При строительстве социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке используются и средства федерального бюджета. Фото с сайта www.amurobl.ru
Российскому правительству в предстоящие шесть лет следует вести проактивную, стимулирующую политику, модернизировать производства, создавать хорошо оплачиваемые рабочие места, а также развивать городскую инфраструктуру. Такие задачи обозначил в понедельник президент РФ Владимир Путин. В самом правительстве в понедельник обсуждали развитие Дальнего Востока, и в частности реновацию 25 дальневосточных городов, чтобы привлечь население и затормозить его общий отток из региона.
Подготовка плана социально-экономических действий на ближайшие шесть лет подходит к концу, объявил в понедельник президент РФ Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам. По его словам, план охватит такие ключевые направления, как поддержка инвестиций, обеспечение технологического суверенитета, обновление и строительство инфраструктуры, комплексное развитие населенных пунктов и многое другое.
При этом российская экономика уже успешно развивается, а по итогам прошлого года рост ВВП РФ оказался выше среднемировых темпов. «Экономический рост в прошлом году оказался выше прогнозов. ВВП России прибавил, вот мы до сих пор считали – 3,5%, а по последним данным – 3,6%. Это выше среднемировых темпов», – рассказал Владимир Путин, отметив, что в мире этот показатель составляет в среднем 3%, а экономика развитых стран растет в среднем на 1,5%.
И такая динамика основывается на наших внутренних возможностях, продолжил российский лидер. «Так, объем промышленного производства за год вырос на 3,5%, при этом обрабатывающие отрасли прибавили 7,5%. По таким направлениям, как выпуск компьютеров, авиационной техники, судов, мебели, электрического оборудования и автотранспортных средств, отмечены и вовсе двузначные темпы роста», – обратил внимание президент. По оперативным данным, экономическая активность в России и в начале текущего года находится на высоком уровне, продолжил глава государства.
Положительная динамика реального сектора и уверенная работа бизнеса повышает устойчивость государственных финансов. «В прошлом году дефицит федерального бюджета составил 1,9% ВВП. При этом ненефтегазовые доходы выросли примерно на четверть, в том числе в четвертом квартале они оказались почти на полтриллиона рублей больше, чем ожидалось. А в январе текущего года прибавили около 85% по сравнению с прошлогодним показателем», – рассказал Владимир Путин.
«И в предстоящие годы – с учетом вызовов, которые стоят перед российской, да и перед всей глобальной экономикой, – нам нужна именно проактивная, стимулирующая политика, которая позволит на новом уровне раскрыть индустриальный, аграрный, транспортный, высокотехнологичный потенциал России и создавать, модернизировать производства с современными, хорошо оплачиваемыми рабочими местами во всех субъектах РФ», – обозначил Владимир Путин.
Российское правительство делает ставку и на активное развитие Дальневосточного федерального округа (ДФО), куда входит 11 субъектов РФ. ДФО – самый большой по территории округ в стране. Его площадь составляет 6,2 млн кв. км (свыше трети территории РФ). Однако в округе живут более 7 млн человек, что менее 5% населения страны. Развитие Дальнего Востока – одна из наших самых приоритетных задач, и мы, конечно, должны обеспечить гражданам этих субъектов более комфортный уровень жизни, подчеркнул на совещании с вице-премьерами премьер РФ Михаил Мишустин.
В рамках улучшения качества жителей региона правительство направит свыше 41 млрд руб. из федерального бюджета на строительство социальной инфраструктуры. Речь, в частности, идет о строительстве детских садов, школ, культурных и спортивных учреждений, а также инженерных сетей и коммуникаций для предприятий и жилых домов. «Средства пойдут на софинансирование расходов при выполнении концессионных соглашений, срок которых превышает период действия лимитов бюджетных обязательств», – пояснил Михаил Мишустин на совещании. Подчеркивается, что речь идет в первую очередь о долгосрочных проектах, с реализацией в 2027–2037 годах. Строительство планируется вести в рамках механизма дальневосточной концессии – одного из основных инструментов реализации планов социального развития центров экономического роста регионов Дальнего Востока. Вице-премьер, полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев отметил, что в рамках этого же механизма в 2022–2023 годах на строительство объектов в девяти регионах ДФО было направлено почти 100 млрд руб. Так, в Магаданской области будет построено четыре школы, реабилитационный центр, оздоровительный центр, лыжный стадион, морской туристический центр. «В Приморском крае – горнолыжный курорт в Арсеньеве, школа во Владивостоке. В Хабаровском крае – детский лагерь, Дальневосточный художественный музей. В Бурятии появятся национальный музей и театр «Байкал». На Чукотке – гостиница и спортивный комплекс в Угольных Копях», – перечислил чиновник.
По словам Трутнева, в этом году дальневосточная концессия приобретет еще большее значение, так как станет механизмом финансирования программы реновации дальневосточных городов. Он напомнил, что в рамках этой программы будут улучшены условия жизни в 25 городах, а также построен новый город-спутник.
