По словам главы Минэнерго Николая Шульгинова, восстановление пострадавших нефтезаводов займет несколько месяцев. Фото РИА Новости
Аварийные остановки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в России сокращают доходы государственного бюджета сразу по нескольким каналам: из-за сокращения текущих поступлений от экспорта нефтепродуктов, а также из-за перспективы снижения суммарной добычи сырой нефти. Компенсировать потери российской казны могли бы растущие мировые цены на энергоносители по причине обострения ситуации на Ближнем Востоке и в Красном море. В российском Минэнерго оценили текущее падение нефтепереработки в 7%, а сроки восстановления НПЗ – в несколько месяцев. Западные аналитики допускают рост военной премии для нефти на 40% в случае эскалации ближневосточного конфликта.
Котировки нефти марки Brent на торгах в среду снижались до 81,7 долл. за баррель. Цены на нефть остаются под давлением из-за обеспокоенности инвесторов продолжающимися атаками на торговые суда в Красном море. Хуситы (военизированная группировка, действующая на территории Йемена) продолжают атаки в районе судоходных маршрутов в Красном море. Сообщается, что только с пятницы беспилотниками и ракетами были атакованы как минимум еще четыре грузовых судна.
По подсчетам экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ), с 19 ноября 2023 года в этом регионе было зарегистрировано более 33 нападений на транспортные суда. По данным Ambrey Analytics, в период с 19 ноября 2023 года по 9 февраля 2024 года в Красном море и Аденском заливе произошло 80 инцидентов.
Атаки в Красном море существенно влияют на логистику в регионе, обращают внимание эксперты ВЭФ. Суэцкий канал и Красное море важны для трети мировых контейнерных перевозок, а в результате сбоев компаниям приходится перенаправлять маршруты вокруг мыса Доброй Надежды, что прибавляет две недели к транспортировке и увеличивает затраты, рассказывают торговые эксперты. «Эта ситуация привела к немедленному сокращению емкости рынка и резкому росту ставок на морские перевозки, что оказало значительное влияние на глобальные торговые сети и экономическую стабильность», – указывает руководитель отдела консалтинга Maersk Зера Чжэн.
По расчетам экспертов и представителей рынка, последствия нарушения поставок могут быть различными. В первую очередь аналитики ожидают ускорения инфляции. «С учетом того что на долю судоходства в Красном море приходится 12–15% мировой торговли и 20% мировых контейнерных перевозок, последствия, вероятно, станут более серьезными по мере сохранения неопределенности. По оценкам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. – «НГ»), удвоение мировых расходов на доставку, если оно продолжится, добавит 0,4 процентных пункта к инфляции потребительских цен в странах ОЭСР примерно через год», – считает директор департамента по торговле и сельскому хозяйству ОЭСР Марион Янсен.
Эксперты ВЭФ ожидают, что атаки хуситов и перебои с поставками ускорят глобальную инфляцию на 2%. Более существенное влияние эти события могут оказать на нефтяной рынок. Эксперты из Института международных финансов (IIF) допускают, что цены на углеводороды вырастут на 40% в случае расширения вооруженного конфликта на Ближнем Востоке. В том числе и в сценарии продолжительных обстрелов кораблей в Красном море и длительной перестройки глобальных торговых потоков.
Атаки хуситов в некоторой степени влияют и на российский нефтяной экспорт. В Международном энергетическом агентстве (МЭА) отчитывались, что по итогам января объемы экспорта нефти и нефтепродуктов из России составили около 7,69 млн барр. в сутки (б/с) по сравнению с 7,8 млн б/с в декабре. Доходы выросли на 1,4%, до 15,7 млрд долл., благодаря умеренному росту цен на продукцию. При этом из общего объема на нефть пришлось 4,84 млн б/с, на нефтепродукты – 2,85 млн б/с, что на 0,5% больше предыдущего месяца, несмотря на проблемы на установках по переработке. В МЭА подчеркивают, что поставки российской нефти транзитом через Красное море в январе незначительно сократились после нападений хуситов на суда в Баб-эль-Мандебском проливе. Выросли и расходы российских танкеров-продуктовозов, которые начали проходить транзитом вокруг мыса Доброй Надежды и использовать перевалку с судна на судно.
