0
4731
Газета Экономика Печатная версия

10.01.2024 20:40:00

Россияне не жалеют денег на зрелища

Продажи билетов в музеи, выставки и кинотеатры увеличились на 30%

Тэги: экономическое поведение, расходы, развлечения, зрелищные мероприятия, активный отдых, организованный культурный досуг

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

Все статьи по теме "Санкционные войны"

экономическое поведение, расходы, развлечения, зрелищные мероприятия, активный отдых, организованный культурный досуг Министр культуры Ольга Любимова отметила прибыли киноиндустрии, которая предложила зрителям в новогодние праздники в основном комические ленты. Фото РИА Новости

За последний год россияне стали чаще посещать выставки, музеи и другие массовые и культурные мероприятия. Продажи билетов на подобные мероприятия подскочили за год на 30%, сообщают социологические службы. Интерес к организованному культурному досугу заметно растет по всей стране, а не только в крупных городах. Одна из причин высоких темпов прироста продаж связана с преодолением последствий ковидного кризиса.

В 2023 году продажи всех билетов на культурные и массовые мероприятия выросли на 12% в денежном выражении и на 30% – в количественном. Такие данные приводит исследовательский холдинг «Ромир». Эти расчеты основаны на анализе реальных покупок 40 тыс. россиян из 220 городов с населением более 10 тыс. человек.

Самый высокий прирост продаж отмечается в сегменте выставок и музеев. Здесь продажи билетов в денежном выражении увеличились в рублях почти вдвое, а по количеству билетов – в 2,2 раза.

На втором месте оказался рынок активных видов отдыха, то есть парки развлечений, аквапарки, аттракционы. «В 2023 году доход от продажи билетов вырос на 79% и на 97% – количество проданных билетов», – сообщают в «Ромире».

Замыкает тройку лидеров по приросту продаж сегмент «Спектакли, мюзиклы, шоу и классика». Здесь в денежном выражении продажи билетов выросли на 23% и в два раза по количеству проданных билетов. Социологи также отмечают, что практически вдвое за год выросло и количество проданных билетов на спортивные мероприятия. Однако в денежном выражении этот сегмент вырос только на 9%. Невысокую динамику восстановления показывают кинотеатры. По мнению исследователей, это может быть связано с ростом количества платных подписок на стриминговые сервисы.

«Рынок культурных и массовых мероприятий проседает достаточно длительное время. Это связано с несколькими внешними ударами последнего времени, начиная с пандемии. В сложившейся сложной экономической ситуации для россиян важно радовать себя доступными средствами. Поэтому повышается внимание населения к доступным зрелищным мероприятиям, таким как театры, выставки, музеи, различные квесты и так далее, несмотря даже на рост цены», – рассуждает директор по работе с клиентами «Ромир» Анастасия Сидорина.

В пресс-службе МТС Live (сервис по продаже билетов) подтвердили «НГ» рост спроса на посещение массовых мероприятий. «Количество проданных билетов на билетных сервисах в 2023 году выросло на 21,6% по сравнению с 2022 годом и на 80,9% – по сравнению с 2019 годом. При этом средняя стоимость билета в 2023 году выросла на 11,1% по сравнению с 2022 годом и на 20% – по сравнению с 2019 годом», – сообщили в пресс-службе. В компании подчеркнули, что наиболее популярными у населения в прошлом году оказались жанры спектаклей, мюзиклов и детских шоу. На них восстановился доковидный тренд покупки билетов заранее, то есть более чем за два месяца, пояснили специалисты.

Рост спроса на культурные мероприятия подтверждают и данные Росстата. Ведомство сообщает, что только по итогам ноября объем платных услуг населению в области культуры практически достиг 22 млрд руб., что на 16% больше, чем годом ранее. При этом за 11 месяцев 2023 года объем платных услуг в этом сегменте увеличился на 15,7%. Отметим, Росстат в платных услугах населению учитывает оплату входных билетов в кинотеатры, покупку билетов на спектакли, концерты, цирковые представления, творческие вечера, а также входные билеты на посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха, зоопарков.

В крупных городах тенденция даже заметнее. С января по ноябрь 2023 года продажи билетов на культурные мероприятия в Петербурге выросли на 30,5%, а средняя цена на досуг увеличилась на 23,4% по сравнению с 2022 годом, сообщали аналитики билетной витрины МТС Live. Отмечалось, что наибольшим спросом пользовались билеты на стендапы, детские мероприятия, концерты и мюзиклы.

Россияне стали тратить на развлекательные мероприятия больше, сообщили «НГ» в сервисе «Яндекс Афиши». По данным портала, средний чек в 2023 году составил 4,3 тыс. руб., что на 21,5% больше аналогичного периода прошлого года. За девять месяцев 2023 года было продано 12 млн билетов, что на 79% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Увеличение продаж во многом связано с общим ростом рынка, а также отложенным спросом среди россиян, который все еще наблюдается после пандемии.

Схожие тенденции фиксируют и другие исследования. Согласно данным Сбериндекса, на протяжении ноября и декабря расходы домохозяйств на развлечения в годовом выражении росли в пределах 10–25%.

