Поставки российского угля на Восток ограничены пропускной способностью инфраструктуры. Фото Reuters
Экспорт российского энергетического угля ждут новые проблемы. Увеличение расходов на транспортировку, вероятное сокращение внешнего спроса, нарастающие проблемы с импортозамещением оборудования, а также планы Минфина по увеличению налогов для угольщиков вряд ли улучшат экономику отрасли. Вывоз энергетического угля уже мог сократиться в 2023 году после введения европейских санкций. Но Минфин рассчитывает увеличить угольные налоговые доходы при стагнирующих объемах экспорта. За новыми маршрутами экспорта угля из РФ следят и власти США, которые назвали новых крупнейших импортеров российского сырья.
«Снижение экспорта российского угля в конце года имеет исключительно экономическую причину: поставки стали не столь доходны.
При этом проблем с обеспечением добычи нет, и потребности внутреннего рынка также не являются лимитирующим экспорт фактором», – сказал заместитель директора центра экономики отраслей ТЭК Центра стратегических разработок (ЦСР) Сергей Колобанов.
«В целом по итогам года экспорт практически совпадет с уровнем 2022 года, как и прогнозировало ранее Минэнерго России», – повторяют в ЦСР слова правительственных чиновников. Однако конкуренты российских угольщиков рисуют немного другую картину. Российский экспорт энергетического угля снизится в 2023 году со 151 млн до 133 млн тонн, а коксующегося угля – с 42 млн до 41 млн т, утверждают в австралийском Министерстве промышленности и ресурсов.
Основные потери наших экспортеров были связаны с закрытием европейского рынка и необходимостью перенаправления сырья на другие рынки сбыта. Как сообщают в Минэнерго США, большая часть российского угля теперь поступает на азиатские рынки. «Китай, Южная Корея, Турция и Индия в настоящее время являются крупнейшими импортерами угля из России. С августа 2022 года по июль 2023 года эти страны получили более 80% экспорта угля из России по сравнению с 47% с августа 2021 года по июль 2022 года», – утверждают американские чиновники.
Еще в августе 2022 года в рамках пятого пакета санкций Евросоюз (ЕС) и Великобритания запретили импорт угля из России. ЕС тогда оценивал ежегодный объем импорта угля в страны союза на уровне 8 млрд евро (на поставки из РФ приходилась примерно половина этой суммы). Однако в целом поставки российского угля за рубеж благодаря росту спроса со стороны потребителей в Азии практически не изменились и составили за год почти 233 млн т, утверждают в Минэнерго США. И эти данные отличаются от подсчетов австралийских чиновников.
Китай и Южная Корея исторически являются двумя крупнейшими импортерами угля из России. С августа 2022 по июль 2023 года Китай импортировал 104 млн т, что на 73% больше, чем за предыдущие 12 месяцев, а Южная Корея импортировала 34 млн т, что на 44% больше, говорят американцы. До введения антироссийских санкций Германия и Япония были третьим и четвертым покупателями российского угля. Но после введения запрета их место заняли Турция и Индия.
Турция увеличила импорт российского угля на 120% – до 30 млн т, а Индия за тот же период увеличила импорт на 159% – до 29 млн т. Совокупно, все четыре основных импортера – Китай, Южная Корея, Турция и Индия – получали более 80% российского экспорта угля каждый месяц после августа 2023 года. «Китай импортировал 40% всего российского экспорта угля с 5 декабря 2022 года. За ним следуют Индия (20%) и Южная Корея (13%)», – уточняют в Центре исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA).
В Минэнерго РФ ранее сообщали, что по итогам 2023 года экспорт российского угля в Китай может превысить 100 млн т. При этом за 9 месяцев Россия поставила в КНР 76,5 млн т угля, а в Индию – 21,3 млн т.
В целом поставки российского угля действительно остаются на уровне прошлых лет. По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК, за 11 месяцев 2023 года экспорт российского угля увеличился в годовом выражении на 0,2–0,4%, то есть в пределах статпогрешности.
В Минэнерго РФ прогнозировали, что показатели добычи и экспорта угля из страны по итогам 2023 года останутся на уровне прошлых двух лет, то есть на уровне 440 млн т и 220 млн т в год соответственно.
Иностранные специалисты, да и сами российские чиновники признают невозможность значительного роста поставок угля из-за невысокой пропускной способности нашей транспортной инфраструктуры. «Ограниченная железнодорожная инфраструктура в восточном направлении из Кузбасса в Западной Сибири приводит к заторам и задержкам в поставках. Крупнейший в России порт по перевалке угля «Восточный» расположен на побережье Тихого океана и сохраняет конкурентное преимущество для экспорта в Северную Азию и Китай, но увеличение экспорта привело к возникновению «узких мест» на железных дорогах и в морских портах», – утверждают в Минэнерго США.
Существование проблем признают и в Минэнерго РФ. «Спрос на рынке превышает существенно наши возможности по вывозу. Даже используя порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада, хотя и здесь мы видим ограничения – нет свободного доступа к этим портам, спрос на российский уголь минимум вдвое превышает наш вывоз на экспорт», – отмечал замминистра энергетики Сергей Мочальников. «В восточном направлении ожидаем перевозку в объеме 106 млн т. Этот рубеж пока перешагнуть не получается в силу активного развития Восточного полигона. Рассчитываем по итогам 2025 года увидеть цифру в 180 млн т, по итогам 2031 года – 210 млн т», – говорил он.
