Для достоверности рейтингов необходима верификация раскрываемой компаниями информации, подчеркнули эксперты. Фото © Дмитрия Тура/Ассоциация менеджеров
В России действуют несколько крупных национальных агентств, занимающихся составлением рейтингов и рэнкингов компаний в сфере ESG (к ней относятся экологическая и социальная политика и качество корпоративного управления). Методики работы еще не устоялись, и в последнее время проводится их широкое обновление в связи с рекомендациями, которые направил рынку Банк России. Западные агентства в основном прекратили ESG-оценку российских компаний. При этом спрос на ESG-рейтинги в стране не ослабевает. Зачем они бизнесу и чем они отличаются в России и за рубежом, обсудили участники заседания Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров.
«Сейчас российские компании оказались практически отрезаны от большинства международных рейтингов, участвовать можно только в российских, а в России методология меняется», – констатировала председатель комитета Ольга Санарова. Экологическая политика бизнеса в присвоении ESG-рейтингов играет особую роль, при этом часто экологические проекты имеют длинный инвестиционный цикл, экологические показатели сложно собрать и оценить, отметила она: «В агентствах меняются аналитики, у каждого свой опыт и подход, что привносит субъективность в оценках».
Энерго-металлургический холдинг Эн+ международные рейтинговые агентства начали оценивать в 2022 году, сообщила руководитель направления отдела по связям с инвесторами и ESG компании Полина Чернова. Например, ISS присвоил Эн+ высокий рейтинг по качеству раскрытия информации, в том числе наивысший по экологии, рассказала она. Но в целом международные агентства сейчас не совсем корректно оценивают российские компании, делая акцент на геополитических рисках, поэтому им нужна отечественная альтернатива, отметила Полина Чернова. Для Эн+ такой альтернативой стал ESG-рейтинг агентства «Эксперт РА», где компания получила оценку A по шкале Банка России.
Наличие у компании рейтинга – запрос от внутренних и внешних заинтересованных сторон, в том числе инвесторов, банков, органов власти, пояснила Полина Чернова. Одним из преимуществ методологии, предложенной в прошлом году Банком России, она назвала единую рейтинговую шкалу, которая позволит соотносить разные рейтинги друг с другом. Кроме того, Полина Чернова особо отметила рекомендацию ЦБ обеспечить достоверность и независимую верификацию раскрываемой компаниями информации, чтобы не допустить искажения данных, на основе которых составляются рейтинги.
Зарубежные агентства, выставляя ESG-оценку, направляют компаниям подробный обстоятельный отчет о том, как она сформирована, а их российские коллеги – лишь небольшой пресс-релиз, из которого далеко не все понятно, добавила Полина Чернова. «Много вопросов именно к открытости, прозрачности этой оценки», – констатировала она. Кроме того, очень важна возможность диалога между компаниями и агентствами, что подчеркивается и в методологии Банка России, отметила представитель Эн+.
ESG-рейтинг представляет интерес для бизнеса прежде всего с точки зрения бенчмаркинга, и чем больше у рейтинга охват отрасли, тем он интереснее, отметила начальник управления экологии компании «Северсталь» Ольга Калашникова. При этом, по ее словам, важно, чтобы у рейтингов были понятные корректные методологии. Например, выбросы парниковых газов можно считать по-разному, и иногда аналитики делают не совсем точные выводы исходя из какого-то одного параметра. Или другой пример, когда простое наличие у компании документа о ее экологической политике, с одной стороны, и конкретные мероприятия, которые привели к реальному снижению выбросов, с другой, оцениваются одинаковым количеством баллов.
Стратегия устойчивого развития РУСАЛа включает 12 приоритетных проектов ESG-трансформации, половина из которых относятся к экологической и климатической повестке, рассказал начальник отдела департамента обеспечения устойчивого развития бизнеса компании Илья Пестриков. РУСАЛ, в частности, занимается экологической модернизацией своих заводов, продвигает бренд алюминия Allow, который обладает низким углеродным следом благодаря использованию гидроэнергии компании Эн+, реализует проекты по газоочистке и переходу на экологичное топливо, перечислил он.
