Процесс подготовки кадров начинается со студенческой и даже школьной скамьи. Фото с сайта www.omk.ru
Больше половины российских студентов вузов трудятся параллельно с учебой, показало исследование Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Как сообщили «НГ» авторы мониторинга, основной мотив – финансовый. И многие выбирают для подработки вовсе не свою профессию. По данным кадровых служб, будущие дефицитные специалисты отправляются на заработки в основном в магазины, кафе, бары, службы доставки. Хотя, по мнению экспертов, переориентация студентов на подработку, связанную с их специальностью, улучшила бы качество подготовки.
В 2023 году, по экспертным данным, около 60% предприятий РФ заявляли о кадровом дефиците, и в основном речь шла о высококвалифицированных специалистах в высокотехнологичных сферах производства. Такие данные привел во вторник ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий на заседании совета Российского союза ректоров.
Как уже показал 2023 год, в условиях кадрового дефицита студенты – да и в целом молодежь в возрасте до 25 лет – рассматриваются как особый внутренний резерв (см. «НГ» от 06.09.23). Завершив обучение, они как раз отправятся на те предприятия, которые страдают от нехватки высококвалифицированных специалистов. И одновременно с этим даже еще до окончания учебы они могут уже сейчас активно включаться в экономические процессы.
Проблема, однако, в том, что в качестве подработок студенты в основном выбирают вовсе не те отрасли, от которых зависят технологический суверенитет или импортозамещение. И тратя время на поиск средств к существованию, они тем самым отвлекаются от своей главной задачи – обучения и погружения в будущую профессию. Такой вывод можно сделать из мониторинга Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
По данным исследователей, в России более половины студентов бакалавриата и специалитета (около 55%) трудятся параллельно с учебой, среди студентов магистратуры таких 84%. Еще больше тех, кто совмещает учебу с работой, среди студентов инженерно-технических программ: в случае бакалавриата и специалитета это 60%, в случае магистратуры – 85%.
Как сообщили «НГ» авторы исследования – директор Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Николай Шугаль, а также его коллеги Ольга Озерова и Наталья Бондаренко, опрос проводился по общероссийской репрезентативной выборке студентов программ бакалавриата, специалитета, магистратуры очной формы обучения. Опрошено почти 20 тыс. человек в 40 субъектах РФ всех федеральных округов, в том числе 3,5 тыс. осваивающих инженерное дело или технологии и технические науки.
Бакалавриат, специалитет и магистратура – уровни профессионального высшего образования. Одно из отличий – продолжительность обучения. Специалитет, как правило, предполагает обучение в вузе в течение пяти лет. Это привычная для России система. После перехода на болонскую, двухуровневую систему многие вузы теперь готовят бакалавров (обучение обычно длится четыре года) и магистров – это еще около двух лет.
По данным из сборника «Индикаторы образования», в России в 2022/2023 году обучалось более 4,1 млн студентов, из них по программам бакалавриата – почти 2,8 млн, магистратуры – около 530 тыс., специалитета – примерно 820 тыс. человек.
Как выяснили эксперты ВШЭ, далеко не у всех подработка совпадает с той специальностью, которую они получают в вузе: лишь у 38% студентов бакалавриата и у 67% – магистратуры. Почти такие же доли фиксируются и среди будущих инженеров.
«Получение дополнительных доходов, решение финансовых проблем – основной мотив поиска работы или подработок во время учебы как для студентов программ бакалавриата, специалитета по направлению «Инженерное дело или технологии и технические науки» (62%), так и для студентов программ магистратуры того же направления – 50%», – сообщили «НГ» авторы исследования.
Хотя указали они и на существенную деталь – значимость финансового мотива при переходе из бакалавриата, специалитета в магистратуру снижается. «Чем ближе время окончания обучения в вузе и чем выше уровень осваиваемой программы, тем важнее получение опыта работы, приобретение компетенций, которые ценят работодатели», – пояснили эксперты ВШЭ.
Также у студентов бакалавриата и магистратуры различается сам характер трудоустройства: «Среди работающих магистрантов почти в три раза больше тех, кто имеет постоянную работу, их доля составляет почти 70%. А большинство – более двух третей – работающих студентов бакалавриата, специалитета имеют временные или разовые заработки».
И самое главное – будущие инженеры, обучающиеся в бакалавриате и специалитете, чаще всего заняты в качестве обслуживающего персонала в сфере услуг (36%) или выполняют работу по рабочей профессии (26%), и только 21% вовлечены в аналитическую работу, сообщили «НГ» исследователи.
