В общепите наиболее остро стоит вопрос соблюдения филиалами крупных брендов всех норм и стандартов. Фото Reuters
Спрос россиян на покупку франшиз – или прав на ведение бизнеса под брендом другой компании – по итогам 2023 года подскочил вдвое, сообщили «НГ» в «Авито». По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), сейчас в стране действует около 3,2 тыс. франшиз. Как выяснила «НГ», вскоре на государственной платформе поддержки бизнеса появится даже специальный сервис для покупки франшиз с каталогом проверенных вариантов. Но российские франшизы не ограничиваются только внутренним рынком.
В 2023 году спрос на покупку франшиз вырос в стране сразу на 110% по отношению к уровню 2022-го. Об этом в среду сообщили «НГ» специалисты «Авито» по результатам проведенного ими исследования. В его основе анализ данных портала из раздела «Готовый бизнес и франчайзинг» (а это 3,4 млн уникальных пользователей).
О том, что этот тип деловых отношений становится все популярнее, свидетельствуют и государственные инициативы. Как сообщил замгендиректора Федеральной корпорации по развитию малого и среднего бизнеса (Корпорации МСП) Кирилл Коломийцев, на цифровой платформе МСП.РФ скоро появится сервис «Покупка франшизы», в рамках которого пользователи – начинающие и действующие предприниматели – получат доступ к каталогу проверенных франшиз и функционалу подачи электронных заявок на их приобретение. Уточним, сама эта платформа была создана корпорацией совместно с Минэкономразвития в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
Если объяснять максимально просто, то франчайзинг – это такой тип деловых отношений, когда предприниматель покупает у другой компании право вести бизнес от ее лица, под ее брендом – франшизу. И он получает доступ к технологиям этой компании. Покупателя называют «франчайзи», а продавца – «франчайзер». Покупатель не только вносит единоразовый платеж, но и в большинстве случаев отчисляет роялти – регулярные платежи. Кроме того, он берет на себя иные необходимые инвестиции: это закупки товаров, ремонт помещения и т.п.
Фактически покупатель получает чужой бизнес как готовую коробку и начинает действовать по заранее известной схеме, пояснила директор по работе с клиентами компании «Альфа-Капитал» Анна Гондусова. Допустим, можно открыть барбершоп или кофейню в своем городе под федеральным брендом, привел пример директор департамента корпоративных финансов компании «Ива Партнерс» Артем Тузов.
Как рассказал «НГ» эксперт комитета по франчайзингу «Деловой России», директор РАФ Юрий Михайличенко, вклад этого вида бизнеса в экономику страны существенный – речь идет о 2% ВВП. Хотя в ряде других стран показатель выше: например, по данным эксперта, 12% в Японии или 16% в Южной Корее. «Если смотреть на глобальную экономику, то долю франчайзинга в мировом ВВП можно оценить примерно в 4,6%. То есть у российского сегмента есть куда расти», – отметила партнер Агентства трансформации и развития экономики по направлению аналитики рынков и внешнеэкономической деятельности Ксения Банникова.
«Однако стоит учитывать, что франчайзинговые сети загружают работой в четыре раза большее число поставщиков, чем имеют своих объектов. Совокупно в России занято более миллиона человек в этой сфере, и количество квалифицированных мест в ближайшее десятилетие может увеличиться в четыре раза», – обратил внимание Михайличенко.
В России такие деловые отношения уже получили распространение, в частности, в торговле и общепите, а также в сферах услуг (например, это может быть индустрия красоты), медицины (в частности, лаборатории медицинских анализов), спорта (допустим, фитнес-клубы), образования (языковые школы), логистики (доставка, перевозки). Список длинный. «Вы можете найти франшизу и за 500 тыс. руб., и за 400 млн руб. На любой вкус. Сейчас на рынке России около 3,2 тыс. франшиз», – привел данные Михайличенко.
Кстати, как показало исследование «Авито», в некоторых сферах фиксировался не просто рост спроса на покупку тех или иных франшиз, а буквально ажиотаж. Например, спрос на покупку франшиз в случае с онлайн-магазинами за минувший год подскочил в пять раз, в случае с кафе и ресторанами – примерно в 2,5 раза, в случае с пунктами выдачи заказов – в полтора раза.
При этом, по данным РАФ, сейчас на рынке франшиз доля российских компаний приближается к 90%. Большая же часть иностранных сетей фактически освободили нам рынок, хотя есть и такие, которые остались и провели ребрендинг.
