Пока беспилотные автомобили не могут работать полностью автономно. Фото Reuters
Технологии искусственного интеллекта (ИИ) еще мало распространены в России. По данным Института Столыпина, ими пользуется около 8% организаций. Однако, судя по анализу Высшей школы экономики (ВШЭ), вскоре именно на ИИ планируют сделать ставку те компании, которые пока лишь присматривались к цифровым новациям. Но чем это будет обусловлено – осознанным стремлением к эффективности или погоней за модой? Из-за ажиотажа по поводу ИИ аналитики опасаются появления в глобальной экономике нового пузыря.
Сразу несколько групп исследователей изучили ситуацию с ИИ в России. «НГ» приводит основные выводы. Оценки разнятся, но если обобщать, то сейчас среди всех российских компаний менее 10% внедрили в свою работу технологии ИИ.
Так, эксперты Института экономики роста им. Столыпина, проанализировав статистику, подсчитали, что «в России технологии ИИ используют 8,3% организаций». Передовиками оказались сфера торговли и высшего образования.
Но с учетом и общемировых тенденций, и внимания к этой теме правительства РФ сегмент ИИ в российской экономике уже в ближайшие годы может достичь статистически значимых объемов. С таким прогнозом выступили профессор МИРЭА Лилия Матраева, профессор МИРЭА Екатерина Васютина и профессор Московского гуманитарного университета Ольга Башина в новом номере журнала «Проблемы прогнозирования». «Так, в 2021 году рост рынка ИИ России составил 28%, что в 6 раз выше, чем рост ВВП России за этот же период», – уточнили они.
В мониторинге Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в рамках которого было проанализировано более 4 тыс. организаций из 10 отраслей, сообщается: те российские организации, которые пока не используют никакие цифровые решения, в ближайшие три года планируют внедрить в свою практику прежде всего технологии ИИ и анализа больших данных.
Уточним, как сообщили «НГ» представители ВШЭ, сейчас около 85% российских организаций используют в своей деятельности хотя бы одну какую-либо цифровую технологию. Другие же 15%, как можно судить, до сих пор только присматривались к разным цифровым новациям. Но теперь многие из них готовы буквально рвануть с места в карьер.
Из-за чего возникает вопрос, чего в этих планах больше: реального стремления к эффективности или банальной погони за модой. Сами авторы мониторинга объясняют такие планы компаний не только универсальностью технологий ИИ, но и волной всеобщего интереса, в частности, ажиотажем вокруг нейросетей.
Как из года в год показывают исследования иностранных аналитических центров, ИИ действительно чуть ли не единственная цифровая технология, которая может видоизменить практически любую отрасль, будь то сфера доставки, торговли, транспорта, сельское хозяйство, пищевое или любое иное производство, научные исследования и т.д.
Одной из громких новостей американского фондового рынка в конце минувшей недели стало сообщение о том, что компания Microsoft впервые достигла капитализации в размере 3 трлн долл. Такой рекорд позволил компании занять первое место в мире по рыночной капитализации. Microsoft ранее инвестировала в OpenAI – разработчика чат-бота на основе искусственного интеллекта ChatGPT. Так что она стала бенефициаром бума нейросетей.
ИИ уже называют одним из главных технологических внедрений XXI века, которое начинает подчинять себе финансовые рынки. «Самые успешные компании в США достигли исторического максимума капитализации – 14,8 трлн долл. на 25 января 2024 года. С 2011 года прирост в 15 раз, – обратил внимание финансовый аналитик Павел Рябов (Telegram-канал Spydell_finance). – Основной драйвер роста – технологическая революция, провайдером которой выступают Microsoft/OpenAI и Google».
«Триггер роста рынка с января 2023-го формируется исключительно в технологических компаниях, – добавил Рябов. – Далее по принципу сообщающихся сосудов и через механизм обратных связей с небольшой задержкой и с разной конверсией положительный импульс распространяется на все другие сектора».
