Главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву и его ведомству предстоит решать проблему низких зарплат в аграрной отрасли. Фото РИА Новости
Многолетний рост производства в российском агросекторе не остановил отток сельского населения в России. Более того, наблюдается и интересный парадокс: сельская безработица в нашей стране существенно превышает городскую. Дефицит рабочих рук на селе власти оценивают выше 200 тыс. человек. Эксперты признают: рост городского населения не остановить и люди «голосуют ногами» за выбор лучшей территории для жизни. Ситуацию усложняют крупные агроконцерны, которые нанимают работников вахтовым методом.
С января 2024 года в России заработал новый закон о занятости, который меняет подход к трудоустройству. Теперь индивидуальные предприниматели (ИП) и самозанятые также смогут получать максимальное пособие, если подтвердят 26 недель трудовой деятельности кроме предпринимательства за год до обращения в центр занятости. Другое новшество – в период безработицы будет возможно недолго подрабатывать. Службы занятости начинают переход к работе с гражданами по индивидуальным планам, которые станут обязательными со следующего года. Изменения в деятельности служб занятости коснутся и тех, кто ищет работу в агросекторе.
В Роструде сообщили, что уже первые 17 регионов РФ завершили комплексную модернизацию всей сети центров занятости в своем субъекте. В их числе Тульская, Нижегородская, Пензенская, Липецкая, Калужская, Белгородская, Самарская, Владимирская, Мурманская, Новгородская, Тамбовская, Ульяновская, Костромская области, Пермский край, Республики Тыва, Чувашия и Удмуртия. «В этом году еще 12 регионов присоединятся к проекту. Таким образом, к концу 2024 года будет работать 782 новых кадровых центра, то есть более трети центров занятости населения в стране будут модернизированы», – сообщают в ведомстве.
Напомним, проект по обновлению центров занятости и переходу на новые стандарты работы начался в 2019 году в рамках нацпроекта «Демография». С прошлого года проект расширился и началась поэтапная модернизация всей системы центров занятости в стране.
Глава Минтруда Антон Котяков сообщал, что 150 центров занятости в 73 регионах уже были модернизированы. По его словам, скорость подбора персонала, качество услуг в таких обновленных центрах выше. Если обычный центр занятости за год помогает найти работу 3,7 тыс. граждан, то центр, прошедший модернизацию, – 7 тыс. человек.
По последним данным, безработица в РФ осталась на низком уровне в 2,9%. И это соответствует минимальному значению за весь период наблюдений показателя с 1991 года. Примечательно, что уровень безработицы среди сельских жителей (4,2%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (2,5%).
Уровень занятости на селе также отстает от городского. Если в целом по РФ уровень занятости населения (доля занятого населения в общей численности населения соответствующего возраста) в возрасте 15 лет и старше в ноябре 2023 года составил 61,1%, то уровень занятости сельских жителей (56,4%) оказался ниже уровня занятости городских (62,7%).
Российское село продолжает испытывать отток населения. Только за последний год численность жителей села сократилась более чем на 200 тыс. Сегодня на селе живет около 36,8 млн. То есть в сельской местности сегодня проживает только каждый четвертый россиянин. Для сравнения: в конце 1980-х жителем деревни был каждый третий гражданин.
Нехватку кадров в сельском хозяйстве России признают и чиновники. «По последним статистическим данным, у нас уже нехватка в отрасли 200 тыс. человек», – сообщала в ноябре прошлого года первый замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут. И во многом это связано с более низкой оплатой труда в отрасли. «Практически любой регион возьми – у нас нигде нет зарплаты выше средней зарплаты по региону», – отмечала замминистра. По ее мнению, ситуация с низкой оплатой труда в сельском хозяйстве во многом связана с поддержанием низких цен на продукцию агропромышленного комплекса (АПК).
При этом, по словам Лут, нехватка кадров и сохранение уже работающих в отрасли – это «ключевой вопрос, который нам предстоит решить в ближайшие шесть лет».
Сельское хозяйство испытывает и заметный дефицит кадров. Фото Reuters |
Отток кадров и низкие зарплаты – главные проблемы российского села, несмотря на сохраняющийся рост объемов производства. Россия в 2023 году увеличила объем производства сельхозпродукции предварительно на 2%, заявила вице-премьер Виктория Абрамченко.
«Основная причина более высокого уровня безработицы в сельской местности связана с несколькими причинами. Во-первых, это несоответствие географии спроса и предложения. Например, рабочие руки нужны в одном сельском районе, а безработные проживают в другом, при этом в силу большой протяженности и удаленности здесь невозможно без личного транспорта добраться до рабочего места», – замечает профессор Финансового университета Александр Сафонов. Во-вторых, продолжает он, более высокий уровень безработицы связан со структурой спроса на рабочие руки. «Например, больше требуется механизаторов, агрономов, фельдшеров и учителей, а в наличии рабочие руки, связанные с более низким уровнем квалификации. Третий момент – сезонный характер сельского хозяйства. В осенне-зимний период резко сокращается потребность в работниках», – подчеркивает эксперт.
