Фото Reuters
Россияне оказались рекордсменами в Европе по уровню поддержки идеи выплаты безусловного базового дохода. Особенно высока популярность введения минимальных гарантированных выплат среди российской молодежи. Российские политики иногда высказываются в пользу введения минимального базового дохода. Но реальная экономическая политика демонстрирует противоположный тренд, что выражается, в частности, в кратном увеличении обязательных требований к трудовому стажу для назначения пенсий.
Идея безусловного базового дохода (ББД) родилась в развитых странах Европы. Там же начались и эксперименты с выплатами ББД. Однако ни в одной из европейских стран идея ББД не находит столь высокой поддержки, как в России. Так, в Норвегии или Швеции ведение минимальных гарантированных выплат населению поддерживают 35 и 43% респондентов соответственно. В Германии идею выплат базового дохода поддерживает почти половина населения, а в Финляндии – 60%. Но рекордсменом по уровню поддержки выплат безусловного базового дохода оказалась Россия.
По данным российских социологических исследований, поддержка ББД в России составляла около 65% в 2017 году и в последующие годы она поднялась до 74%, сообщается в новом исследовании Анны Андреенковой, замдиректора Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ). Прирост уровня поддержки введения безусловного базового дохода в РФ произошел в о сновном за счет увеличения поддержки ББД среди молодых групп населения. Положительное отношение к ББД россиян старше 60 лет выросло немного, и может быть охарактеризовано как относительно стабильное, отмечает Андреенкова.
О не вполне удачных экспериментах с выплатами безусловного базового дохода в Европе большинство россиян скорее всего не знают. Но общий принцип выплаты части рентного дохода от вывоза природных ресурсов из страны многие россияне считают справедливым. Хотя в реальности российские власти действуют в прямо противоположном направлении. Так, созданный в 2008 году Фонд национального благосостояния (ФНБ) должен был аккумулировать дополнительные доходы бюджета от нефтегазового экспорта, а использоваться он должен был для поддержки пенсионной системы РФ. Но позже российские власти исключили использование ФНБ для выплаты социальных пособий и пенсий. И одновременно увеличили пенсионный возраст.
Кроме увеличения пенсионного возраста правительство постепенно ужесточило условия для выплаты страховых пенсий, сократив тем самым число их получателей. Если в 2015 году для назначения страховой пенсии по старости населению РФ нужно было иметь страховой стаж в 6 лет, то с 2024 года – уже не менее 15 лет.
Однако, несмотря на политику ограничения социальных выплат, многие российские политики на словах поддерживают идеи минимального гарантированного дохода для граждан.
Так, осенью 2020 года зампредседателя Совета безопасности, председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев предложил обсудить введение в стране базового дохода. «Предлагается обсудить так называемую идею минимального гарантированного дохода граждан. Здесь имеется в виду неприкосновенность той минимальной суммы средств, которая выплачивается государством человеку независимо от рода его деятельности, социального и экономического положения», – пояснил Медведев во время партийного совещания (цитата по РБК). По его словам, пандемия показала важность поддержки населения в интересах сохранения социальной стабильности. Медведев предложил своим коллегам по партии обсудить идею минимального гарантированного дохода с членами правительства и профсоюзами.
Предложения по введению безусловного базового доход для граждан периодически звучат в Госдуме от представителей не самых крупных парламентских фракций.
Программы выплат безусловного базового дохода действуют в Италии, Бразилии, Индии и других странах. Эксперименты с безусловным базовым доходом проводятся в некоторых развитых странах – в частности, в Финляндии и Канаде. Однако в Швейцарии на референдуме идея выплат безусловного базового дохода была отвергнута большинством населения. (За выплату БДД проголосовали чуть больше 23% участвовавших в референдуме).
«Во время острой фазы пандемии COVID-19 выплаты ББД, установленные на ограниченное время, широко использовались в экономиках разных капиталистических стран и показали свое преимущество перед традиционными системами адресной социальной поддержки населения. Так, в 2020 году в России на три месяца было введено детское пособие в размере регионального прожиточного минимума для всех семей с детьми до 16 лет», – напоминает Вячеслав Бобков из Института экономики РАН.
«В силу условий, сложившихся в России после февраля 2022 года, может реализоваться мировоззренческая парадигма введения базового дохода в качестве одного из инструментов ее пошаговой социалистической трансформации. Тридцать лет неудачных неолиберальных реформ и необходимость суверенно развивать нашу страну в условиях беспрецедентных внешних санкций и военно-политического противостояния со странами НАТО выталкивают в маргинальное поле внутреннюю компрадорскую буржуазию и так называемые «элиты», обслуживающие ее интересы», – пишет Вячеслав Бобков в новом выпуске журнала «Вестник Института социологии». «Высокие показатели поддержки ББД, которую фиксируют опросы, не должны вводить в заблуждение. Мнение о выплате ББД и среди молодежи, и среди людей более старшего возраста в России еще не полностью сформировано и не является стабильным. Общий позитивный настрой к этой идее может легко измениться в зависимости от новых аргументов, разъяснений или уточнений», – предупреждает Анна Андреенкова. По ее словам, в настоящий момент ББД получает поддержку молодых россиян в основном благодаря идее о дополнительных выплатах от государства. Молодежь осознает, насколько уязвимыми являются многие группы населения нашей страны, в том числе они сами, и ищут поддержки именно со стороны системы социального обеспечения.