Впрочем, как уточнила Банникова, доля иностранцев снижалась и до событий 2022 года: например, за счет того, что те российские предприниматели, которые ранее вели бизнес через приобретенные у иностранных владельцев франшизы, могли, набравшись опыта, запустить собственное дело под своим брендом.
Опрошенные эксперты указали как на плюсы и выгоды, так и на подводные камни таких деловых отношений. «Франчайзинг в России – это на сегодня самый недооцененный, как я считаю, инструмент развития экономики, который в принципе мог бы очень ускорить темпы роста всех отраслей, – отметил депутат от Партии Роста в совете Альметьевского района Татарстана, ресторатор Вячеслав Миллер. – Любую хорошую, экономически эффективную модель и бизнес можно упаковать и масштабировать на всю страну».
«Правильно сконструированная франшиза помогает головной компании – владельцу бренда – кратно увеличить выручку и охват присутствия, что в итоге приводит к занятию существенной доли рынка. Для предпринимателя же в регионе покупка франшизы – это возможность получить готовый формат прибыльного бизнеса и тем самым избежать ошибок на старте», – пояснил Тузов.
О пользе говорят и в правительстве. «Франчайзинг полезен начинающим предпринимателям, которые только планируют создать свое дело. Предприниматели, которые используют бизнес-модели на основе франшиз, также могут в полной мере воспользоваться всем спектром инструментов поддержки, предусмотренных нацпроектом», – сообщили «НГ» в пресс-службе Минэкономразвития. В Корпорации МСП к этому добавили еще и тезис о выгодах для потребителей, ведь известный бренд предполагает и определенные гарантии качества товаров или услуг.
Но именно такие гарантии, судя по всему, создают в некотором смысле и трудности для развития бизнеса на местах. «Покупатель франшизы должен вести бизнес, не отклоняясь от стандартов, не расширяя ассортимент и т.д. Есть определенные границы и требования», – предупредила Гондусова.
Если же стандарты качества будут нарушаться, то уже сами владельцы бренда могут столкнуться с проблемой сохранения своей репутации при увеличении числа филиалов, уточнил директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков. Если привычная потребителям кофейня вдруг изменит качество продаваемого кофе, потребитель может в принципе перестать посещать ту или иную сеть.
Другие риски для владельца бренда могут быть связаны с тем, что предприниматели, которых он взращивает, станут затем его прямыми конкурентами: они могут изучить все тонкости бизнеса изнутри, а затем скопировать удачные решения, но уже под своим брендом. Сами же покупатели франшиз могут столкнуться с убытками в случае, если та бизнес-модель, права на которую они приобрели, оказалась переоцененной. Ведь бывает и такое, что какая-либо сеть существует только за счет веерной распродажи по факту нежизнеспособных франшиз. «Правильно выбирайте партнеров», – советуют эксперты и той, и другой стороне.
Говоря сегодня о франчайзинге в России, стоит обратить внимание на еще один аспект, который сами бизнесмены считают все более важным. Речь идет об экспортном потенциале.
«Российские франшизы активно работают и очень востребованы в странах СНГ, в Объединенных Арабских Эмиратах. Есть одиночные примеры в Китае, Турции, Европе. Есть франшизы, освоившие более 50 стран и востребованные на глобальном рынке», – сообщили в РАФ. «Российский франчайзинг развивается в сторону Казахстана, стран СНГ. Сейчас и в Эмираты очень активно заходят наши предприятия, по крайней мере, в общепите. Поэтому, я считаю, у нашего бизнеса большие перспективы», – согласился Вячеслав Миллер.
«Есть огромный рынок Азии и Африки, где, я думаю, Россия будет вне конкуренции», – продолжил Михайличенко. Причем это могут быть проекты не только в общепите, но и в области образования, логистики, медицины, спорта. Более того, как он считает, экспорт товаров и услуг через франчайзинг может стать даже российским троянским конем, который позволит наполнить глобальный рынок нашими продуктами питания, товарами промышленного производства, чистой питьевой водой и т.д. Как говорит эксперт, достаточно найти в других странах партнеров, успешных на своем рынке, и механизм запустится – «найдутся и системы расчетов, и логистика».
Наконец, как пояснила Банникова, франшизы за рубежом не только позволяют экспортировать для продажи через них непосредственно российскую продукцию, но и обеспечивают явное присутствие российских компаний, продвижение российских брендов за границей. Они могут быть каналом демонстрации ассортимента и качества российской продукции, а значит, и повышения имиджа российских товаров и услуг в глазах иностранных потребителей.