатывающие заводы крупнейших нефтяных компаний страны. Ряд производителей потребительских и инвестиционных товаров юга, Волго-Вятки и Центральной России сообщили, что после ухода зарубежных компаний увеличили загрузку мощностей, чтобы удовлетворить существующий спрос», – перечисляют в ведомстве Набиуллиной.

Российский автомобильный рынок также продолжает адаптироваться к новым условиям, и ситуация в отрасли улучшается. Так, автомобильное производство на северо-западе и в Центральной России продолжает восстанавливаться за счет переориентации на выпуск автомобилей отечественных и китайских марок. А продажи автомобилей в начале 2024 года вернулись к уровню 2021 года. «Продажи новых легковых автомобилей в январе-феврале 2024 года составили 184 тыс. машин (рост на 82% в годовом выражении)», – рассказывают в ведомстве, добавляя, что сдерживающим фактором в продажах остается высокая стоимость автомобилей.

В то же время, продолжают в ЦБ, неблагоприятная внешняя конъюнктура и узкие места в транспортной и портовой логистике стали причиной охлаждения деловой активности в отраслях с высокой долей экспорта. В первую очередь это коснулось нефтегазовой, угольной, металлургической отраслей, а также в деревообработке.

Тем не менее ряду ориентированных на экспорт отраслей, попавших под санкционные ограничения, удалось заместить объемы выпавшего экспорта за счет переориентации части поставок на внутренний рынок. Это, в частности, помогло крупным металлургическим предприятиям Урала и северо-запада. В результате их загрузка мощностей восстановилась после снижения в 2022 году, отмечают в регуляторе.

Еще один источник экономического роста, по мнению аналитиков ЦБ, – потребительская активность россиян. «Поддержанию повышенного потребительского спроса способствовало увеличение реальных доходов во всех макрорегионах. Рост турпотока стимулировал спрос на услуги общественного питания, гостиниц, транспорта, связи, культуры», – следует из доклада по региональной экономике.

Однако эксперты полагают, что в текущем году рост потребительского спроса хоть и продолжится, но его темпы будут замедляться. С одной стороны, поясняют они, нехватка кадров будет способствовать дальнейшему росту зарплат по широкому кругу отраслей, что, в свою очередь, поддержит потребительский спрос. А с другой – при сохранении текущих условий в первом полугодии 2024 года рост потребительского кредитования продолжит замедляться, что окажет сдерживающее влияние на потребительскую активность.

В частности, в ЦБ уже фиксируют замедления роста ипотеки из-за увеличения рыночных ставок и изменения параметров льготных программ. При этом сохраняется приток средств населения на срочные депозиты. По мнению аналитиков ведомства, все это говорит о переходе населения к сберегательной модели поведения. В ЦБ ожидают «более умеренного и сбалансированного» роста кредитного портфеля в ближайшие годы. По итогам этого года мы ждем, что кредитный портфель будет расти, в том числе у организаций на 6–11%, говорит Андрей Ганган.

В регуляторе при этом признают, что текущие кредитные ставки в экономике также тормозят экономическую активность. «Очень малое количество предприятий сможет активно наращивать производство, брать новые кредиты и т.д.», – говорит Ганган, добавляя, что текущий уровень ключевой ставки позволяет оперативно снизить инфляционное давление. В частности, рост корпоративных рублевых кредитов замедлился в январе до 1,3% с 1,7% в декабре, следовало из данных Центробанка.

Эксперты «НГ» согласны с тем, что рост кредитного портфеля в этом году будет замедляться. «Темпы роста кредитного портфеля снизятся: в корпоративном кредитовании до 6–11% год к году, а в потребительском кредитовании до 3–8% год к году, то есть в 2–2,5 раза по сравнению с прошлым годом», – говорит завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. Эксперт подчеркивает, что это будет вызвано именно высокой процентной ставкой. Абрамов считает, что в результате влияние банков на экономический рост в текущем году будет менее выраженным, чем в прошлом году.

