Работая из дома, сотрудники экономят на транспорте. Фото агентства «Москва»
Каким бы ни был кадровый дефицит, предприятия не могут повышать зарплаты до бесконечности. Акценты смещаются на соцпакеты и иные блага. Одно из таких благ – удаленный или гибридный формат. От 60 до 70% российских компаний планируют в этом году сохранить элементы удаленки. Но не все предприятия могут довольствоваться виртуальными работниками, поэтому в ряде случаев отмечается и обратный процесс – возвращение в офисы и на производства. И этот процесс, судя по всему, может предполагать теперь компенсацию работникам их затрат на транспорт. По крайней мере таким решением хвалится крупный бизнес.
В начале этого года по сравнению с началом 2023-го в стране резко увеличилась доля компаний, которые внедрили добровольное медицинское страхование (ДМС) и стали компенсировать работникам расходы на транспорт.
Это следует из опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) среди представителей в основном крупного промышленного бизнеса (есть в распоряжении «НГ»).
Так, год назад 49% компаний крупного бизнеса сообщали, что у них действует для сотрудников ДМС, и еще 49% – что они берут на себя транспортные расходы работников. В январе этого года о наличии ДМС сказали уже 60% опрошенных компаний, а о компенсации транспортных затрат – 67%.
Примечательно также, что в январе этого года 83% опрошенных организаций нанимали работников. Почти 4% сообщили об увольнении части сотрудников. Еще 8% компаний использовали различные меры по сокращению рабочего времени для оптимизации издержек. Ровно год назад о найме работников сообщали 70% компаний, а об увольнении или оптимизации издержек через сокращение рабочего времени – примерно по 10% компаний.
Судя по оценкам аналитиков рынка труда, российским работодателям все сложнее решать кадровый вопрос. «Из-за дефицита кадров на рынке труда значительная часть компаний в 2023 году, особенно в индустриальном секторе, активно перекупала персонал у конкурентов, а также привлекала работников из смежных отраслей. Делалось это в основном за счет предложения более высоких зарплат. Но повышать нагрузку на фонд оплаты труда до бесконечности невозможно», – пояснила «НГ» директор по продажам и маркетингу компании Ancor Наталья Щербакова. Поэтому теперь многие компании начинают активно внедрять иные блага и стимулы. И одним из таких благ можно считать сохранение удаленного формата работы – полного или частичного.
Судя по исследованию «Талантист», которое Ancor проводит совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей», самым важным критерием для россиян при выборе работы остается уровень зарплаты – об этом говорит 81% опрошенных.
Но сказываются и другие факторы: например, возможность соблюдать баланс между работой и личной жизнью, о чем говорят 52% опрошенных. Такой баланс при соответствующем настрое и дисциплинированности работника может обеспечиваться как раз удаленным или частично удаленным режимом работы, считают эксперты.
Так что если компании смогут предоставить возможность гибкого графика своим сотрудникам, это повысит лояльность к работодателю и позволит не устраивать зарплатную гонку, ожидает Щербакова. Тем более что, по уточнению эксперта, повышение зарплаты – это, как правило, скорее краткосрочный мотивирующий фактор.
И кстати, удаленный или гибридный формат приветствуется частью работников не только из-за их желания больше времени проводить дома, но и из-за возможности существенно сэкономить. Часть удаленщиков смогли сократить свои расходы чуть ли не на 30–50%, утверждают аналитики сервиса видеосвязи «Контур.Толк». К такому выводу они пришли по итогам опроса 1,3 тыс. респондентов по всей стране.
Снижение расходов произошло за счет уменьшения трат на одежду и косметику (39% упоминаний), на общественный транспорт, такси и бензин (35%), а также на обеды вне дома – 26%.
Правда, оценки того, сколько конкретно компаний сохраняют на практике в том или ином виде удаленный формат и сколько работников действительно не выезжают на работу, несколько разнятся – это можно объяснить различиями в методиках расчета и выборке.
Специалисты сервиса «Работа.ру» по итогам опроса 350 представителей компаний из всех округов страны сообщили, что в 2024 году около 60% из них собираются предоставить сотрудникам возможность работать удаленно: 32% предложат гибридный формат работы, а 28% – полностью удаленный.
При этом младший консультант направления «Управление персоналом» рекрутинговой компании Get experts Дария Гусакова сообщила «НГ», что, по данным их недавнего исследования, «в 2024 году 70% компаний планируют работать в гибридном формате, который чаще всего подразумевает присутствие в офисе два-три раза в неделю».
Если же ориентироваться на уже упомянутое исследование сервиса «Контур.Толк», в рамках которого изучались мнения работников, то на сегодняшний день большинство (67%) опрошенных россиян трудятся все же в офисе, только 17% – в гибридном формате, а 16% – полностью удаленно.
Из чего напрашивается вывод, что даже если компания и сохраняет возможность удаленного или гибридного режима, не каждый сотрудник либо может, либо хочет этой возможностью воспользоваться.
И конечно, не во всех отраслях и не все предприятия – особенно сейчас, когда работать нужно все интенсивнее, – могут в принципе довольствоваться виртуальными сотрудниками. Так что в ряде случаев происходит и обратный процесс – возвращение работников в офисы или на производства. И тут как раз и становится актуальным вопрос о транспортных издержках, о рисках заразиться и т.п.
В случае же если речь идет о промышленных предприятиях, которые находятся в отдалении от центра, компенсация транспортных расходов и программы ДМС – это даже не пожелание, которое кто-то может расценить как каприз, а без преувеличения необходимость. Более того, в этом случае могут потребоваться и иные программы поддержки – например, льготное жилье рядом с производством, следует из комментария Гусаковой.
Но, что примечательно, работодатели порой стремятся частично сэкономить в том числе в рамках тех социальных программ, которые они могут предлагать работникам как альтернативу повышению зарплат.
Например, как говорит Гусакова, ДМС – «базовый бенефит, который чаще всего входит в любой социальный пакет». Но одновременно с этим именно на нем предприятия склонны и экономить, допустим, предлагая только базовый пакет: без стоматологии, без страхования от онкозаболеваний и несчастных случаев. «Поэтому работникам приходится доплачивать за часть анализов. Например, как показало наше исследование по мотивации, 36% опрошенных работников чаще всего не хватает в соцпакете именно расширенного медицинского страхования», – пояснила Гусакова.
Между тем, как ожидает Щербакова, с учетом того, что у работников вне зависимости от формата их трудоустройства сейчас фиксируется высокая потребность в поддержке со стороны работодателя, компании будут вынуждены уделять этому все больше внимания. И учитываться могут разнообразные потребности, так что и меры могут быть неодинаковые, будь то оплата фитнеса, содействие в переквалификации или поддержка по уходу за детьми. И конечно, чем крупнее бизнес, тем больше у него ресурсов для реализации различных соцпрограмм для сотрудников.