Министр культуры Ольга Любимова отметила прибыли киноиндустрии, которая предложила зрителям в новогодние праздники в основном комические ленты. Фото РИА Новости
За последний год россияне стали чаще посещать выставки, музеи и другие массовые и культурные мероприятия. Продажи билетов на подобные мероприятия подскочили за год на 30%, сообщают социологические службы. Интерес к организованному культурному досугу заметно растет по всей стране, а не только в крупных городах. Одна из причин высоких темпов прироста продаж связана с преодолением последствий ковидного кризиса.
В 2023 году продажи всех билетов на культурные и массовые мероприятия выросли на 12% в денежном выражении и на 30% – в количественном. Такие данные приводит исследовательский холдинг «Ромир». Эти расчеты основаны на анализе реальных покупок 40 тыс. россиян из 220 городов с населением более 10 тыс. человек.
Самый высокий прирост продаж отмечается в сегменте выставок и музеев. Здесь продажи билетов в денежном выражении увеличились в рублях почти вдвое, а по количеству билетов – в 2,2 раза.
На втором месте оказался рынок активных видов отдыха, то есть парки развлечений, аквапарки, аттракционы. «В 2023 году доход от продажи билетов вырос на 79% и на 97% – количество проданных билетов», – сообщают в «Ромире».
Замыкает тройку лидеров по приросту продаж сегмент «Спектакли, мюзиклы, шоу и классика». Здесь в денежном выражении продажи билетов выросли на 23% и в два раза по количеству проданных билетов. Социологи также отмечают, что практически вдвое за год выросло и количество проданных билетов на спортивные мероприятия. Однако в денежном выражении этот сегмент вырос только на 9%. Невысокую динамику восстановления показывают кинотеатры. По мнению исследователей, это может быть связано с ростом количества платных подписок на стриминговые сервисы.
«Рынок культурных и массовых мероприятий проседает достаточно длительное время. Это связано с несколькими внешними ударами последнего времени, начиная с пандемии. В сложившейся сложной экономической ситуации для россиян важно радовать себя доступными средствами. Поэтому повышается внимание населения к доступным зрелищным мероприятиям, таким как театры, выставки, музеи, различные квесты и так далее, несмотря даже на рост цены», – рассуждает директор по работе с клиентами «Ромир» Анастасия Сидорина.
В пресс-службе МТС Live (сервис по продаже билетов) подтвердили «НГ» рост спроса на посещение массовых мероприятий. «Количество проданных билетов на билетных сервисах в 2023 году выросло на 21,6% по сравнению с 2022 годом и на 80,9% – по сравнению с 2019 годом. При этом средняя стоимость билета в 2023 году выросла на 11,1% по сравнению с 2022 годом и на 20% – по сравнению с 2019 годом», – сообщили в пресс-службе. В компании подчеркнули, что наиболее популярными у населения в прошлом году оказались жанры спектаклей, мюзиклов и детских шоу. На них восстановился доковидный тренд покупки билетов заранее, то есть более чем за два месяца, пояснили специалисты.
Рост спроса на культурные мероприятия подтверждают и данные Росстата. Ведомство сообщает, что только по итогам ноября объем платных услуг населению в области культуры практически достиг 22 млрд руб., что на 16% больше, чем годом ранее. При этом за 11 месяцев 2023 года объем платных услуг в этом сегменте увеличился на 15,7%. Отметим, Росстат в платных услугах населению учитывает оплату входных билетов в кинотеатры, покупку билетов на спектакли, концерты, цирковые представления, творческие вечера, а также входные билеты на посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха, зоопарков.
В крупных городах тенденция даже заметнее. С января по ноябрь 2023 года продажи билетов на культурные мероприятия в Петербурге выросли на 30,5%, а средняя цена на досуг увеличилась на 23,4% по сравнению с 2022 годом, сообщали аналитики билетной витрины МТС Live. Отмечалось, что наибольшим спросом пользовались билеты на стендапы, детские мероприятия, концерты и мюзиклы.
Россияне стали тратить на развлекательные мероприятия больше, сообщили «НГ» в сервисе «Яндекс Афиши». По данным портала, средний чек в 2023 году составил 4,3 тыс. руб., что на 21,5% больше аналогичного периода прошлого года. За девять месяцев 2023 года было продано 12 млн билетов, что на 79% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Увеличение продаж во многом связано с общим ростом рынка, а также отложенным спросом среди россиян, который все еще наблюдается после пандемии.
Схожие тенденции фиксируют и другие исследования. Согласно данным Сбериндекса, на протяжении ноября и декабря расходы домохозяйств на развлечения в годовом выражении росли в пределах 10–25%.
