Фото Reuters
На этой неделе в Панаме открылась Десятая сессия сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). Эксперты не ожидают от ВОЗ никаких нововведений, подчеркивая бескомпромиссную позицию организации в отношении любых никотинсодержащих продуктов. Однако все больше ученых в мире критикует такой подход, ведь несмотря на все запреты количество курильщиков в мире не снижается. Роберт Биглхоул и Рут Бонита из Оклендского университета в Новой Зеландии опубликовали статью в одном из самых авторитетных медицинских журналов «The Lancet», где предложили сторонам РКБТ обратить внимание на опыт стран, где успешно реализуется стратегия снижения вреда от курения.
Снижение вреда здоровью от поведенческих факторов риска является стратегией общественного здравоохранения, которая успешно применяется в различных странах и сферах. Сегодня снижение вреда от табакокурения должно стать центральной стратегией Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) в дополнение к уже действующим мерам по сокращению спроса и предложения на рынке никотинсодержащих продуктов. РКБТ ВОЗ действительно оказывает влияние на стимулирование глобальных мер по борьбе против табакокурения, однако подтвердить устойчивую и последовательную связь между реализацией мер РКБТ, распространенностью табакокурения и последствиями потребления сигарет для здоровья курильщика очень сложно. РКБТ не запрещает подходы, направленные на снижение вреда, но оставляет на усмотрение стран решать, как регулировать электронные сигареты, электронные системы нагревания табака и другие никотинсодержащие продукты. Тот факт, что ВОЗ игнорирует концепцию снижения вреда от табакокурения, ограничивает возможность сделать осознанный выбор в пользу менее вредных продуктов для 1,3 миллиарда человек во всем мире, которые продолжают курить и подвергаются повышенному риску ранней смерти, продолжая курить наиболее вредный продукт – традиционные сигареты.
Позиция ВОЗ предполагает, что меры регулирования бездымной табачной продукции должны быть такими же, как и для традиционных табачных изделий, что, однако, не имеет под собой научного обоснования. Данная позиция упускает из виду возможность дифференцированного подхода к регулированию разных видов никотинсодержащих продуктов, пропорционального их реальному риску для здоровья курильщика. Мы считаем, что ВОЗ должна обеспечить всестороннее содействие и техническую поддержку странам, которые рассматривают возможность использования электронных сигарет, электронных систем нагревания табака и других бездымных способов доставки никотина. Подход ВОЗ к подобным продуктам с низким уровнем риска заключается в том, чтобы поощрять такие страны как Индия, которые ввели полный запрет на импорт и экспорт абсолютно всех видов электронной табачной продукции. В настоящее время в 34 странах, в основном, с низким и средним уровнем дохода, электронные сигареты запрещены.
Однако в некоторых странах существенное снижение распространенности курения совпадает с ростом популярности новых никотинсодержащих продуктов. Так, в Новой Зеландии, после того как электронные сигареты стали широкодоступными, распространенность ежедневного курения среди взрослых упала с 13,3 % в 2017–2018 годах до 6,8 % в 2022–2023 годах, то есть снизилась на 49 % за 5 лет. За тот же период, при поддержке правительства и внедрении мер регулирования в отношении вейпинга, распространенность ежедневного использования электронных сигарет среди взрослых увеличилась с 2,6 % до 9,7 %. Такое снижение уровня курения в Новой Зеландии превосходит цели ВОЗ по сокращению распространенности курения на 30 % за 15 лет с 2010 по 2025 годы. Новозеландский закон 2022 года о запрете на продажу сигарет лицам, родившимся после 1 января 2009 года, предусматривает «некурящее поколение», сокращение на 90% числа точек розничной торговли табачными изделиями и обязательную «деникотинизацию» табачных изделий. Правительство Новой Зеландии, избранное в ноябре 2023 года, решительно настроено реализовать программу «Отказ от курения к 2025 году», т. е. снизить распространенность курения среди взрослого населения до 5 % (или менее), однако при этом намерено отменить закон, принятый в 2022 году, запрещающий продажу табака и табачных изделий лицам, рожденным после 2009 года. Опасения, что эта отмена поставит под угрозу выполнение программы «Отказ от курения к 2025 году», являются напрасными, поскольку ввиду сроков реализации, ни одна из трех основных мер не окажет воздействия до 2025 года, и не будет иметь непредвиденных негативных последствий. Недавнее развитие событий показало, что программа «Отказ от курения к 2025 году» будет учитывать возможность перехода курильщиков с сильной табачной зависимостью на бездымные никотинсодержащие продукты при невозможности полного отказа от табакокурения.
