0
4659
Газета Экономика Печатная версия

22.01.2024 20:39:00

На внутренний отдых надо хорошо заработать

Типичному российскому туристу нужен доход не ниже среднего

Тэги: внутренний туризм, портрет типичного туриста, уровень дохода, прогнозы, экотуризм, агротуризм, гастрономический туризм

On-Line версия

внутренний туризм, портрет типичного туриста, уровень дохода, прогнозы, экотуризм, агротуризм, гастрономический туризм При участии государства в стране создаются новые курорты: например, на побережье Каспийского моря. Фото с сайта www.glava.e-dag.ru

У россиян сформировался устойчивый интерес к отдыху внутри страны, сообщили в правительстве. «НГ» выяснила, как выглядит «портрет» типичного туриста. Эксперты сделали оговорку о приблизительности подхода, но все же главными характеристиками назвали возраст примерно до 45 лет и уровень дохода не ниже среднего. С учетом финансовых возможностей населения длительные поездки по стране вряд ли будут пользоваться массовым спросом, ожидают эксперты. Также они указали на сложности с оценкой турпотоков.

Поток отдыхающих внутри страны растет, что показали и новогодние праздники. «По предварительным данным, рост числа поездок по отношению к прошлогодним новогодним каникулам составил более полумиллиона человек, это порядка 19%. Средняя загрузка гостиниц – более 80%», – сообщил в понедельник вице-премьер Дмитрий Чернышенко. За время новогодних праздников транспортная отрасль обслужила 5,7 млн пассажиров. «Несмотря на высокий спрос на поездки по стране, в целом... удалось избежать существенного роста стоимости услуг», – добавил вице-премьер.

Туристическая отрасль влияет на множество смежных сфер, и надо делать все возможное, чтобы и дальше развивать внутренний туризм, добавил премьер Михаил Мишустин. «Это в первую очередь создание удобной инфраструктуры», – пояснил он. Речь идет как о транспортной инфраструктуре, так и о гостиницах с общепитом.

Но другой немаловажный аспект – финансовая возможность россиян позволить себе не просто отпуск на даче, а полноценные путешествия по стране.

«НГ» обратилась к экспертам с целью выяснить, как выглядит «портрет» российского туриста, выбравшего внутренние направления для путешествия. Для начала часть экспертов сделала оговорку об условности такого подхода. «Не может быть какого-то единого «портрета». Правильнее говорить скорее о «портретах наибольшей части туристов», но и они отличаются прежде всего по видам туризма», – сказала «НГ» профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталия Зайцева.

Она привела пример: в экскурсионном туризме наибольшее распространение имеют короткие поездки, в том числе туры выходного дня, рассчитанные на один-три дня. В большинстве случаев это достаточно бюджетные варианты: в зависимости от вида транспорта и продолжительности тура их стоимость может колебаться в пределах от 7 тыс. до 20 тыс. руб. В этом сегменте преобладают одиночные туристы, по большей части – женщины в возрасте 45–50 лет.

Многое зависит от региона. «В Подмосковье с воскресенья по четверг на 73% увеличился поток гостей в сегменте серебряного возраста: 50–65 лет. Средний чек путешественников теперь достигает 8,5 тыс. руб. в день на человека, что на 89% выше трат гостей в 2023 году. Основные расходы нацелены на оздоровление и сбалансированное питание», – привела еще пример коммерческий директор «Группы Отелей Русские Сезоны» Инна Рындина.

И конечно, иначе будет выглядеть «портрет» типичного туриста, если взять, допустим, активный отдых на Камчатке. Но даже по одному и тому же виду туризма могут быть отличия – например, в зависимости от сезона, уточнила Зайцева. Так, если брать туры с санаторно-курортным лечением, то зимой скорее всего будут преобладать пенсионеры и одиночные туристы в возрасте от 50 лет, а летом – семейные пары в возрасте от 30 лет, чаще всего с детьми.

Но большинство опрошенных экспертов все же назвали основные характеристики, скажем так, среднестатистического российского туриста. И по итогам анализа напрашиваются два вывода. Во-первых, пенсионеры вовлечены в туризм в наименьшей степени. Во-вторых, чтобы россияне стали чаще путешествовать, выезжая за пределы не только своего федерального округа, но и региона, нужно повышать доходы населения.

С одной стороны, по уточнению Зайцевой, российский турист готов заплатить и больше, если, допустим, о том или ином отеле есть хорошие отзывы, если отель расположен в интересном месте, то есть цена обоснована качеством и сервисом. Но, с другой стороны, мало ведь заинтересовать граждан родными просторами (эта заинтересованность, как правило, уже и так есть), нужно обеспечить именно платежеспособный спрос.

«Итак, возраст – в пределах 25–45 лет. Доход – средний и выше среднего уровня» – такие характеристики «типичного» российского туриста назвала руководитель департамента туризма и гостиничного бизнеса Финансового университета Татьяна Розанова. В целом это человек в возрасте до 45 лет, который путешествует с семьей или друзьями и постоянный доход которого начинается от 40 тыс. руб. в месяц, считает доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Роман Гареев. По его оценкам, основные затраты во время путешествий приходятся на размещение и питание, а также на пользование отдельными видами услуг в месте отдыха.

Приведя примерно те же характеристики, заместитель председателя комитета по туризму «Деловой России» Леонид Гункевич уточнил, что именно «высокие транспортные расходы делают региональные путешествия менее доступными для людей с низким доходом». «Вспомним и про отмену туристического кэшбека, который ранее хорошо повлиял на развитие отрасли», – добавил он.