Напротив, большинство магистрантов – 44% – занимаются аналитической работой, и почти в два раза реже трудятся по рабочим специальностям или в сфере услуг.
Переориентация студентов на подработку, связанную именно с их будущей специальностью, в том числе в научно-учебных подразделениях вузов, могла бы способствовать улучшению качества подготовки, уверены исследователи.
Самые распространенные варианты для подработок студентов первых курсов – помощники, консультанты, продавцы, курьеры, плюс к этому в сезонные пики много вакансий официантов, барменов, сообщила «НГ» руководитель отдела подбора и адаптации компании Ancor Анна Свергуненко.
Начиная с третьего-четвертого курса это могут быть должности продавцов и кассиров в сфере торговли, сотрудников колл-центров, водителей, сотрудников складских центров, перечислила эксперт.
«Самые популярные позиции для студенческой подработки – курьер и официант», – сказала «НГ» гендиректор компании ProPersonnel Татьяна Долякова. Хотя бывают и другие варианты: таксисты, разносчики самокатов, парикмахеры и т.п. Также студенты могут выбрать производство чего-либо на дому под заказ – допустим, кондитерских изделий. Есть те, кто подрабатывает репетиторством, подготовкой школьников к сдаче экзаменов.
В реальный же сектор и на производство студенты в основном не идут, считает Долякова. Более того, даже получив диплом, многие, по ее словам, не торопятся трудоустраиваться по своей специальности, предпочитая годами оставаться «на подработке». «Причины понятны – в сфере услуг нет необходимости долго строить карьеру, зато можно хорошо зарабатывать и сохранять мобильность», – пояснила Долякова.
Иная ситуация со студентами магистерских программ. «В магистратуру, как правило, идут уже трудоустроенные студенты, которые выбирают профиль магистерских программ как раз исходя из карьерных интересов по месту работы», – пояснила «НГ» профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.
Но с учетом того, что численность студентов магистратуры изначально меньше, показательной можно считать ситуацию с обучающимися именно по программам бакалавриата и специалитета. И в этом случае финансовый вопрос, вопрос размера стипендий стоит особенно остро.
Финогенова разъяснила, какие стипендии могут получать российские студенты. «Академическую стипендию получают те студенты, которые учатся без троек и на бюджетном отделении. При этом, даже если успеваемость оставляет желать лучшего, можно получать социальную стипендию, если студент является сиротой, инвалидом, из семьи с низкими доходами, то есть относится ко льготным категориям», – сообщила эксперт.
Но это не все. «Если помимо отличных достижений в учебе студент проявляет активность, участвуя в научных мероприятиях, олимпиадах, соревнованиях, он может рассчитывать на именную, президентскую, правительственную стипендию и стипендии компаний, которые выше обычных, академических», – сообщила эксперт. Президент Владимир Путин ранее объявил о решении увеличить президентскую стипендию до 30 тыс. руб., а правительственную – примерно до 20 тыс. руб.
Есть примеры материальной поддержки отдельных студентов со стороны работодателей, но это всегда именно индивидуальные истории поддержки перспективных учащихся, добавила Свергуненко.
Если же рассматривать обычную ситуацию, то о размере стипендий можно судить, например, по письму, которое разослало во все высшие учебные заведения страны Министерство науки и высшего образования. В нем указывается, что с 1 января 2024-го сумма государственной академической и государственной социальной стипендий в вузах не может быть ниже 13 919 руб.
Стипендиальный фонд на 2024 год был сформирован в 2023-м, поэтому, судя по письму, нужно ориентироваться на показатели российского прожиточного минимума 2022 года. С учетом установленных на следующие годы прожиточных минимумов в дальнейшем при назначении стипендий вузам нужно будет исходить из минимальной планки сначала на уровне 14 375 руб., а затем – 15 453 рубля. Еще раз уточним, это минимальный показатель для суммы двух видов стипендий.
Впрочем, как говорят эксперты, хоть материальная мотивация и играет важную роль, однако это не всегда единственная причина подработок. «За последние пять лет стало намного больше студентов, осознанно подходящих к выбору профессии, места учебы, – сообщила Свергуненко. – И выбирая подработку, они стараются, чтобы она как раз либо была связана с их будущей работой, либо помогла приобрести реальный опыт и полезные универсальные навыки». Есть студенты, для которых важно также прохождение стажировок, которые помогают и работодателям формировать пул специалистов.
На решение проблемы дефицита высококвалифицированных кадров направлена также инициатива развития в стране передовых инженерных школ (ПИШ). Система ПИШ охватит 50 вузов в 23 регионах. В этот процесс активно включается бизнес.