Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина пообещала удерживать высокую ключевую ставку «достаточно продолжительное время». Фото РИА Новости
Подавлять кредитование в российской экономике ЦБ РФ собирается еще «длительное время». Свою жесткую денежную политику чиновники Эльвиры Набиуллиной объясняют потребностью отечественных предприятий в персонале. И эта потребность вряд ли исчезнет в обозримой перспективе из-за демографических и военно-технических проблем. Но пока в нашей стране будут расти зарплаты, будет сохраняться и инфляция, борьбу с которой декларирует ЦБ. Относительную стабилизацию рубля в последние месяцы чиновники объясняют успехами своей политики повышения ключевой ставки. При этом позитивное влияние режима валютного контроля, который ввел президент РФ Владимир Путин, в отчете ЦБ не упоминается.
Ключевая ставка ЦБ уже несколько месяцев более чем вдвое превышает официальный уровень инфляции. В связи с этим слышен ропот предприятий реального сектора, которые уже оценили перспективы замедления своего производства. Но надежды отдельных экспертов на символическое снижение ставки во время февральского заседания руководства ЦБ скорее всего не оправдаются. По крайней мере в последнем отчете о состоянии экономики («О чем говорят тренды») не один раз повторяется утверждение о сохранении «жестких денежно-кредитных условий в течение продолжительного периода».
Чиновники ЦБ утверждают, что в нашей стране происходит «усиление недостатка квалифицированных работников в промышленности». А «ускоренные темпы создания рабочих мест» в конце прошлого года обеспечат продолжение рост зарплат. При этом в ЦБ считают, что в России «отсутствуют возможности для расширения предложения товаров и услуг темпами, достаточными для удовлетворения спроса». А раз расширение предложения товаров и услуг невозможно, то нужно заставить граждан отнести свои деньги в банки под повышенные проценты. Такова логика нынешнего руководства ЦБ. То есть дефицит рабочей силы и рост зарплат требует поддержания жесткости ДКУ (денежно-кредитных условий) продолжительное время для сохранения высокой нормы сбережений и охлаждения проинфляционного давления со стороны внутреннего спроса.
При этом в ЦБ словно не замечают, что российские предприятия (строители, автопром, сельское хозяйство) рвутся увеличивать производство и предложение товаров, но сталкиваются с придушенным внутренним спросом. Не видят чиновники и того факта, что отток трудовых мигрантов из нашей страны как раз и был организован политикой неуправляемой девальвации рубля, которую так защищал ЦБ.
При описании нынешней стабилизации курса рубля и некоторого замедления цен чиновники ЦБ обходят вниманием активное влияние на цены правительства РФ, которое оперативно снимает ограничения на ввоз продовольствия или запрещает экспорт нефтепродуктов. А введенный президентом режим валютного контроля и возврата валютной выручки в последнем отчете ЦБ просто не упоминается.
Динамика рублевых кредитов нефинансовым организациям, в % к тому же периоду прошлого года. Источник: ЦБ РФ |
Но если руководство ЦБ преуспеет в своих требованиях отмены нынешнего режима валютного контроля, то в стране можно ожидать новой девальвации и соответственно нового ускорения роста цен. При этом уверения ЦБ в замедлении инфляции так и останутся лишь уверениями.
Сегодня Центробанк отмечает «первые признаки замедления роста экономической активности», которое им было анонсировано еще летом прошлого года (см. «НГ» от 13.08.23). Оперативная статистика свидетельствует о продолжении роста в четвертом квартале прошлого года, однако ряд показателей указывает на замедление его темпов по сравнению с третьим кварталом кварталом, отмечают в ЦБ. Так, о более сдержанном расширении деловой активности свидетельствуют динамика входящих потоков платежной системы Банка России, индексы деловой активности и снижение оптимизма в промышленности.
«Начиная с октября стал снижаться и индекс выпуска базовых отраслей. Однако, по нашим оценкам, это всецело объясняется смещением сезонности в уборке урожая на третий квартал из-за благоприятных погодных условий, которое привело к сокращению выпуска сельскохозяйственной продукции в четвертом квартале», – отмечается в отчете ЦБ. В целом в последнем квартале прошлого года имела место стабилизация после роста на протяжении большей части 2023 года. Рост основных показателей потребительского спроса в ноябре также оказался вблизи минимумов 2023 года. Некоторое охлаждение потребительской активности в основном было обусловлено повышением нормы сбережений – темпы прироста депозитов физических лиц ускорились до максимальных в 2023 году уровней и усилилось расхождение динамики трудовых доходов и потребления.
В Центробанке отмечают произошедшее охлаждение активности в ипотечном сегменте, что подтверждается «устойчивым трендом на сокращение количества одобренных». Дополнительным сдерживающим фактором станет повышение Центробанком с 1 марта 2024 года надбавок к коэффициентам риска по ипотечным кредитам с высоким показателем долговой нагрузки.
В декабре-январе рост потребительских цен с поправкой на сезонность ощутимо замедлился. Однако пока это в большей степени связано с временными дезинфляционными факторами на рынках отдельных товаров и услуг и укреплением рубля, чем со снижением общего инфляционного фона, считают в Центробанке.