С ним согласен и научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Основная проблема – в специфике сельхозработ. Значительная их часть носит сезонный характер. Крупные сельхозпроизводители завозят своих сезонных рабочих на конкретную операцию: сев или сбор урожая. В этих условиях рост производства и появление новых рабочих мест практически не связаны друг с другом. Более того, если в деревне нет других видов труда, кроме сельскохозяйственного, то вахтовый метод приводит к сокращению рабочих мест и оттоку населения», – рассказывает он.
«Стоит учитывать и сложности, с которыми сталкиваются семьи с детьми в сельской местности. Школы находятся иногда в 20–30 км от дома, больницы – в 150 км. Остается проблема и дорог, а также минимальной доступности современных параметров цивилизации. Все это, конечно, не делает работу в АПК престижной, удобной или комфортной», – рассуждает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.
Российские власти пытаются сохранить население на селе в том числе и за счет реализации госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». Она направлена на сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения РФ на уровне 25%, а также на повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях, до 54%.
В Минсельхозе отчитываются, что за четыре года действия госпрограммы она охватила уже порядка 11 млн человек и 10 тыс. населенных пунктов. «В том числе множество крупных проектов, направленных на повышение качества жизни за пределами городов, реализовано в 2023 году. По инициативе самих жителей построены и отремонтированы школы, детские сады и больницы, обновлены дорожная и инженерная инфраструктуры», – рассказывали в ведомстве Дмитрия Патрушева.
В целом с начала реализации госпрограммы ее финансирование превысило 185 млрд руб. В 2024 году на развитие сельских территорий будет направлено порядка 68,5 млрд руб.
В министерстве подчеркивают: качество сельской жизни благодаря программе повышается. «За четыре года было обновлено 3,8 тыс. социальных объектов, реализовано более 12 тыс. проектов благоустройства, создано 95 тыс. рабочих мест, построено и отремонтировано почти 1,5 тыс. км дорог. Также за счет мероприятий госпрограммы построено, приобретено или передано в наем около 8,7 млн кв. м жилья», – сообщили «НГ» в пресс-службе ведомства.
Отдельное внимание уделяется привлечению квалифицированных кадров для работы на сельских территориях. «Государство компенсирует бизнесу до 90% затрат на целевое обучение сотрудников и прохождение практики студентами. С 2020 года заключено более 20 тыс. таких договоров, а в 2024 году будет привлечено еще не менее 6 тыс. человек», – подчеркивают в Минсельхозе.
Развитие инфраструктуры – важный момент, но, возможно, недостаточный. «На протяжении многих лет идут процессы ускоренной урбанизации. Этому способствуют различные факторы, среди которых – разница в уровне развития городских и сельских территорий с точки зрения комфорта и возможности удовлетворения актуальных потребностей», – напоминает доцент РАНХиГС Инга Ретивых. Она напоминает, что при выборе места жительства граждане оценивают возможности трудоустройства, причем учитываются и степень разнообразия предложений на рынке труда, и уровень дохода. «Собственно, безработица в сельской местности как раз и вызвана сложностями в поиске работы. Не каждый, даже выросший на земле, готов всю жизнь посвятить сельскому хозяйству, а другой работы там нет», – добавляет член генсовета «Деловой России» Дмитрий Черепков.
«В развитии территорий необходимо делать ставку не только на агроконцерны, многие из которых работают в основном вахтовым методом. Нужен акцент и на формы хозяйствования, которые привязаны к местным жителям: фермы и коллективные хозяйства», – считает Журавлев. Однако такой подход потребует изменения механизмов поддержки села. «При таком переходе возникает существенный риск снижения объемов сельскохозяйственного производства, так как именно крупные агроконцерны являются основными сельхозпроизводителями в стране», – уточняет он.
«Рост доли агрохолдингов в сельском хозяйстве, которые получают основную долю дотаций от государства, способствует снижению суммы дотаций на поддержку остальных сельхозпредприятий (личных хозяйств и фермерских хозяйств). Чем больше доля сельхозорганизаций, входящих в агрохолдинги, тем быстрее сокращается сельское население в регионе и занятость в сельском хозяйстве (а именно на них и приходится почти треть всех занятых)», – рассуждает доцент РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская. Усиливает отток кадровый голод и в близлежащих крупных городских агломерациях. «Хотя они же (агломерации) и могли бы стать основой для возрождения пригородных агропредприятий, поставляющих продукцию на прилавки магазинов и ресторанов города», – предлагает эксперт.