«Результат этой работы ощутят на себе более 4 млн человек, то есть половина населения Дальнего Востока. На реализацию программы предусмотрено выделение из федерального бюджета в 2024–2026 годах 165 млрд руб.», – сообщил Трутнев.
Общий же объем средств на 25 городов составит за семь лет 4,4 трлн руб., уточнял ранее министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. «Половина (2,2 трлн) – это внебюджетные средства, главным образом на жилищное строительство», – говорил чиновник. По его словам, развитие дальневосточных городов стоит в приоритете во всех финансовых инструментах: специальные казначейские кредиты, облигации ДОМ.РФ, льготное финансирование ВЭБ.РФ и механизм дальневосточной концессии.
Заметим, только на строительство нового города-спутника потребуется свыше 1 трлн руб. Гендиректор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Николай Запрягаев в начале февраля сообщал, что группа инвесторов готова принять участие в создании города-спутника Владивостока в формате государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагающего инвестиции в объеме почти 1,4 трлн руб., из которых 1 трлн должен быть частным.
Под размещение объектов нового города отведена территория площадью 1,4 тыс. га в 30 минутах езды от центра Владивостока. «Мы планируем, что там будут жить 80 тыс. человек и будет построено не менее 2,5 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости», – рассказывал Запрягаев.
Вариант концепции города, получившего название Спутник, был представлен еще в сентябре 2022 года во Владивостоке. Создание Спутника позволит объединить Владивостокский городской округ и город Артем в одну агломерацию с населением более 1 млн человек.
Одна из важных задач российских властей – привлечь население в регион. Отток населения из регионов Дальнего Востока уже сокращается, говорил в январе Михаил Мишустин, подчеркивая важность дальнейшей работы над созданием комфортных условий для жизни людей и инвестирования.
По итогам 11 месяцев прошлого года естественная убыль в ДФО составила 19,8 тыс. человек против 23,2 тыс. годом ранее. При этом только в двух субъектах округа наблюдается прирост населения. Так, естественный прирост населения в Якутии превысил 3,2 тыс. человек, в Чукотском автономном округе – 45 чел.
«Население уезжает с Дальнего Востока не только в поисках перспектив более комфортной и зажиточной жизни, но и из-за в отсутствия понимания жизненных перспектив. У жителей должна сложиться уверенность в доступности всех необходимых услуг в регионе, включая и транспортную инфраструктуру за разумное время», – обращает внимание профессор Финансового университета Александр Цыганов. По его мнению, обновление городской инфраструктуры может помочь в сохранении городского населения, но без решения проблемы транспортной доступности не поможет жителям региона, проживающим в селах, и поселках.
«Стабилизации ситуации с населением в регионах ДФО должны способствовать следующие меры: развитие системы профессионального образования под потребность регионов; формирование качественной городской среды; привлечение иностранных трудовых мигрантов», – перечисляет директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики РАНХиГС Дмитрий Землянский.
«Если что-то из этого пропустить, то либо экономический рост затормозится (если перекрыть приток иностранных мигрантов), либо выпускники не будут востребованы и все равно уедут в другие регионы, либо выпускники школ выберут другие регионы», – подчеркивает эксперт.
В целом «поворот на восток» должен стимулировать появление новых высокооплачиваемых рабочих мест на Дальнем Востоке, говорит директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС Степан Земцов. «Растет взаимная торговля со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и создаются совместные производства с Китаем. А темпы строительства нового жилья, например, во Владивостоке, уже выше средних по стране. Поэтому логичным шагом становится обновление коммунальной инфраструктуры и обеспечение комфортности проживания», – рассуждает он.
Строительство инфраструктуры безусловно будет стимулировать экономический рост региона, соглашается начальник аналитического отдела компании «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев.
«Для привлечения населения в регион необходимо несколько условий. Во-первых, а регионе должно быть жилье для него, причем жилье современное. Во-вторых, в регионе должны быть рабочие места в разных отраслях, для специалистов разной квалификации с достойной заработной платой. В-третьих, для населения в крае должна быть вся необходимая инфраструктура от детских садов и школ до вузов и домов престарелых, от медицинских учреждений до заведений культуры. Важно, чтобы в регионе была развита различная инфраструктура, а именно дороги, объекты энергетики и связи, чтобы имелось транспортное сообщение», - перечисляет ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
На Дальнем Востоке есть ряд направлений, развитие которых сегодня стимулирует экономический рост не только региона, но и страны, обращает внимание руководитель градостроительного бюро «Мастерс план» Юлия Зубарик. «Это развитие транспортной и промышленной инфраструктуры, строительства новых дорог, энергетических сетей, Северного морского пути, рыбной отрасли, туризма. Инвестиции в эти направления в свою очередь стимулируют развитие городов, расширение социальной инфраструктуры и создание благоприятных условий для жизни», - говорит она.