Другие страны с высоким уровнем дохода также преуспели в сокращении распространенности курения за счет предоставления заядлым курильщикам возможности перехода на табачную продукцию с пониженным уровнем риска в дополнение к мерам РКБТ по сокращению спроса и предложения. Например, в Швеции, с ее давней традицией употребления снюса, наблюдается самая низкая в мире распространенность ежедневного курения среди взрослых – до 6 % в 2022 году, в сочетании с низким уровнем смертности от заболеваний, связанных с табакокурением. Норвегия добилась аналогичного успеха в снижении распространенности курения посредством более широкого использования снюса и электронных сигарет, а в Англии переход на сертифицированные вейпы помогают взрослым бросить курить. Существенное снижение потребления сигарет в Японии связано с быстрым распространением продуктов, которые нагревают, а не сжигают табак. Меньший прогресс достигнут в странах с низким и средним уровнем дохода, где возможности борьбы с табакокурением и политическая воля к принятию соответствующих мер слабее, а стратегия снижения вреда от табака не реализуется.
Две проблемы указывают на то, почему меры по снижению вреда от табакокурения не принимаются более активно несмотря на то, что они связаны с сокращением распространенности курения. Во-первых, по сравнению с традиционными сигаретами, вред которых научно доказан очень давно, долгосрочные последствия использования электронных сигарет пока не изучены. И хотя переход на бездымные способы доставки никотина не является абсолютно безопасным, в долгосрочной перспективе вред, который они наносят, значительно ниже по сравнению с традиционными сигаретами.
Вторая проблема заключается в том, что широкая доступность электронных сигарет при отсутствии надлежащего контроля и регулирования способствует развитию никотиновой зависимости у молодежи и позволяет индустрии вейпинга действовать неэтично. Мы не располагаем большим количеством доказательств того, что вейпинг ведет к курению среди молодежи, и хотя доля некурящей молодежи, использующей вейпы, увеличивается, она остается на довольно низком уровне. Для того чтобы удержать молодых людей от вейпинга, необходимы более строгие правила, включая введение ограничений на продажу, а также соответствующие кампании по продвижению здорового образа жизни, однако эти меры должны быть сбалансированы с потребностями в медицинской помощи курящих взрослых и пожилых людей, которые нуждаются в поддержке и менее вредных альтернативах, чтобы в дальнейшем отказаться от табакокурения полностью.
Существует понятный скептицизм в отношении мотивации табачной промышленности продавать бездымную продукцию, однако, чтобы оставаться прибыльной, ей придется в итоге придется перевести свой глобальный бизнес на менее вредные альтернативы.
10-я сессия Конференции Сторон РКБТ ВОЗ (КС10), руководящего органа РКБТ, проходит в Панаме с 5 по 9 февраля 2024 года. В важнейших справочных документах к КС10 рекомендуется относиться к бездымным никотинсодержащим продуктам как к традиционным сигаретам, и регулировать их аналогичным образом. Такой подход является «шагом назад», поскольку эти продукты несопоставимы с точки зрения причиняемого ими ущерба, так как основной вред наносят именно продукты горения табака, а не никотин.
В центре внимания должна оставаться одна из основных проблем общественного здравоохранения – вредное воздействие табакокурения на здоровье. Сокращение курения традиционных сигарет – наиболее эффективный способ предотвращения смертности, связанной с табакокурением, а стратегия снижения вреда от этой вредной привычки – самый быстрый и человекоцентричный способ снизить распространенность курильщиков. ВОЗ необходимо принять эти инновации в области бездымных устройств доставки никотина. Страны с успешным опытом реализации стратегии снижения вреда от табакокурения, такие как Новая Зеландия, Швеция, Норвегия, Англия и Япония, должны стимулировать страны-участницы КС10 поддержать предложения, которые позволят наиболее эффективным образом снизить уровень распространенности табакокурения. 1,3 миллиарда курящих людей в мире, половина из которых рано уйдет из жизни, заслуживают того, чтобы им помогли бросить курить или по крайней мере снизить риски развития заболеваний, связанных с табакокурением.