0
4756
Газета Экономика Печатная версия

22.01.2024 20:39:00

На внутренний отдых надо хорошо заработать

Типичному российскому туристу нужен доход не ниже среднего

Тэги: внутренний туризм, портрет типичного туриста, уровень дохода, прогнозы, экотуризм, агротуризм, гастрономический туризм

On-Line версия

внутренний туризм, портрет типичного туриста, уровень дохода, прогнозы, экотуризм, агротуризм, гастрономический туризм При участии государства в стране создаются новые курорты: например, на побережье Каспийского моря. Фото с сайта www.glava.e-dag.ru

У россиян сформировался устойчивый интерес к отдыху внутри страны, сообщили в правительстве. «НГ» выяснила, как выглядит «портрет» типичного туриста. Эксперты сделали оговорку о приблизительности подхода, но все же главными характеристиками назвали возраст примерно до 45 лет и уровень дохода не ниже среднего. С учетом финансовых возможностей населения длительные поездки по стране вряд ли будут пользоваться массовым спросом, ожидают эксперты. Также они указали на сложности с оценкой турпотоков.

Поток отдыхающих внутри страны растет, что показали и новогодние праздники. «По предварительным данным, рост числа поездок по отношению к прошлогодним новогодним каникулам составил более полумиллиона человек, это порядка 19%. Средняя загрузка гостиниц – более 80%», – сообщил в понедельник вице-премьер Дмитрий Чернышенко. За время новогодних праздников транспортная отрасль обслужила 5,7 млн пассажиров. «Несмотря на высокий спрос на поездки по стране, в целом... удалось избежать существенного роста стоимости услуг», – добавил вице-премьер.

Туристическая отрасль влияет на множество смежных сфер, и надо делать все возможное, чтобы и дальше развивать внутренний туризм, добавил премьер Михаил Мишустин. «Это в первую очередь создание удобной инфраструктуры», – пояснил он. Речь идет как о транспортной инфраструктуре, так и о гостиницах с общепитом.

Но другой немаловажный аспект – финансовая возможность россиян позволить себе не просто отпуск на даче, а полноценные путешествия по стране.

«НГ» обратилась к экспертам с целью выяснить, как выглядит «портрет» российского туриста, выбравшего внутренние направления для путешествия. Для начала часть экспертов сделала оговорку об условности такого подхода. «Не может быть какого-то единого «портрета». Правильнее говорить скорее о «портретах наибольшей части туристов», но и они отличаются прежде всего по видам туризма», – сказала «НГ» профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталия Зайцева.

Она привела пример: в экскурсионном туризме наибольшее распространение имеют короткие поездки, в том числе туры выходного дня, рассчитанные на один-три дня. В большинстве случаев это достаточно бюджетные варианты: в зависимости от вида транспорта и продолжительности тура их стоимость может колебаться в пределах от 7 тыс. до 20 тыс. руб. В этом сегменте преобладают одиночные туристы, по большей части – женщины в возрасте 45–50 лет.

Многое зависит от региона. «В Подмосковье с воскресенья по четверг на 73% увеличился поток гостей в сегменте серебряного возраста: 50–65 лет. Средний чек путешественников теперь достигает 8,5 тыс. руб. в день на человека, что на 89% выше трат гостей в 2023 году. Основные расходы нацелены на оздоровление и сбалансированное питание», – привела еще пример коммерческий директор «Группы Отелей Русские Сезоны» Инна Рындина.

И конечно, иначе будет выглядеть «портрет» типичного туриста, если взять, допустим, активный отдых на Камчатке. Но даже по одному и тому же виду туризма могут быть отличия – например, в зависимости от сезона, уточнила Зайцева. Так, если брать туры с санаторно-курортным лечением, то зимой скорее всего будут преобладать пенсионеры и одиночные туристы в возрасте от 50 лет, а летом – семейные пары в возрасте от 30 лет, чаще всего с детьми.

Но большинство опрошенных экспертов все же назвали основные характеристики, скажем так, среднестатистического российского туриста. И по итогам анализа напрашиваются два вывода. Во-первых, пенсионеры вовлечены в туризм в наименьшей степени. Во-вторых, чтобы россияне стали чаще путешествовать, выезжая за пределы не только своего федерального округа, но и региона, нужно повышать доходы населения.

С одной стороны, по уточнению Зайцевой, российский турист готов заплатить и больше, если, допустим, о том или ином отеле есть хорошие отзывы, если отель расположен в интересном месте, то есть цена обоснована качеством и сервисом. Но, с другой стороны, мало ведь заинтересовать граждан родными просторами (эта заинтересованность, как правило, уже и так есть), нужно обеспечить именно платежеспособный спрос.

«Итак, возраст – в пределах 25–45 лет. Доход – средний и выше среднего уровня» – такие характеристики «типичного» российского туриста назвала руководитель департамента туризма и гостиничного бизнеса Финансового университета Татьяна Розанова. В целом это человек в возрасте до 45 лет, который путешествует с семьей или друзьями и постоянный доход которого начинается от 40 тыс. руб. в месяц, считает доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Роман Гареев. По его оценкам, основные затраты во время путешествий приходятся на размещение и питание, а также на пользование отдельными видами услуг в месте отдыха.

Приведя примерно те же характеристики, заместитель председателя комитета по туризму «Деловой России» Леонид Гункевич уточнил, что именно «высокие транспортные расходы делают региональные путешествия менее доступными для людей с низким доходом». «Вспомним и про отмену туристического кэшбека, который ранее хорошо повлиял на развитие отрасли», – добавил он.