При этом эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), исследовав 6 тыс. респондентов из 55 регионов РФ, в своем «Барометре экономического поведения домохозяйств в России» обращают внимание, что траты населения на развлечение и досуг существенно зависят от возрастной группы. Так, в группе от 18 от 24 лет 75% опрошенных тратят в месяц на развлечения свыше 5,5 тыс. руб. Две трети опрошенных в возрасте 25–34 лет тратят 5,6 тыс. руб. в месяц.


03-4-1480.jpg
В количественном выражении продажи
билетов в музеи за последний год выросли
в два раза.  Фото PhotoXPress.ru
При этом уже только каждый второй в возрасте 35–45 лет готов тратить на развлечения такую же сумму. Траты пенсионеров (65+) на развлечения падают до 2,5 тыс. руб. в месяц. И тратить такую сумму готовы лишь 15% пожилых россиян.

Рост интереса к посещению выставок и культурных мероприятий наблюдался на протяжении всего 2023 года. Так, аналитики из аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza ранее подсчитывали, что по итогам первого полугодия 2023 года траты россиян на спортивные и культурные мероприятия, отдых и хобби увеличились в годовом выражении почти на треть. При этом доля таких расходов в структуре потребления домохозяйств выросла с 2,7 до 3,3%. «Годом ранее на фоне экономической неопределенности россияне урезали траты на хобби, отдых и посещение спортивных и культурных мероприятий. В 2023 году динамика противоположная», – обращала внимание президент FinExpertiza Елена Трубникова.

Представители отрасли и правительственные чиновники также отмечают увеличение спроса на развлечения. В Союзе музеев России сообщают, что посещаемость музеев уверенно растет. Исполнительный директор Ассоциации музыкальных театров РФ Наталья Зыкова полагает, что интерес к музыкальным театральным спектаклям достиг доковидного уровня. «Во-первых, прошел шок от запретов на публичные мероприятия во время ковида. Во-вторых, в тяжелые времена люди идут в театр, чтобы отключиться от текущих проблем, забыться в красивой жизни оперетты. Поэтому к развлекательным, легким жанрам музыкального театра сейчас виден повышенный интерес», – поясняет она причины роста спроса.

Действительно, 2023 год продемонстрировал рост спроса среди россиян на зрелищные мероприятия, соглашается вице-президент Мультимедиа Холдинга Сергей Горбачев. «Наши исследования подтверждают, что продажи билетов в индустрии зрелищ и развлечений значительно выросли по отношению к 2022 году – примерно на 50% – и даже превысили цифры допандемийного 2019 года на 15–20%. Локомотивом этого роста стали именно концерты, на которые пришлось 40–50% всех продаж», – подчеркивает он, добавляя, что средний чек в индустрии развлечений за год вырос примерно на 10–15%.

Траты населения на зрелищные мероприятия растут, продолжает общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере организации культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских. «В целом по стране в ноябре и декабре прошло множество мероприятий на аншлагах. Спрос на зрелищные мероприятия вырос на 30–40%. И в начале этого года интерес не снижается», – сообщает она.

Чиновники рапортуют о преодолении последствий ковидного кризиса в сфере культуры, однако полной статистики за 2023 год пока не дают. За первые шесть месяцев 2023 года только федеральные театры посетили 2,8 млн человек, как и за аналогичный период 2019 года, подчеркивали в ведомстве Ольги Любимовой.

Только в новогодние праздники в кинотеатрах побывали 14,8 млн человек, сообщила во вторник министр культуры Ольга Любимова. «Кассовые сборы превзошли результат прошлого года на 1,3 млрд и составили рекордные 5,8 млрд руб.», – подчеркнула она. Для сравнения: за весь 2023 год совокупные сборы российских кинотеатров составили более 40 млрд руб.

Вероятно также, что 2023 год действительно стал периодом дальнейшего восстановления посещаемости музеев и концертов после запретов в период пандемии. Так, в 2022 году численность посетителей еще серьезно отставала от пандемийного периода. К примеру, по данным Минкультуры РФ, в 2022 году число посещений музеев, выставок и экскурсий превысило 121,3 млн человек. Для сравнения: в 2019 году число посещений музеев и выставок превышало 128,6 млн человек. Еще заметнее ситуация с посещаемостью концертных площадок. Так, в 2022 году свыше 19,6 млн человек посетили различные концерты, тогда как по итогам 2019 года – свыше 22 млн.

Несмотря на то что посещаемость выставок и концертных площадок не восстановилась к доковидному уровню, уровень бюджетных расходов на учреждения культуры рос. Так, по данным Минкульта, бюджетные расходы на музеи, находящиеся в ведении Минкульта, в 2019 году составляли 65 млрд руб., а в 2022-м выросли уже до 86,9 млрд. На концертные площадки в 2019-м было потрачено 31,5 млрд руб., а в 2022-м – уже 40 млрд.

Новые официальные данные о числе посещений культмассовых мероприятий будут опубликованы в ближайшую пятницу. 


Читайте также


1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

Страна проходит через кризис доверия к денежной политике руководства Центробанка

0
6918
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
10575
Киев готов менять ситуацию "на земле" еще полгода

Киев готов менять ситуацию "на земле" еще полгода

Владимир Мухин

Кроме США у Украины есть немало союзников, способных помогать деньгами и оружием

0
15794
Рост числа физкультурников вызвал сомнение аудиторов

Рост числа физкультурников вызвал сомнение аудиторов

Ольга Соловьева

Счетная палата признала неэффективными государственные расходы на развитие спорта

0
3781

Другие новости