Некоторые россияне производят самогон в необычных аппаратах. Фото PhotoXPress.ru
Производство водки в России, по официальным данным, сократилось в прошлом году почти на 6%. При этом социологи фиксируют рост производства и потребления самогона, которое постоянно увеличивается последние 10 лет. Главная причина увеличения производства самогона – его относительная дешевизна по сравнению с ценами алкоголя на полках магазинов. Себестоимость самогона в 3–5 раз ниже цен на водку, говорят россияне. Правительство РФ планирует сократить душевое потребление чистого спирта с нынешних 8,9 л до 7,8 л к концу десятилетия. Однако силовые меры борьбы с потреблением алкоголя могут угрожать социальной и политической стабильности, как показал опыт последних лет СССР.
Потребление этанола на душу населения в России к 2030 году должно сократиться до 7,8 л чистого спирта в год. В 2023 году этот показатель составляет 8,9 л. Об этом сообщили в Минздраве РФ, комментируя принятую правительством России концепцию сокращения потребления алкоголя на период до 2030 года. «Главным итогом этой работы должно стать снижение фактических показателей потребления алкоголя на душу населения», – говорят чиновники. Они напоминают, что «в 2009 году потребление алкоголя составляло 18 л на душу населения в год». К 2021-му официальные показатели снизились до 8,8 л чистого спирта на душу населения. «Реализация концепции до 2020 года сопровождалась снижением потребления алкоголя, а также снижением связанных с алкоголем заболеваемости и смертности. Успех государственной политики, направленной на борьбу со злоупотреблением алкоголем, связан с реализацией всего комплекса антиалкогольных мер и был отмечен на международном уровне», – утверждают в Минздраве РФ.
По официальной статистике, в производстве алкоголя в нашей стране можно увидеть как признаки сокращения, так и увеличения выпуска, поскольку многое зависит от базы сравнения. Алкогольные предприятия РФ за 11 месяцев прошлого года произвели 71,9 млн декалитров (дал) водки, что на 4,7% меньше, чем годом ранее. Но по сравнению с 11 месяцами 2021 года нынешнее производство водки будет выше.
Чиновники считают, что рынок после «разнонаправленных тенденций 2022 года в настоящее время стабилизируется и возвращается к тем пропорциям, которые наблюдались в 2021 году». Речь, в частности, идет о сокращении в прошлом году экспорта, перенаправлении объемов на внутренний рынок, импортозамещении. Воздействие внешних факторов на отрасль было очень сильным. Поэтому сравнение показателей 2023 года с 2022-м в Росалкогольтабакконтроле считают не совсем корректным.
Выработка коньяка в январе–ноябре составила 7,8 млн дал, что на 3,9% меньше, чем год назад. За аналогичный период 2021 года было выработано 7,1 млн дал. Всего предприятия отрасли за 11 месяцев этого года выпустили 99,98 млн дал спиртных напитков, что на 3,4% меньше, чем год назад.
Важным индикатором уровня потребления алкоголя являются опросы населения относительно уровня потребления самогона. Поскольку для многих социальных групп покупка водки или коньяка в магазине является крайне редким и исключительным событием. Удельный вес респондентов, которые регулярно употребляют самогон, увеличивается после минимума, который был достигнут в 2012–2013 годы. С тех пор доля регулярных потребителей самогона в городах выросла почти вдвое – с 5 до 10%. Доля постоянных потребителей самогона на селе приближается сегодня к 15%. Такие данные приведены в новом исследовании социологов Виктории Брюно и Маргариты Поздняковой из Института социологии РАН.
О возвращении интереса россиян к самогоноварению свидетельствуют и данные российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, согласно которым после многолетнего падения употребление самогона с 2012 по 2020 год выросло в среднем по стране с 4,7 до 8,4%. О стабильном росте интереса к самогоноварению говорит статистика поисковых запросов в интернете.
В начале 2017 года был зафиксирован максимум покупательского спроса на самогонные аппараты – на руках у населения находилось 1,5 млн устройств. Уже в январе 2018 года популярность самогонных аппаратов упала на 17%, и негативная динамика сохранялась до конца 2019 года.Второй пик продаж пришелся на 2020 год – самоизоляция и переход на удаленку спровоцировали новый всплеск интереса к аппаратам и ингредиентам для самогона. За 10 месяцев 2020 года спрос на аппараты вырос в 13 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Глава Минздрава Михаил Мурашко планирует сократить душевое потребление чистого спирта в России на 1,1 литра к 2030 году. Фото РИА Новости |
Потребление самогона больше всего распространено среди бедных жителей сел и поселков городского типа. Доля потребителей самогона среди самых бедных жителей поселков превышает 22%, среди жителей села – 23%. Бедные жители поселков городского типа пьют чаще всех остальных групп – 7 дней в месяц (по 302 мл в день). На втором месте по частоте – бедные жители деревень, пьющие в среднем 4,8 дней в месяц, причем в значительном объеме (по 329 мл). Среди богатых сельчан употребление самогона распространено меньше, но все равно значительно: каждый десятый пил самогон в течение последнего месяца, причем в существенных объемах – больше 333 мл в день.
Имеется зависимость между материальным положением и частотой и объемом потребляемого самогона. Самая высокая доля потребителей самогона – в группе наименее обеспеченных: в среднем они пьют 5,8 дней в месяц и по 353,3 мл за день. С повышением субъективного ощущения благосостояния потребление самогона падает. Однако с дальнейшим ростом благосостояния потребление самогона вновь начинает расти: респонденты, отнесшие себя к более обеспеченным, в среднем пьют чаще остальных – 7,5 дней в месяц, хотя и в несколько меньшем объеме, чем самые бедные, – по 331 мл в день. При этом сами социологи говорят, что реальный уровень потребления в опросах занижается примерно в два раза.
Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя («ЦИФРРА») Вадим Дробиз считает, что рост продаж самогонных аппаратов не отражает реальные масштабы явления, поскольку увеличение продаж аппаратов происходит в основном за счет наиболее обеспеченных самогонщиков, или «творцов», в то время как основной объем этого сегмента (около 200 млн л в год) формируют малообеспеченные или даже маргинальные слои населения, которые не обзаводятся новыми аппаратами – им это не по карману.