Как сообщили «НГ» аналитики «Авиасейлс», если говорить об авиабилетах, то в 2023 году средний чек «туда – обратно» составил для внутренних направлений 13,8 тыс. руб. С учетом же закрытия ряда аэропортов на юге России туристам пришлось столкнуться с увеличением своих расходов на железнодорожный транспорт, следует из комментария Зайцевой.

Социологи выявляют те же тенденции, что и опрошенные «НГ» эксперты. По данным всероссийского опроса, проведенного в январе аналитическим центром НАФИ, 51% из 5 тыс. респондентов планируют в этом году совершить туристическую поездку по России. Нет таких планов у 37%, остальные 12% затруднились с ответом.

Чаще всего о планах совершить путешествие по России говорили респонденты в возрасте 25–44 лет: около 53–54%. Среди респондентов в возрасте 55 лет и старше доля тех, кто планирует внутрироссийский тур, составила около 50%. Чем меньше доход у респондента, тем реже он сообщал о планах отправиться в поездку: чаще всего о таких планах заявляли опрошенные с ежемесячным доходом от 100 тыс. руб. (72%), а реже всего – с доходом менее 30 тыс. руб. (51%).

Прогнозы экспертов на 2024 год в основном оптимистичны, хотя упоминаются и сложности. Внутренний туризм продолжит набирать обороты, но с учетом финансовых возможностей населения длительные поездки по стране, как считает Розанова, не станут очень популярными. В основном люди будут выбирать локальные путешествия: в своем регионе или в соседних регионах.

Внутренний туризм, между тем, развивается и меняется в том числе с точки зрения его смыслового и ценностного наполнения. «Мы видим тенденцию к более осознанному отдыху. Привлекательностью пользуются экскурсионные туры, экотуризм, агротуризм, оздоровительный и спа-отдых. Путешественники ищут уникальные и аутентичные впечатления, связанные с изучением культуры, истории и природы своих регионов. Развивается автотуризм, что формирует запрос на качественный придорожный сервис для семей с детьми. Особо хочу отметить и гастрономический туризм. Это уникальное направление объединяет все целевые аудитории», – перечислил Гункевич. Он рассказал также о позитивном опыте проведения гастрономического фестиваля, например, в Свердловской области. 

 Как сообщил руководитель Профессиональной комиссии Московской ассоциации туристических агентств Александр Преображенский, внимание к отрасли со стороны правительства будет расти, тем более что при участии государства создаются и новые курорты – например, на побережье Каспийского моря. Помимо этого, по его прогнозу, в 2024 году будет усиливаться тенденция к сегментации всех сторон турбизнеса. «Возрастающая роль систем онлайн-бронирования, появление сервисов, использующих искусственный интеллект, заставят туристические агентства уходить в нишевой продукт. Появятся агентства, специализирующиеся на каком-либо определенном сегменте туризма. Например, семейные путешествия; путешествия по интересам: для увлекающихся живописью, йогой, наблюдением за животными в естественных условиях; шопинг-туры», – пояснил эксперт. Такая сегментация распространится и на отели, и на виды путешествий. Продолжит, по прогнозу Преображенского, увеличиваться и число самостоятельных путешественников. 

Также эксперты предупредили, что с корректной оценкой турпотоков есть трудности. «Мы неоднократно общались с Росстатом на тему того, как считать туристов. Часто в статистику попадают люди, которые приезжают в регионы на работу. Когда речь идет об авиа-, железнодорожных и автобусных билетах, мы понимаем, что это статистика перемещения, так как цель поездки человека неизвестна, – сказала профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь. – В гостиницах также проживают как командировочные, так и туристы».

«Статистическую оценку туристских потоков необходимо совершенствовать. Вопрос: как? Можно считать покупки билетов и бронь в гостиницах важным индикатором, но они не охватывают всех туристов, – продолжила Розанова. – Важно учитывать миллионные потоки туристов, использующих частный сектор, снимающих квартиры и апартаменты». По мнению эксперта, инструментом оценки этих «упущенных» потоков могли бы стать цифровые платформы для аренды жилья.

Также можно было бы учитывать транзакции и данные сотовых операторов. «Геоинформационные системы и мониторинг передвижений с помощью мобильной связи и спутниковой навигации могут помочь в отслеживании перемещений», – считает Гункевич. «Наиболее точным, на мой взгляд, будет измерение числа туристов по данным операторов сотовой связи, учитывающих абонентов, у которых изменяется регион пребывания», – считает Зайцева.

По мнению Гареева, надо создать единый аналитический центр, который смог бы получать данные от всех участников туристского рынка. При этом, по его словам, важно получать и анализировать информацию от самостоятельных туристов, «предоставив им возможность идентифицировать себя для включения в статистику». 



Читайте также


Нереалистичные прогнозы усугубляют экономическую неопределенность

Нереалистичные прогнозы усугубляют экономическую неопределенность

Федеральный бюджет сверстан исходя из инфляции, которая вдвое ниже текущей

0
5941
Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Ольга Соловьева

Новые рестрикции ограничат поставки отечественных энергоносителей на азиатские рынки

0
13432
Новый год начался с отказа от климатической повестки и с обострения санкционного противостояния

Новый год начался с отказа от климатической повестки и с обострения санкционного противостояния

Михаил Сергеев

0
8377
Ожидание чуда и закон Мёрфи. О мировой политике в 2025 году

Ожидание чуда и закон Мёрфи. О мировой политике в 2025 году

Андрей Кортунов

0
13719

Другие новости