Проведение строительных работ в зимнее время – важнейшее экономическое и технологическое достижение. Фото с сайта www.minstroy.kamgov.ru
Недавно в «НГ» было опубликовано интервью доктора технических наук, профессора, заслуженного строителя РФ, завкафедрой «Технологии и организация строительного производства» Московского государственного строительного университета Азария Лапидуса (см. номер от 20.02.24). С некоторыми мнениями, высказанными в этом интервью, мы в консалтинговой компании СМПРО, более 25 лет занимающейся анализом промышленности строительных материалов, не можем согласиться.
Нельзя согласиться, в частности, с тезисом Азария Лапидуса о том, что объемы зимнего строительства в советское время и сейчас совпадают. Это следует хотя бы из того, что коэффициент использования мощности в среднем был более 95%, некоторые заводы превышали проектную мощность. При сезонном характере строительства и потребления цемента во времена СССР достижение таких показателей было бы невозможно математически и технологически. Возможности по хранению цемента на советских предприятиях не превышали объемов месячного производства, ведь при длительном хранении качество цемента существенно снижается.
В отличие от наших дней решение проблемы сезонности было важнейшей государственной задачей. В книге «Строительные работы в зимний период» Василия Сизова, второе издание которой было выпущено в 1951 году, во введении сказано:
«Сезонность строительных работ не давала возможности создать постоянные кадры квалифицированных строительных рабочих. Естественно, что в Советской стране такое положение не могло быть терпимым. Партия и правительство поставили перед советскими строителями – учеными, инженерами, передовыми рабочими – ответственную задачу: преодолеть отставание строительной промышленности от технического и организационного уровня других основных отраслей народного хозяйства.
Уже в 1932 году в резолюции XVII Всесоюзной партконференции была дана директива уничтожить сезонность и перейти на круглогодичное строительство по всему строительному фронту при всемерном использовании опыта, накопленного крупнейшими строительными организациями, и растущих кадров постоянных строительных рабочих. Для решения этой задачи необходимо было изыскать, разработать и внедрить в производство новые методы строительных работ в зимних условиях, особенно работ, связанных с применением бетонов и растворов. Естественно, что осуществить это было невозможно без проведения обширных научно-исследовательских работ.
Теперь, когда методы зимней кладки и производства бетонных и железобетонных работ уже в основном найдены и сезонность строительства отошла в прошлое, можно лишь в полной мере оценить громадную творческую работу, проделанную советскими учеными и инженерами, советскими научно-исследовательскими организациями».
Можно смело сказать, что именно Советский Союз является родиной важнейшего достижения строительной техники – производства строительных работ в зимнее время.
В интервью предлагается производителям цемента «снизить цену таким образом, чтобы отпускная стоимость куба бетона в зимнее время была ниже, чем в осенне-летне-весенний период». Но это не решит проблему сезонности строительства и спроса по причине низкой доли стоимости цемента в себестоимости строительства – она на уровне допустимой погрешности сметных расчетов.
Кроме того, мы бы предложили здесь обратную логическую последовательность, основанную на реальных факторах: в начале каждого строительного сезона наши строители начинают жаловаться на рост цен, в середине сезона к жалобам на рост цен добавляются обвинения в нехватке цемента, к концу сезона выясняется, что из-за строительных материалов резко возрастает себестоимость строительства и строители нуждаются в бюджетной поддержке.
Если предположить, что все вышеописанное соответствует действительности, с чем мы аргументированно не можем согласиться, то избежать указанного ежегодного негативного сценария строителям вполне по силам. Решение зависит только от них – необходимо сгладить сезонность строительства и потребления строительных материалов. И это даст колоссальный экономический результат.
Вот как писал об эффективности сглаживания сезонности лауреат Сталинской премии Василий Сизов в 1951 году: «В результате ликвидации сезонности в строительстве и перехода на новые методы ведения строительных работ в зимнее время народное хозяйство нашей Родины получило громадные реальные экономические выгоды: прирост промышленной продукции благодаря более быстрому вводу в эксплуатацию зданий и сооружений, ускорение оборачиваемости оборотных средств благодаря сокращению цикла работ, более равномерное распределение рабочей силы между отдельными отраслями народного хозяйства на протяжении всего года, повышение уровня механизации, лучшее, более полное использование машин и оборудования и уменьшение накладных расходов».
Мы согласны с уважаемым Азарием Абрамовичем в том, что использование цемента, бетонных монолитных конструкций или кирпичной кладки «не определяет в основном цену объектов жилищного строительства». Как раз об этом мы говорим последние несколько лет языком цифр, графиков и таблиц. В том числе и в нашем Telegram-канале «PRO Рынок стройматериалов».
Азарий Лапидус затронул также в интервью вопросы планирования потребления цемента: «Мы знаем примерно планы строительного комплекса по каждому месяцу. Здесь такая достаточно простая линейная зависимость между объемом планируемого ввода и количеством потребления цемента... Думаю, что любой аналитический центр справится с этой задачей».
Возможно, это простая задача. Однако на практике с момента распада Советского Союза за последние несколько десятилетий мы не встречали прогнозные показатели потребления цемента со стороны строителей и отраслевых ассоциаций, которые были бы более-менее близкими к реальным. Более того, можно сказать, что практика прогнозирования потребления цемента со стороны строительного сообщества вообще отсутствует. Прогнозированием потребления цемента занимаются сами цементные компании. Вот, например, в Национальном объединении строителей есть Департамент ценообразования и даже специальная форма для сообщения о росте цен. А департамента или комитета планирования – нет… А казалось бы, очевидно, что прогноз балансов спроса и предложения является первичным и основным фактором, влияющим на цены.