Эксперты из Центра стратегических разработок (ЦСР) полагают, что снижение экспорта самого грязного вида топлива связано в первую очередь с уменьшением доходности поставок. А причин снижения доходности несколько. «Это и снижение с конца весны 2023 года мировых цен на уголь вследствие роста конкуренции среди поставщиков (предложение превышает спрос, особенно по энергетическому углю)», – рассказывает Сергей Колобанов. Кроме того, произошла смена европейского рынка сбыта из-за санкций на азиатский, где логистика поставок значительно дороже. Повлияло и удорожание морской логистики, включая страхование, и смена рынков сбыта, продолжает эксперт. «Смена рынков сбыта также далась не бесплатно, а за счет предоставления скидок», – отметил Колобанов. Он также считает, что помимо прочего доходность отрасли снизилась в том числе и из-за роста затрат на добычу из-за импортозависимости по оборудованию в угольной отрасли. «Здесь играют роль как девальвация российской валюты, так и удорожание логистики поставок оборудования и запасных частей. Этот фактор компенсируется ростом экспортных доходов в рублевом эквиваленте», – рассуждает эксперт.
С выводами аналитика согласны и представители отрасли. Логистика отечественного экспорта угля была кардинально перестроена. «Замещение европейских рынков привело к увеличению транспортного плеча поставок, как следствие, доля логистических затрат доходит до 60% стоимости угольной продукции. В частности, если раньше терминалы Северо-Запада обеспечивали экспорт в Евросоюз, то сейчас главным образом в Турцию, Марокко, Индию, Пакистан. Расстояние перевозки в среднем выросло вдвое – с 3,1 до 6,5 тыс. км», – пояснял ситуацию с экспортом исполнительный директор Ассоциации горнопромышленников России Анатолий Никитин. Он подчеркивает: из-за санкций отрасль столкнулась со снижением доходности и ростом себестоимости. «Себестоимость выросла, соответственно зарабатываем меньше денег, платим меньше налогов, меньше развиваемся», – рассуждал Никитин.
При этом наблюдается небольшое снижение общей добычи угля. Росстат сообщал, что по итогам 11 месяцев 2023 года добыча угля в России снизилась на 0,2% и составила 391 млн т. При этом добыча каменного угля всех видов в январе-ноябре снизилась в годовом выражении на 1,2%, до 308 млн т. Добыча антрацита (угля, имеющего наибольшую теплоту сгорания) выросла на 6%, до 23,8 млн т, коксующегося (металлургического) угля – снизилась на 3,5%, до 93,9 млн т. Добыча прочего каменного угля за отчетный период уменьшилась на 0,8%, до 191 млн т, а выработка бурого угля – увеличилась на 3,6%, до 82,5 млн т. В свою очередь, только в ноябре совокупная добыча угля в России снизилась на 7,7% по сравнению с ноябрем прошлого года и составила 37,7 млн т, следовало из данных статведомства.
Несмотря на падение добычи и снижение доходности от экспорта угля, чиновники ищут способы компенсации выпадающих доходов от отмены экспортной пошлины. В конце декабря правительство согласилось исключить угольные компании из-под действия курсовых экспортных пошлин. Тогда энергетический (который применяется в качестве топлива на электростанциях) и коксующийся уголь, а также антрациты были выведены из-под действия курсовой экспортной пошлины. Она была введена в сентябре 2023 года и составляла 4–7% от экспортной выручки предприятия. Предполагалось, что ее действие завершится в конце 2024 года.
Различные отрасли просили отменить экспортную пошлину.
В ноябре 2023 года первый зампредправительства Кузбасса Игорь Малахов упоминал, что из-за введения пошлины снизятся сборы от налога на прибыль угольных компаний, которые зачисляются в региональные бюджеты, а недополученная сумма может составить 14–29 млрд руб. в год только для Кемеровской области. Правительство Кузбасса оценивало годовые потери угольных компаний региона от введения курсовой пошлины в 82–174 млрд руб. в зависимости от курса доллара США.
Аналитики энергорынков отмечали, что отмена курсовой пошлины на энергетический и коксующийся угли и антрациты при поставках на основные экспортные рынки может позволить российским экспортерам сэкономить около 1,1–1,5 долл. млрд в год.
Теперь же Минфин ищет возможность собрать больше денег, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета. В ведомстве Антона Силуанова полагают, что налоговая нагрузка в угольной отрасли остается на низком уровне – 2%, тогда как в других отраслях она заметно выше. Министерство рассматривает возможность компенсировать выпадающие доходы за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В ведомстве полагают, что доходы могли бы составить 150 млрд руб. в год при курсе национальной валюты 90 руб. за доллар.
По мнению замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Ивана Петрова, повышение налога может приблизить часть предприятий с высокой себестоимостью добычи к состоянию предбанкротства. «Рост налогов сделает экспорт угля невыгодным, что приведет к снижению добычи», – прогнозирует он. «Учитывая, что ранее уголь был выведен из-под экспортной пошлины, давление может быть приемлемым для отрасли», – рассуждает эксперт «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.
«Повышение НДПИ на уголь не должно сильно отразиться на объемах экспортных поставок. Более того, многие экспортеры постараются компенсировать увеличение налогового бремени за счет наращивания экспортных поставок», – не исключает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Тот факт, что российская угольная промышленность смогла меньше чем за год перенаправить экспорт на другие рынки, – уже большое достижение, считает доцент РЭУ им. Плеханова Павел Севостьянов. «Сохранение прежнего уровня поставок – результат хороший, при котором повышенные логистические затраты оправданны», – рассуждает он.