0
4892
Газета Экономика Печатная версия

08.02.2024 20:39:00

Поиск работы занимает в среднем полгода

45-летним россиянам не пошел на пользу кадровый голод

Тэги: поиск работы, продолжительность, негласные возрастные ограничения, карьерные перспективы, карьерное консультирование

On-Line версия

поиск работы, продолжительность, негласные возрастные ограничения, карьерные перспективы, карьерное консультирование Некоторые работники сталкиваются с негласными возрастными ограничениями. Фото агентства городских новостей "Москва"

Несмотря на кадровый голод в экономике и на то, что рынок труда в стране стал кандидатским, далеко не все российские работники сейчас действительно ощущают себя королями положения. По итогам 2023 года топ-3 главных тревог работников возглавили опасения, связанные с карьерными перспективами после 45 лет. Это показал анализ тех запросов на карьерное консультирование, которые в течение года поступали в кадровое агентство президентской платформы «Россия – страна возможностей» (РСВ). Как пояснили «НГ» в РСВ, у таких опасений есть и объективные, и субъективные причины.

В 2023 году кадровым агентством РСВ в том или ином виде было проведено 6 тыс. карьерных консультаций. И треть всех запросов на консультацию оказалась связана с карьерным развитием после 45 лет.

Помимо этого в топ-3 вошли запросы, связанные с различными проблемами взаимоотношений в коллективах, с руководством или подчиненными (около 20%), а также касающиеся фактора «стеклянного потолка», когда работник ощущает, что в своем карьерном развитии он не может шагнуть на следующую ступень – тоже около 20%. Такими данными поделился с «НГ» заместитель генерального директора РСВ Алексей Первенцев.

Уточним, платформа «Россия – страна возможностей», призванная наладить в стране работу социальных лифтов, была создана по инициативе президента Владимира Путина в 2018 году, а в 2022-м РСВ запустила кадровое агентство. Оно помогает компаниям государственного сектора находить мотивированных и высокопрофессиональных сотрудников, а также занимается консультированием соискателей, решивших выстроить свою карьерную стратегию.

Со временем тревоги российских работников, конечно, менялись, поэтому корректировались и запросы на проведение карьерных консультаций. Этот процесс можно разделить на несколько этапов.

«Первым переломным моментом стала пандемия коронавируса. До нее запрос на карьерное консультирование исходил в основном от топ-менеджмента и офисных работников среднего уровня. Всех интересовало, как быстро и, желательно ничего не делая, получить высокую должность, стать успешным – генеральным директором компании, губернатором и т.д.», – рассказал Первенцев.

Пандемия же сильно поменяла не только привычный уклад жизни и работы, но и само понимание карьеры. «Люди проводили время с семьей, работали из дома. И оказалось, что, с одной стороны, можно хорошо жить на удаленке, а с другой – стерлись границы между работой и домом. И появился огромный запрос на решение проблемы выгорания, поиск баланса между работой и личной жизнью. Этот запрос опережал другие с огромным отрывом», – отметил собеседник издания.

Но затем люди, пытаясь смириться с такими изменениями образа жизни, буквально начали искать себя, пытаясь определить, чем им было бы интересно заниматься на самом деле, в чем при этом они сильны. «И уже тогда спрос на карьерное консультирование начал кратно расти. Эта услуга перестала быть привилегированной, а стала массовой», – пояснил Первенцев. С началом специальной военной операции и экономика, и рынок труда вновь столкнулись с изменениями.

Но, казалось бы, откуда возникнуть опасениям по поводу карьерных перспектив в возрасте «45+» именно теперь – в условиях, когда чуть ли не каждая отрасль экономики испытывает кадровый голод и когда рынок труда стал кандидатским?

«По данным Росстата, среди населения России в возрасте от 20 до 65 лет, 46% составляют граждане от 30 до 45 лет – это те люди, которые осознанно задаются вопросами карьеры и профессионального развития. Поэтому надо заметить, что большая часть рынка труда либо уже в этом возрасте, либо подходит к нему. Это основная причина, почему сегодня существует такой запрос», – пояснил Первенцев.

