Чиновники уверяют, что на внутреннем рынке сохраняется достаточный объем бензина. Фото с сайта www.newsvl.ru
Эксперты и чиновники уверяют, что правительство вряд ли пойдет на запрет вывоза из страны бензина, как в прошлом году. Однако запрет на экспорт нефтепродуктов уже обсуждался на оперативном совещании с нефтяниками, сообщил Интерфакс. Причина напряженной ситуации на топливном рынке – авария на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ). Это и вызвало рост биржевых цен на бензин. В 2023-м правительству потребовалось несколько месяцев для принятия решений. Теперь чиновники отреагировали оперативно.
Цены на бензин начинают новый год с повышения. Средняя оптовая цена бензина Аи-92 по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 16 января выросла на 848 руб. к предыдущему закрытию – до 43,2 тыс. руб. за тонну, а Аи-95 – на 934 руб., до 46,5 тыс. руб.
Дизельное топливо летнее на СПбМТСБ подорожало 16 января на 859 руб. за тонну, до 53,4 тыс. руб. за тонну.
По итогам торгов понедельника стоимость бензина увеличилась почти на 2%. Так, цена бензина Аи-92 выросла на 1,9%, бензина Аи-95 – на 1,71%. Летний дизель подорожал на 1,29%, межсезонный дизель – на 1%. Стоимость топочного мазута увеличилась на 4,77%. С 10 по 15 января Аи-92 на СПбМТСБ подорожал на 4,7%, Аи-95 – на 3,7%.
Одна из причин роста цен – сокращение производства бензина на Нижегородском нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), принадлежащем ЛУКОЙЛу. Производство топлива упало вдвое из-за поломки западного оборудования. Интерфакс сообщал, что нефтекомпания попросила у Минэнерго скорректировать график производства нефтепродуктов, а также объемы биржевых продаж. К другим нефтяным компаниям ЛУКОЙЛ обратился с просьбой помочь с поставками до 200 тыс. т Аи-95 в январе и феврале. При этом сама компания уже прекратила экспорт бензинов, с тем чтобы направить объемы на внутренний рынок, признавали источники.
«ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», где произошла поломка, – одно из крупнейших предприятий нефтепереработки в России. Установленная мощность по переработке составляет 17 млн т в год. Сообщается, что в 2022 году Нижегородский НПЗ переработал около 15 млн т нефти, это примерно 5% общей переработки в России. Для сравнения: по итогам 2022 года общий объем нефтепереработки в РФ составил 272 млн т. В Минэнерго ожидают, что в 2023 году объем достиг 277 млн т.
По данным трейдеров, среднесуточный экспорт автобензина за 1–10 января составил 20,4 тыс. против 16,6 тыс. за 1–27 декабря, и 7,8 тыс. в ноябре. Среднесуточная отгрузка автобензина на внутренний рынок за 1–10 января составила 97,6 тыс. против 110 тыс. в декабре и 112,9 тыс. в ноябре.
Объемы производства бензина в стране также сократились. По данным Росстата, с 18 по 24 декабря в РФ было произведено 923 тыс. т автомобильного бензина и 1,75 млн т дизельного топлива. На неделе с 1 по 7 января производство бензина снизилось до 836 тыс. т, дизеля – до 1,7 млн т.
Сегодняшние действия правительства в связи с происходящим выглядят довольно противоречиво. Интерфакс со ссылкой на источники в понедельник сообщал, что правительство в ответ на ситуацию рассматривает возможность введения запрета на экспорт бензина. По словам источников агентства, в Минэнерго отмечают, что такая возможность сохраняется и может быть применена в случае необходимости. Один из источников говорит, что уже готовится нормативный акт о введении запрета на экспорт бензинов. Другой источник уточняет, что инструментарий по недопущению дефицита бензина на внутреннем рынке пока обсуждается.
