Расширение интернет-торговли требует создания новой складской инфраструктуры. Фото агентства «Москва»
Несмотря на бурный рост розничной интернет-торговли, доля этого сектора в нашей стране остается ниже 7,5% в общем обороте розницы, считает Росстат. Правда, у отраслевых ассоциаций оценки доли почти вдвое выше. Но в некоторых федеральных округах доля интернет-торговли не превышает и 5%. При этом российские сенаторы уже хотят ограничить открытие новых пунктов выдачи, ссылаясь на свои антимонопольные соображения. Бурный рост удаленной торговли в российских городах в будущем может вызвать легализация продажи алкоголя, за которую уже выступает Минфин.
Доля продаж через интернет в общем объеме розничной торговли в 2023 году в среднем по стране не превышала 7,5%, говорят последние данные Росстата.
При этом в Поволжье, на Дальнем Востоке или на Северном Кавказе доля удаленной продажи не превышает 5, 3,5 и 2% соответственно.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) оценивает объем внутрироссийских продаж за 2023 год в 6,2 трлн руб. Но весь объем розничной торговли в России за прошлый год превысит 47 трлн руб. И это значит, что, даже по данным ведущей отраслевой ассоциации, отношение интернет-рынка ко всему объему розницы вряд ли превышает 13%. И Россия по этому показателю на фоне других стран никак не выглядит лидером. Так, в Великобритании отношение e-commerce к общему объему розницы составляет 26%, а в Китае – выше 27%.
Возможно, из-за этого отставания темпы роста интернет-торговли в России сегодня измеряются десятками процентов.
Опрошенные россияне почти в два раза чаще стали заказывать продукты в онлайн-супермаркетах, чем годом ранее, сообщает ТАСС со ссылкой на авторитетные данные маркетплейса «Выберу.ру». Так, в январе 2023 года преимущественно службами доставки продуктов пользовались лишь 34% респондентов, в то время как к январю 2024 года этот показатель увеличился до 59%. Подобные опросы проводились в январе 2023-го и 2024 года среди 3,5 тыс. респондентов в возрасте от 18 до 60 лет, которые проживают в городах-миллионниках РФ.
По данным АКИТ, оборот розничной торговли вырос за год почти на 30%. Такие цифры впечатляют. Правда, нужно помнить, что доля интернет-продаж во многих областях европейской части не превышают сегодня даже 5%. Так, в Псковской области доля интернет-торговли составляет 1,5%, а в Смоленской области – лишь 2,1%. Это официальные данные Росстата. Нужно ли говорить, что во многих регионах Северного Кавказа доля интернет-торговли не достигает и 1%? Да и в российских столицах доля интернет-продаж далеко не фантастически высокая: для Москвы она составляет сегодня 12,5%, а для Петербурга – чуть выше 20%.
Несмотря на крайне неравномерное распространение интернет-торговли, российские сенаторы готовят единый закон, который должен ограничить развитие сети пунктов выдачи интернет-заказов.
Глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов заявил российскому изданию Forbes, что планируется ввести запрет на открытие новых пунктов выдачи для тех маркетплейсов, чья доля в онлайн-продажах выше 25%. (Здесь, видимо, речь идет о региональной доле.)
По оценкам отраслевых ассоциаций, через маркетплейсы осуществляется 57% всех онлайн-продаж в РФ. На розничную торговлю с собственными интернет-магазинами ретейлеров приходится около 30%. А на классические интернет-магазины, которые, как правило, торгуют специализированными товарами, – 9%. В денежном выражении рынок маркетплейсов по итогам 2023 года может составить около 7,4 трлн руб., предполагают сенаторы.
Заметим, что эти данные не учитывают удаленную торговлю алкоголем, которая в РФ официально пока запрещена. Но и эта ситуация в нынешних условиях острого бюджетного дефицита может измениться.
Осенью прошлого года министр финансов Антон Силуанов заявил в Совете Федерации, что его ведомство выступает за легализацию интернет-торговли алкоголем. «Есть плюсы и минусы этого предложения. Я считаю, что плюсов больше, если установить порядок и контроль за продажей алкогольных напитков в интернете», – пояснил он. Силуанов уверен, что сейчас в интернете продается много паленого алкоголя и властям никак не удается установить контроль за этой сферой. «На мой взгляд, здесь более правильно регулировать этот процесс, наводить порядок. Но есть точки зрения иных ведомств, с которыми у нас пока еще нет договоренности, и пока мы не имеем единой правительственной позиции», – признал глава Минфина.
В некоторых исследованиях темпы роста интернет-торговли оценивают даже выше, чем в отраслевых ассоциациях. Объем трат на российских маркетплейсах в 2023 году вырос в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом, количество покупок повысилось на 63%, при этом продолжает увеличиваться популярность онлайн-площадок в регионах, цитирует ТАСС исследование Tinkoff eCommerce.
В 2023 году средний чек на маркетплейсах в целом сократился на 10%, составив 1789 руб. Однако, как отмечается в исследовании, на некоторых площадках показатель все же увеличился. Кроме того, в 2023 году замедлился прирост количества активных продавцов на маркетплейсах: их число выросло лишь на 8%. По мнению экспертов, замедление темпов прироста количества продавцов на маркетплейсах связано с высоким оттоком среди небольших игроков. «Вместе с тем рынок становится более зрелым: место неопытных продавцов занимают более профессиональные. Они ведут бизнес более уверенно, укрепляют свои позиции на площадках и торгуют на нескольких платформах одновременно», – отмечают исследователи.
Директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов считает, что российские маркетплейсы адаптируются, расширяя складские и логистические возможности и мотивируя продавцов распределять товары по разным складам по всей территории страны. «Мы ожидаем, что точкой роста в ближайшие годы станут российские регионы, куда уже сейчас перемещается активность продавцов и начинает дотягиваться логистическая инфраструктура, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге рынок уже довольно насыщен. По данным Tinkoff eCommerce, в 2023 году доля региональных продавцов достигла 67%», – говорит Кретов.