Как сообщили «НГ» аналитики «Авиасейлс», если говорить об авиабилетах, то в 2023 году средний чек «туда – обратно» составил для внутренних направлений 13,8 тыс. руб. С учетом же закрытия ряда аэропортов на юге России туристам пришлось столкнуться с увеличением своих расходов на железнодорожный транспорт, следует из комментария Зайцевой.

Социологи выявляют те же тенденции, что и опрошенные «НГ» эксперты. По данным всероссийского опроса, проведенного в январе аналитическим центром НАФИ, 51% из 5 тыс. респондентов планируют в этом году совершить туристическую поездку по России. Нет таких планов у 37%, остальные 12% затруднились с ответом.

Чаще всего о планах совершить путешествие по России говорили респонденты в возрасте 25–44 лет: около 53–54%. Среди респондентов в возрасте 55 лет и старше доля тех, кто планирует внутрироссийский тур, составила около 50%. Чем меньше доход у респондента, тем реже он сообщал о планах отправиться в поездку: чаще всего о таких планах заявляли опрошенные с ежемесячным доходом от 100 тыс. руб. (72%), а реже всего – с доходом менее 30 тыс. руб. (51%).

Прогнозы экспертов на 2024 год в основном оптимистичны, хотя упоминаются и сложности. Внутренний туризм продолжит набирать обороты, но с учетом финансовых возможностей населения длительные поездки по стране, как считает Розанова, не станут очень популярными. В основном люди будут выбирать локальные путешествия: в своем регионе или в соседних регионах.

Внутренний туризм, между тем, развивается и меняется в том числе с точки зрения его смыслового и ценностного наполнения. «Мы видим тенденцию к более осознанному отдыху. Привлекательностью пользуются экскурсионные туры, экотуризм, агротуризм, оздоровительный и спа-отдых. Путешественники ищут уникальные и аутентичные впечатления, связанные с изучением культуры, истории и природы своих регионов. Развивается автотуризм, что формирует запрос на качественный придорожный сервис для семей с детьми. Особо хочу отметить и гастрономический туризм. Это уникальное направление объединяет все целевые аудитории», – перечислил Гункевич. Он рассказал также о позитивном опыте проведения гастрономического фестиваля, например, в Свердловской области. 

 Как сообщил руководитель Профессиональной комиссии Московской ассоциации туристических агентств Александр Преображенский, внимание к отрасли со стороны правительства будет расти, тем более что при участии государства создаются и новые курорты – например, на побережье Каспийского моря. Помимо этого, по его прогнозу, в 2024 году будет усиливаться тенденция к сегментации всех сторон турбизнеса. «Возрастающая роль систем онлайн-бронирования, появление сервисов, использующих искусственный интеллект, заставят туристические агентства уходить в нишевой продукт. Появятся агентства, специализирующиеся на каком-либо определенном сегменте туризма. Например, семейные путешествия; путешествия по интересам: для увлекающихся живописью, йогой, наблюдением за животными в естественных условиях; шопинг-туры», – пояснил эксперт. Такая сегментация распространится и на отели, и на виды путешествий. Продолжит, по прогнозу Преображенского, увеличиваться и число самостоятельных путешественников. 

Также эксперты предупредили, что с корректной оценкой турпотоков есть трудности. «Мы неоднократно общались с Росстатом на тему того, как считать туристов. Часто в статистику попадают люди, которые приезжают в регионы на работу. Когда речь идет об авиа-, железнодорожных и автобусных билетах, мы понимаем, что это статистика перемещения, так как цель поездки человека неизвестна, – сказала профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь. – В гостиницах также проживают как командировочные, так и туристы».

«Статистическую оценку туристских потоков необходимо совершенствовать. Вопрос: как? Можно считать покупки билетов и бронь в гостиницах важным индикатором, но они не охватывают всех туристов, – продолжила Розанова. – Важно учитывать миллионные потоки туристов, использующих частный сектор, снимающих квартиры и апартаменты». По мнению эксперта, инструментом оценки этих «упущенных» потоков могли бы стать цифровые платформы для аренды жилья.

Также можно было бы учитывать транзакции и данные сотовых операторов. «Геоинформационные системы и мониторинг передвижений с помощью мобильной связи и спутниковой навигации могут помочь в отслеживании перемещений», – считает Гункевич. «Наиболее точным, на мой взгляд, будет измерение числа туристов по данным операторов сотовой связи, учитывающих абонентов, у которых изменяется регион пребывания», – считает Зайцева.

По мнению Гареева, надо создать единый аналитический центр, который смог бы получать данные от всех участников туристского рынка. При этом, по его словам, важно получать и анализировать информацию от самостоятельных туристов, «предоставив им возможность идентифицировать себя для включения в статистику». 



Читайте также


Украинская инфляция опять приобрела военный характер

Украинская инфляция опять приобрела военный характер

Наталья Приходко

Показатели обесценивания гривны вдвое превысили прошлогодние

0
7530
КНР и США  перед новым стартом

КНР и США перед новым стартом

Сергей Цыплаков

Китай выступает за продолжение диалога с Соединенными Штатами

0
9151
Экономический рост может недотянуть до 4%

Экономический рост может недотянуть до 4%

Михаил Сергеев

Действия Центробанка РФ привели к снижению инвестиционной активности

0
4641
В Киеве ждут от американского лидера любого поворота

В Киеве ждут от американского лидера любого поворота

Наталья Приходко

Но рассчитывают поработать "с видением" 47-го президента Соединенных Штатов

0
5137

Другие новости