Аналитик «Финам» Игорь Додонов также ожидает существенного замедления банковского кредитования в текущем году. «Этому будут способствовать жесткая монетарная политика ЦБ и жесткое регулирование розничного сегмента», – сообщает он.

Эксперт, впрочем, ожидает с середины 2024 года начала смягчения денежно-кредитной политики в стране. «Однако происходить это будет, вероятно, довольно плавно, поэтому какой-то существенной активизации кредитования, думаю, можно будет ожидать лишь в следующем году – при условии отсутствия новых существенных экономических, геополитических или иных шоков», – указывает Додонов. 

В целом экономический рост в этом году замедлится примерно до 2% с нынешних 3–4%, говорит Абрамов. «Останутся прежние два драйвера этого роста – инвестиции государства и спрос со стороны населения, но влияние этих факторов будет затухать. И, к сожалению, не появится нового значимого фактора в виде инвестиционной активности компаний и банковского кредитования», – сообщает эксперт.

«Высокая ключевая ставка ЦБ тормозит темпы экономического роста, учитывая, что вторым после собственных средств и первым из всех видов привлеченных средств источником финансирования российского бизнеса являются банковские кредиты, и особенно от их недоступности страдает малый и средний бизнес», – отмечает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

Эксперт напоминает, что по итогам прошлого года кредитный портфель российских банков вырос на 20%, при этом ипотечный портфель вырос более чем на 30%. «Поскольку в текущем году ключевая ставка и процентные ставки банков остаются высокими, по крайней мере в первом полугодии 2024 года, рост кредитного портфеля банков в целом и ипотечного портфеля может замедлиться. Отмена льготной ипотеки может негативно повлиять на рост ипотечного портфеля банков, что замедлит темпы роста кредитования в России в целом», – добавляет она.

Другие риски для экономического роста Мильчакова связывает с динамикой промышленного производства. «Доля добывающей промышленности в структуре российского ВВП – около 20%. А по итогам прошлого года промышленное производство выросло на 3,5%. Но обрабатывающая промышленность выросла на 7,5%, а добывающая промышленность упала на 1,3%», – напоминает она.

То есть даже при таких драйверах экономического роста в России, как рост гособоронзаказа, рост зарплат на фоне дефицита кадров, национальные проекты и огромный рост ипотечного кредитования, спад в добывающей промышленности оказался тормозом для экономического роста, иначе рост ВВП России в прошлом году мог бы составить не менее 4%, считает экономист. «И если в текущем году цены на нефть, металлы и другие сырьевые ресурсы сильно упадут, то на фоне санкций против ключевых добывающих отраслей российской экономики рост ВВП в текущем году замедлится и окажется даже, возможно, ниже прогноза в 2,6%», – прогнозирует она.

По мнению гендиректора компании «Далини» Руслана Нигматулина, сегодняшний рост происходит за счет проектов, которые были начаты, прокредитованы, авансированы до повышения ставки Центробанка и скачка валютного курса. Запуск нового производства занимает больше года, иногда – больше двух. Именно это проекты сейчас выходят на полную мощность, и поэтому идет объективный рост производства. Однако сейчас многие предприятия дальнейшее наращивание объемов отложили из-за невыгодных ставок ЦБ», – указывает он.



Читайте также


Структурную трансформацию осложнит зарплатная разбалансировка

Структурную трансформацию осложнит зарплатная разбалансировка

Анастасия Башкатова

Последствия десятилетия стагнации доходов населения преодолеть очень непросто

0
1522
Мировая экономика попала в ловушку низкой производительности

Мировая экономика попала в ловушку низкой производительности

Ольга Соловьева

Сжатие среднего класса лишит бизнес необходимости инвестировать в технологии

0
1906
Деловая активность растет, а производство сокращается

Деловая активность растет, а производство сокращается

Михаил Сергеев

Центробанк оценил январский бизнес-климат в России

0
1919
Внутренние проблемы российской экономики пока важнее угроз хозяина Белого дома

Внутренние проблемы российской экономики пока важнее угроз хозяина Белого дома

Михаил Сергеев

0
1474

Другие новости