По его словам, для подобных опасений действительно есть объективные факторы. «Получить в 45 лет работу, которая нравилась бы человеку, соответствовала бы его требованиям, предусматривала бы хорошую зарплату, становится сложнее, чем в 35 лет. Это определенные установки в головах нанимающих менеджеров», – отметил собеседник издания.

Но не меньшую, а порой и большую роль играет в том числе субъективный фактор, следует из комментария Первенцева. Это те ограничения, которые устанавливают для себя сами работники, считая, что чем старше они становятся – тем неизбежнее для них тупик, ближе конец их карьерного пути. Порой такие работники перестают объективно оценивать свою востребованность, конкурентоспособность, а значит, снижают и свои требования к трудоустройству.

С одной стороны, государство, конечно, не может заставить работодателей нанимать людей определенного возраста. Но с другой – сегодня ведется масштабное реформирование центров занятости населения, где уже оказываются услуги карьерного консультирования, и чем качественнее будут эти услуги, тем лучше для всех участников рынка труда.

«Кроме того, возможно, мы придем к системе государственной сертификации карьерных консультантов, поскольку сегодня этим занимаются все, кто хочет: психологи, коучи, бизнесмены, HR-специалисты, астрологи, нумерологи», – обратил внимание Первенцев. Говоря же об установках работодателей, он уточнил, что люди «45+» – «это ценный трудовой ресурс, которого сегодня и так не хватает, и работодателям необходимо учитывать этот фактор».

Напомним, как ранее писала «НГ», на российском рынке труда пик заработной платы у работников приходится на 30–34 года, а в следующих возрастных группах средний уровень зарплат падает. В итоге эта тенденция доходит до того, что предпенсионеры в РФ начинают зарабатывать не просто меньше, чем 30-летние, а примерно столько же, сколько некоторые работники получают в самом начале своей карьеры, не имея вообще никакого опыта (см. подробнее номера от 03.08.21, 05.07.22).

Добавим к этому, что, как следует из опроса, проведенного рекрутинговой компанией Get experts (есть в распоряжении «НГ»), среди сегодняшних неработающих 41–50 лет каждый пятый (22%) находится без работы в течение уже 4–6 месяцев. А каждого десятого (13%) можно назвать хроническим безработным, так как люди находятся без работы уже дольше года.

С точки зрения хронической безработицы еще хуже ситуация только среди респондентов в возрасте 50 лет и старше: в этом случае 60% опрошенных сообщили, что они находятся без работы дольше года.

Чем старше были респонденты, тем больше среди них становилась доля тех, кто признавался, что и свое прежнее место работы они искали тоже дольше года. А вот среди респодентов в возрасте от 34 до 40 лет больше всего оказалось тех, кто сообщил, что он и вовсе не искал работу, а ему поступило интересное предложение, на которое он откликнулся (46%).

В опросе приняли участие почти 3,5 тыс. профессионалов, представляющих различные отрасли экономики и практически все регионы России. О том, что они на данный момент не работают, заявили 9% респондентов. Большинство из них (47%) находились без работы менее 3 месяцев, 19% – 4–6 месяцев, 16% – 1–2 года, 10% – от 7 месяцев до года, около 7% – три года и более.

Для сравнения: как сообщил Росстат, средняя продолжительность поиска работы безработными в декабре 2023-го составила у женщин почти 6 месяцев, а у мужчин – около 5 месяцев. При этом, по Росстату, доля безработных, искавших работу от 1 до 3 месяцев, была в стране 33%. В состоянии же застойной безработицы (искали работу более года) находились почти 15% безработных.

Итак, если говорить про фактор возраста, то, как подтвердили «НГ» специалисты Исследовательского центра портала SuperJob.ru, «любимая возрастная категория у работодателей очевидна – это соискатели от 30 до 40 лет». Но это требование незаконное, официально возрастная дискриминация нелегитимна, поэтому речь идет, скажем так, о негласных ограничениях, устанавливаемых работодателями, обратили внимание эксперты.