Источник ТАСС в правительстве сообщил, что кабмин РФ в настоящий момент не рассматривает и не обсуждает возможность запрета экспорта бензина, в том числе из-за остановки работы одной установки на Нижегородском НПЗ. В Кремле во вторник не стали комментировать информацию о том, рассматривается ли возможность введения запрета на экспорт бензина, адресовав этот вопрос правительству.
В Минэнерго при этом признали снижение производства автомобильных бензинов из-за внепланового ремонта на НПЗ. В ведомстве подчеркнули, что министерство и нефтяные компании на совещании оперативного штаба разработали меры для продолжения бесперебойного обеспечения топливом внутреннего рынка на период ремонта предприятия. «Участники штаба подчеркнули, что потребности внутреннего рынка будут удовлетворены благодаря уменьшению поставок в экспортном направлении и переориентации имеющихся ресурсов других участников рынка», – говорилось в сообщении.
«Производство автомобильного бензина на российских предприятиях полностью обеспечивает все потребности внутреннего рынка, товарные запасы составляют почти 2 млн т, что более чем достаточно для удовлетворения спроса», – подчеркивает ведомство.
Кроме того, во вторник Минэнерго предложило отказаться от заградительной пошлины для ряда нефтепродуктов и продуктов нефтехимии при соблюдении определенных условий, а также разрешить не платить повышенную пошлину для компаний, перерабатывающих до 0,5 млн т, а не 1 млн т в год. Как говорится в письме первого замминистра энергетики Павла Сорокина на имя вице-премьера Александра Новака, Минэнерго в октябре-ноябре 2023 года проанализировало обращения нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий, которые производят и продукцию нефтехимии, и сырье для ее производства, а также ряда нефтепродуктов, которые столкнулись «с невозможностью экспорта продукции собственного производства (бензин газовый стабильный, фракция ароматических углеводородов, пироконденсат, авиационный бензин, масла, нефтяной вазелин, парафины и воски)».
По данным предприятий, большую часть этой продукции невозможно реализовать на внутреннем рынке из-за ее несоответствия качественным характеристикам, которые нужны потенциальным потребителям, поэтому невозможность их экспорта грозит «разгрузкой» производственных мощностей.
Заградительная пошлина для «непроизводителей» была введена в прошлом году на фоне роста экспорта моторного топлива, за которое производителями был получен топливный демпфер. В октябре 2023 года на фоне топливного кризиса пошлина была повышена и распространена практически на все виды нефтепродуктов. Для отделения «производителей» от «непроизводителей» действует ряд критериев, в частности, компания должна была иметь свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья в объеме более 1 млн т. Теперь Минэнерго предлагает снизить этот порог до 0,5 млн т.
Нынешняя ситуация на топливном рынке заставляет вспомнить прошлогодний рукотворный кризис. В прошлом году сперва начали расти биржевые цены на топливо, а затем и розничные. С весны прошлого года правительство начало проводить регулярные совещания с бизнесом в поисках выхода из топливного кризиса. Параллельно с этим в ряде субъектов РФ начали жаловаться на перебои с поставками топлива. Чиновники рост биржевых цен объясняли сезоном ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и подчеркивали, что дефицита бензина в России нет, а спрос на внутреннем рынке полностью обеспечен предложением (см. «НГ» от 26.12.23).
К решительным мерам чиновники перешли только осенью. Сначала была повышена минимальная доля продажи бензина на бирже. А в конце сентября правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка. В октябре же было принято решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября топливный демпфер. Это привело к временному снижению цен на бензин и позволило чиновникам отчитаться об успехах.
Однако напряжение на топливном рынке частично сохранилось. В декабре Минэнерго должно было согласовывать для нефтяных компаний «баланс производства зимнего дизельного топлива в стране на весь сезон спроса – до конца марта». А правительство признало наличие в стране проблемных регионов, где необходимо мониторить ситуацию с ценообразованием на топливо.