Впрочем, куда сильнее на РФ влияет снижение переработки нефти в связи с остановкой работы нефтеперерабатывающих заводов.
Продолжительные ремонты нефтеперерабатывающей инфраструктуры негативно сказываются на экспортных поставках. Фото Reuters |
К слову, по итогам прошлого года Россия переработала 275 млн т нефти, что оказалось всего на 1,2%, или 3,3 млн т, больше, чем годом ранее. При этом производство бензина увеличилось на 3,1%, до 43,9 млн т, дизельного топлива – на 3,5%, до 88,1 млн т. Экспорт нефтепродуктов по итогам прошлого года составил 100 млн т, рассказывал вице-премьер РФ Александр Новак.
Агентство Bloomberg в понедельник также сообщало о падении переработки на российских нефтеперерабатывающих заводах. По данным агентства, НПЗ перерабатывали на прошлой неделе 5,16 млн барр. в сутки (б/с), что на 94 тыс. б/с ниже, чем неделей ранее, и на 380 тыс. б/с ниже, чем в декабре. Агентство полагает, что на снижение нефтепереработки повлияли и атаки украинских беспилотников.
Этой зимой на некоторых российских НПЗ произошел ряд происшествий. В середине января ЛУКОЙЛ сообщил, что временно остановил работу технологической установки на НПЗ в Нижегородской области. В конце января сообщалось о возгорании на нефтебазе в Туапсе. А в ночь на 9 февраля произошел пожар на территории Ильского НПЗ в Краснодарском крае. По словам Николая Шульгинова, Ильский НПЗ уже вышел из ремонта, а на других восстановительные работы займут несколько месяцев.
Россия также сократила объемы поставок бензина и дизельного топлива за рубеж в январе из-за внеплановых ремонтных работ. Так, экспорт дизтоплива в январе 2024 года снизился на 23%, а бензина – на 37%. Отгрузки топлива на внутренний рынок в январе 2024 года, наоборот, были увеличены. В частности, поставки бензина были увеличены на 7% в годовом выражении, или на 150 тыс. т за 25 дней января. Дизельного топлива – почти на 17% (на 490 тыс. т за 25 суток месяца), сообщали в Минэнерго.
«Актуализированные ежемесячные производственные планы и балансы производства и распределения моторных топлив на 2024 год показывают, что выработка автомобильного бензина и дизельного топлива полностью покрывает потребности внутреннего рынка с учетом плановых ремонтов и экспортных поставок в дружественные страны», – подчеркивали в министерстве, добавляя, что в стране сформированы достаточные объемы запасов топлива для внутреннего рынка.
По данным Минэнерго, запасы бензина в России на конец января составляли 1,9 млн т, а дизельного топлива – 3,9 млн т. Это соответственно на 16% и 7% выше, чем в январе 2023 года, уточняют чиновники.
Действительно, соглашаются эксперты «НГ», для внутреннего рынка ситуация не носит критического характера. «На ремонт НПЗ понадобится несколько месяцев. Как следствие, стоит ждать сокращения поставок в Турцию, что, в свою очередь, ударит и по поставкам в ЕС», – обращает внимание аналитик компании «Финам» Николай Дудченко.
«Сокращение экспорта нефтепродуктов негативно для экономики страны, пополнения бюджета и притока иностранной валюты, что формирует дефицит твердой валюты на внутреннем рынке и влияет на ослабление рубля. Снижение объемов нефтепереработки, в свою очередь, может привести к дефициту нефтепродуктов внутри России, что приведет к росту цен на дизтопливо/бензин и т.д. Существенное удорожание топлива на внутреннем рынке может вынудить власти прибегнуть к запрету на экспорт бензина для стабилизации цен для россиян. На данный момент эти факторы скорее являются потенциальными рисками, чем действительно угрозой «на пороге». Особенно учитывая логистический коллапс из-за конфликта на Ближнем Востоке, который поддерживает цены на нефть на достаточно высоком уровне, что компенсирует некоторое снижение объемов экспорта», – рассуждает аналитик компании «Цифра брокер» Наталия Пырьева.
Сокращение объемов экспорта сырой нефти и нефтепродуктов негативно отразится на доходах бюджета РФ, соглашается эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.