При этом эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), исследовав 6 тыс. респондентов из 55 регионов РФ, в своем «Барометре экономического поведения домохозяйств в России» обращают внимание, что траты населения на развлечение и досуг существенно зависят от возрастной группы. Так, в группе от 18 от 24 лет 75% опрошенных тратят в месяц на развлечения свыше 5,5 тыс. руб. Две трети опрошенных в возрасте 25–34 лет тратят 5,6 тыс. руб. в месяц.
В количественном выражении продажи билетов в музеи за последний год выросли в два раза. Фото PhotoXPress.ru |
Рост интереса к посещению выставок и культурных мероприятий наблюдался на протяжении всего 2023 года. Так, аналитики из аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza ранее подсчитывали, что по итогам первого полугодия 2023 года траты россиян на спортивные и культурные мероприятия, отдых и хобби увеличились в годовом выражении почти на треть. При этом доля таких расходов в структуре потребления домохозяйств выросла с 2,7 до 3,3%. «Годом ранее на фоне экономической неопределенности россияне урезали траты на хобби, отдых и посещение спортивных и культурных мероприятий. В 2023 году динамика противоположная», – обращала внимание президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Представители отрасли и правительственные чиновники также отмечают увеличение спроса на развлечения. В Союзе музеев России сообщают, что посещаемость музеев уверенно растет. Исполнительный директор Ассоциации музыкальных театров РФ Наталья Зыкова полагает, что интерес к музыкальным театральным спектаклям достиг доковидного уровня. «Во-первых, прошел шок от запретов на публичные мероприятия во время ковида. Во-вторых, в тяжелые времена люди идут в театр, чтобы отключиться от текущих проблем, забыться в красивой жизни оперетты. Поэтому к развлекательным, легким жанрам музыкального театра сейчас виден повышенный интерес», – поясняет она причины роста спроса.
Действительно, 2023 год продемонстрировал рост спроса среди россиян на зрелищные мероприятия, соглашается вице-президент Мультимедиа Холдинга Сергей Горбачев. «Наши исследования подтверждают, что продажи билетов в индустрии зрелищ и развлечений значительно выросли по отношению к 2022 году – примерно на 50% – и даже превысили цифры допандемийного 2019 года на 15–20%. Локомотивом этого роста стали именно концерты, на которые пришлось 40–50% всех продаж», – подчеркивает он, добавляя, что средний чек в индустрии развлечений за год вырос примерно на 10–15%.
Траты населения на зрелищные мероприятия растут, продолжает общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере организации культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских. «В целом по стране в ноябре и декабре прошло множество мероприятий на аншлагах. Спрос на зрелищные мероприятия вырос на 30–40%. И в начале этого года интерес не снижается», – сообщает она.
Чиновники рапортуют о преодолении последствий ковидного кризиса в сфере культуры, однако полной статистики за 2023 год пока не дают. За первые шесть месяцев 2023 года только федеральные театры посетили 2,8 млн человек, как и за аналогичный период 2019 года, подчеркивали в ведомстве Ольги Любимовой.
Только в новогодние праздники в кинотеатрах побывали 14,8 млн человек, сообщила во вторник министр культуры Ольга Любимова. «Кассовые сборы превзошли результат прошлого года на 1,3 млрд и составили рекордные 5,8 млрд руб.», – подчеркнула она. Для сравнения: за весь 2023 год совокупные сборы российских кинотеатров составили более 40 млрд руб.
Вероятно также, что 2023 год действительно стал периодом дальнейшего восстановления посещаемости музеев и концертов после запретов в период пандемии. Так, в 2022 году численность посетителей еще серьезно отставала от пандемийного периода. К примеру, по данным Минкультуры РФ, в 2022 году число посещений музеев, выставок и экскурсий превысило 121,3 млн человек. Для сравнения: в 2019 году число посещений музеев и выставок превышало 128,6 млн человек. Еще заметнее ситуация с посещаемостью концертных площадок. Так, в 2022 году свыше 19,6 млн человек посетили различные концерты, тогда как по итогам 2019 года – свыше 22 млн.
Несмотря на то что посещаемость выставок и концертных площадок не восстановилась к доковидному уровню, уровень бюджетных расходов на учреждения культуры рос. Так, по данным Минкульта, бюджетные расходы на музеи, находящиеся в ведении Минкульта, в 2019 году составляли 65 млрд руб., а в 2022-м выросли уже до 86,9 млрд. На концертные площадки в 2019-м было потрачено 31,5 млрд руб., а в 2022-м – уже 40 млрд.
Новые официальные данные о числе посещений культмассовых мероприятий будут опубликованы в ближайшую пятницу.