Это находит отражение в рейтингах, как международных, так и российских. Еще несколько лет назад по запросу внешних и внутренних потребителей РУСАЛ прошел рейтингование у агентства EcoVadis, базирующегося во Франции, напомнил Илья Пестриков. В 2022 году отношения были поставлены на паузу, но в 2023-2024 годах агентство проявило интерес к возобновлению сотрудничества и даже повысило оценки РУСАЛа, выведя его в топ всех рейтингуемых EcoVadis компаний, которых насчитывается сотни тысяч. А в России, например, РУСАЛу присвоена наивысшая категория в ESG-индексах Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), компания также завоевала высшую награду национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса», отметил Илья Пестриков.
Агентство АКРА сейчас проводит пересмотр своей ESG-методологии, работа будет завершена в марте, сообщил руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков. В том числе, по его словам, учитывается модельная методология Банка России – в той степени, насколько компании готовы раскрывать предусмотренный ею большой объем данных. А пока только Эн+ готова отчитываться в соответствии с этой методологией, и в этом году таких компаний станет ненамного больше, их единицы, уточнил Владимир Горчаков.
«Можно сказать, мы ужесточаем методологию на основе рекомендаций ЦБ и обратной связи от рынка. Например, мы понимаем, что она должна становиться все более формальной, чтобы снижать субъективность оценки», – рассказал Владимир Горчаков. Он обратил внимание на необходимость аудита нефинансовой отчетности: не раз случалось, что у компании меняется аудитор и следом кардинально меняются данные, которые она предоставляет в анкете, а это влияет на рейтинг. В оценках экологического воздействия компаний в АКРА считают неправильным проводить большое межотраслевое сопоставление – корректнее сравнивать компании внутри отраслей, подчеркнул Владимир Горчаков.
«Лига зеленых брендов» составляет зеленый и климатический рэнкинги российских компаний, рассказала руководитель объединения Вера Струкова. Климатический рэнкинг – новый инструмент ESG-оценки бизнеса, предназначенный для оценки и самооценки уровня климатической устойчивости, ответственности и эффективности компаний. На данном этапе в нем приняли участие 10 компаний, из которых шесть публично поделились результатами оценки – это немного, но, по словам Веры Струковой, важно, что бизнес получил инструмент для дальнейшего формирования своих внутренних климатических стратегий и политик.
Агентство «Эксперт РА» в прошлом году обновило методологию ESG-рейтинга на основе рекомендаций ЦБ и Национального ESG-альянса, напомнила управляющий директор отдела рейтингов устойчивого развития агентства Юлия Катасонова. По ее словам, большим шагом вперед стало появление единой рейтинговой шкалы Банка России: дебютантами стали Эн+ и РУСАЛ, получившие от «Эксперт РА» рейтинг на уровне ESG-A по этой шкале, что означает очень высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений.
Многие другие компании пока не готовы публиковать подробную ESG-отчетность, есть даже претензии, что «Эксперт РА» пишет слишком развернутые релизы, заметила Юлия Катасонова. При этом важность ESG-рейтингов не оспаривается: они продолжают использоваться банками при оценке заемщиков, инвесторами, для подтверждения ответственной цепочки поставок – лишними они точно не являются, подчеркнула она.
ESG-рейтинги стали не только неотъемлемой частью перехода к низкоуглеродной экономике, но и важным информационным инструментом, отметил управляющий директор рейтинговой службы «Национального рейтингового агентства» Сергей Гришунин. «Мы исследовали, как различные ESG-практики с точки зрения их результативности и качества раскрытия информации влияют на стоимость компаний, – поделился он. – Есть четыре кластера: «черные дрозды» ничего не делают и ничего не раскрывают, «лучшие практики» – компании, которые все делают очень хорошо и рассказывают об этом, «молчуны» тоже все делают хорошо, но ничего об этом не говорят, а «болтуны» много болтают, но мало что делают. Понятно, что наибольшее увеличение стоимости – в категории «лучшие практики», но самое интересное, что разница с «болтунами» небольшая. И как раз ESG-рейтинги позволяют инвесторам четко их разделять».