Между тем SuperJob уже не первый год фиксирует увеличение доли возрастных соискателей. «Старение» кадров – «во многом следствие демографической ямы», уточнили специалисты центра. По их данным, пока лишь 4 из 10 компаний готовы рассматривать пенсионеров наравне с более молодыми кандидатами.

Однако сейчас, в условиях дефицита кадров, по словам экспертов SuperJob, рынок труда все же перестраивается. И 2024-й, как они надеются, станет «годом максимально бережного обращения с персоналом и соискателями». Преимущество на рынке труда будет у тех компаний, которые отказались от лишних барьеров в подборе кадров, в том числе от негласных и по сути своей незаконных пожеланий к возрасту. 

«Я бы посоветовала работодателям смотреть не на возраст, а на потенциал человека. Нужно развивать своих сотрудников, делать оценку по компетенциям, обучать и продвигать. Возраст – понятие относительное. А кандидатам нужно быть уверенными в себе и спокойно выстраивать карьерный план до 60 лет, – комментирует гендиректор кадрового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова. – Последние три года в стране стало много возможностей для роста: нехватка кадров, уход западных компаний и открытие новых».

Тем не менее, эксперты обратили внимание на то, что порой сами отрасли в силу своей специфики действительно формируют особые условия для трудоустройства. Это прежде всего индустрии, в которых активно применяют новые технологии, говорит директор практик рекрутинговой компании Get experts Анна Михеева. «По мнению работодателей, такие технологии больше подвластны молодым умам. И в этих отраслях позицию креативного директора занимают молодые сотрудники. И возникает такая ситуация: молодым комфортнее работать с молодыми, а в кросс-возрастной команде не всегда удается выстроить эффективную работу», – приводит пример эксперт.

Зато, по словам Михеевой, промышленные, производственные предприятия ставят меньше ограничений с точки зрения возраста, и там зрелых кандидатов берут на руководящие роли. «В строительстве и производстве с удовольствием рассматривают кандидатов в возрасте от 40 лет. Это экономикообразующие отрасли, где важна реализация проектов, а значит, в цене отраслевое образование и опыт – то, что приобретается только с возрастом», – подтвердила Долякова.

Более того, исполнительный директор исследовательского холдинга «Ромир» Инна Караева описала и такую ситуацию, когда игнорируются как раз молодые соискатели. Связано это с тем, что, по ее словам, у молодых работников сейчас несколько иной подход к карьере: они не так сильно держатся за место, склонны к частой смене работы. «Поэтому сегодня многие работодатели, даже из секторов с нулевой безработицей, активно рассматривают кандидатов как раз более зрелого возраста, в том числе «45+». Компании понимают, что это стабильная аудитория, это люди, которые хотят работать и даже при необходимости перерабатывать», – пояснила Караева.

Говоря же об ограничениях, которые устанавливают для себя сами работники, Михеева привела такое наблюдение: «Как показывает наш опыт, если к 45-ти годам человек не достиг руководящей позиции, то либо у него нет достаточного уровня амбиций, либо не хватает компетенций».

Хотя все же добавим, что отсутствие желания занять кресло управленца – вовсе не признак какой-либо профнепригодности. Пока одни стремятся сесть повыше, другие продолжают хорошо делать свою работу, оттачивая мастерство и становясь незаменимыми специалистами.

Но при этом если работник действительно ощущает определенный тупик в своем карьерном развитии, то главное, что призвали осознать эксперты, – это то, что начать новую карьеру, как, кстати, и бизнес, можно в любом возрасте. «Есть много курсов – и платных, и бесплатных, где можно получить новые специальности и усовершенствовать свои навыки, а также потом найти свободную нишу на рынке», – отметил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Тем более что и сама трансформация многих отраслей требует перманентного обучения. «Своевременная переквалификация позволит сотрудникам быть на острие технологий и идти в ногу со временем, – говорит Караева. – И тогда, несмотря на возраст, сотрудник всегда будет оставаться востребованным».


Другие новости