При этом медлительность чиновников в принятии мер вызвала критику президента РФ Владимира Путина. «Реагировать на происходящие события я бы просил вас более оперативно», – говорил в конце сентября президент. «Мы же знаем, из-за чего это (рост цен на топливо. – «НГ») происходит. И в связи с ценами на нефть понимали же, что будет дальше, это же не в первый раз. Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя (топливо. – «НГ») на экспорт. Все понятно. Они свою работу выполняют, а мы – свою, правительство должно делать другую работу», – говорил в конце сентября президент РФ. Он посоветовал правительству «плотнее работать» с компаниями. Позднее глава государства подчеркнул, что правительство должно превентивно реагировать на кризисы на внутреннем топливном рынке, «до того, как ситуация приобретет острый характер».
На отсутствие оперативной реакции правительства глава государства заговорил и во время «яичного кризиса». Тогда президенту РФ пришлось даже извиняться за резкий рост цен на яйца и куриное мясо. «Сожалею и приношу свои извинения на этот счет, но это сбой в работе правительства. Я думаю, что это связано еще – хоть и говорят, что это не так, но мне кажется, что это так – вовремя не открыли импорт пошире. Потому что, видимо, рассчитывали на то, что побольше заработают. Обещают, что в ближайшее время ситуация будет исправлена», – сообщал в декабре Владимир Путин. И в отличие от прошлого года реакция правительства на нынешние проблемы последовала более оперативно.
По мнению ряда аналитиков, сегодняшняя авария на НПЗ может привести к дефициту бензина и очередному росту цен на него. «Если в 2023 году сокращения производства топлива в России не наблюдалось, то в январе 2024 года рынок столкнулся с сокращением производства бензина в результате выхода из строя установки каталитического крекинга на одном из крупнейших НПЗ России», – говорит доцент РАНХиГС Тамара Сафонова. Она считает, что снижение производства бензина на Нижегородском НПЗ приведет к региональным дисбалансам. Однако эксперт сомневается, что это станет критическим для российских потребителей.
«В последние годы уровень производства бензина в России позволял не только обеспечить потребности внутреннего рынка, но и направлять избыточные объемы на экспорт. На фоне модернизации НПЗ в 2023 году наблюдался прирост производства бензина ориентировочно на 4%», – указывает эксперт.«Цены действительно начали расти, правда рост пока умеренный. Тому есть две причины: во-первых, мы сейчас находимся в условиях сезона низкого спроса, а во-вторых, все-таки в России не один Нижегородский НПЗ, а целых 42 крупных нефтеперерабатывающих завода. Поэтому пока критичной ситуацию называть нельзя, она не очень приятная, но тем не менее решаемая и терпимая», – подчеркивал президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Сегодняшняя ситуация существенно отличается от топливного кризиса прошлого года. «Сейчас авария на НПЗ носит локальный и временный характер. Ситуация прошлого года была фундаментально противоположной, вызванной структурой участников рынка – перепродавцов, использующих разницу в ценах внутри и вне РФ, а также ожиданиями отмены демпфера, – его в итоге вернули», – рассуждает портфельный управляющий «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.
Аналитик «Финам» Сергей Кауфман также считает, что имеющихся мощностей по производству и запасов достаточно для удовлетворения внутреннего спроса, особенно если учитывать сниженный спрос в зимний сезон. «Российские НПЗ регулярно останавливаются на профилактический ремонт. Сейчас предпосылок даже для частичного повторения топливного кризиса прошлого года нет. С начала недели оптовые цены на бензин выросли всего на 2–5%. Демпферный механизм продолжает действовать, сезон высокого спроса еще далеко, рубль находится вблизи максимумов с июня прошлого года, а мировые цены на нефть показывают нейтральную динамику. Топливный кризис прошлого года был связан с одновременным совпадением ряда маловероятных факторов, и сейчас практически все эти факторы сошли на нет», – полагает эксперт.
Доцент РЭУ им. Плеханова Аяз Алиев считает, что если запрет на экспорт бензина и будет, то кратковременный, чтоб не допустить сильных скачков цен на внутреннем рынке.