И кстати, среди самых дорогих компаний мира, которые занимаются сейчас разработками, связанными с ИИ, не только IT-гиганты, но и крупнейшие представители, например, розничной торговли. Так, американская компания Walmart внедряет технологии генеративного искусственного интеллекта в онлайн-покупки: потребитель получает рекомендации необходимых ему товаров в зависимости от того события, к которому он готовится.
Так что, если обобщить, чуть ли не весь американский финансовый рынок зависит от анонсов и модификаций ChatGPT и BARD (чат-бот с искусственным интеллектом, разработанный Google), на которых, в свою очередь, построены тысячи других сервисов, отметил Рябов. Эксперт делает и еще более смелый вывод: «В условиях технологической революции абсолютную власть и контроль над миром приобретают технологические корпорации, а такие скучные и неинтересные события, как данные по ВВП или заседание Федеральной резервной системы, уже никого не интересуют».
Но не возникает ли сейчас риска нового пузыря, который может породить кризис, аналогичный кризису доткомов? Напомним, в конце 1990-х – начале 2000-х годов акции преимущественно американских интернет-компаний взлетели до максимальных значений, а затем хлынула волна банкротств тех фирм, которые, ожидая баснословных прибылей, вложились в «новую экономику», но де-факто не смогли выстроить эффективную бизнес-модель.
Потому что, чтобы успешно вести бизнес через интернет, одного интернета недостаточно, нужна продуманная бизнес-стратегия. То же самое можно сказать и про ИИ. Недостаточно прикрутить к своей компании модную новацию. Для начала следует определиться, зачем она нужна, какие конкретно бизнес-процессы она оптимизирует.
Опрошенные «НГ» эксперты высказались о рисках нового пузыря. «Мы полагаем, что в части акций действительно наблюдается чрезмерный позитив на фоне развития технологии ИИ. Особенно это касается полупроводниковых компаний», – сообщил аналитик компании «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов. Хотя, судя по его комментарию, не стоит забывать, что их бизнес в принципе цикличный.
Как считает старший аналитик компании Freedom Finance Global Егор Толмачев, с одной стороны, сейчас можно говорить о том, что ажиотажный спрос на технологические активы близок к состоянию пузыря. Но, с другой стороны, участники рынка все же могут как раз учесть горький опыт предыдущего технологического пузыря, считает он.
«Беда новых компаний рубежа веков состояла в том, что инвесторы в них поверили раньше, чем они начали что-либо серьезно продавать», – пояснил аналитик компании «Финам» Леонид Делицын. Сейчас предприятия в основном лишь экспериментируют с искусственным интеллектом. «Однако с точки зрения игроков фондового рынка время для инвестиций в ИИ – именно сейчас. Но на фондовом рынке независимых ИИ-разработчиков мало», – добавил он. Поэтому единственный способ вложиться в ИИ для массового инвестора – это как раз акции IT-гигантов.
Между тем проблема еще и в том, что как только от ИИ начинают требоваться более сложные и ответственные решения, чем генерация нового контента, разработка дизайна, оптимизация рутинных процессов, анализ отзывов на товары, формирование потребительских предпочтений, то даже те компании, которые определяют ориентиры для индустрии, решают отложить свои амбициозные проекты. Это касается решений, от которых напрямую зависит жизнь людей.
Например, по данным агентства Bloomberg, Apple может отложить до 2028 года выпуск первого беспилотного автомобиля. При этом в компании, судя по всему, пересмотрели и степень автономности будущих автомобилей. Если раньше инженеры планировали создать автомобиль с четвертым уровнем автономности, то теперь речь идет о разработке с ориентацией на Tesla – это максимум второй уровень автономности.
Поясним: второй уровень автономности предполагает лишь частичную автоматизацию процессов. ИИ не заменяет водителя, а только помогает ему, водитель должен постоянно следить за дорожной ситуацией и принимать решения. На четвертом же уровне автономности все делает сам автомобиль, он отвечает за все функции, хотя и находится под присмотром человека. Также в будущем предполагается и пятый уровень автономности – «полная свобода» для автомобиля: он сможет передвигается без сопровождения водителя-испытателя или инженера.