Вице-премьеру Александру Новаку приходится вручную сдерживать цены на топливо. Фото РИА Новости
Последнее совещание вице-премьера Александра Новака с нефтяниками завершилось показательными директивами. Теперь Министерство энергетики РФ должно будет согласовывать для нефтяных компаний «баланс производства зимнего дизельного топлива в стране на весь сезон спроса – до конца марта». Кроме того, правительство признало наличие в стране «проблемных регионов», где необходимо «мониторить ситуацию с ценообразованием на топливо».
По информации Минэнерго, по итогам ноября страна нарастила производство зимнего дизельного топлива. Запасы бензина и дизельного топлива сохраняются на высоком уровне, отметили в кабмине. Вице-премьер Александр Новак также поручил мониторить ситуацию с ценообразованием на топливо на заправках в проблемных регионах. Нефтяникам в очередной раз рекомендовано увеличить предложение зимнего дизеля на биржевых торгах.
Цены на автомобильный бензин в России за неделю с 27 ноября по 3 декабря снизились на 0,2%, сообщал Росстат. Снижение цен на бензин зафиксировано в 35 субъектах РФ. Более всего он подешевел в Чеченской Республике – на 3,2%. Рост цен зарегистрирован в семи субъектах РФ, больше всего бензин подорожал в Хабаровском крае – на 1%.
Стоимость марок бензина на АЗС Москвы фактически не изменилась. На минувшей неделе цена литра Аи-92 осталась на уровне 50,32 руб. Литр бензина Аи-95 стал дешевле на копейку, и сейчас он в среднем стоит около 55,81 руб. Но ситуация с дизельным топливом (ДТ) выглядит не такой спокойной. На бензоколонках Москвы дизтопливо дорожает уже четыре недели подряд. За одну минувшую неделю его цена поднялась в среднем на 25 коп. Средняя цена ДТ на заправках столицы находится на уровне 62,57 руб. за литр (руб./л).
Тем временем биржевые цены на нефтепродукты длительное время снижаются. Особенно заметно снижались биржевые цены на бензин. Биржевые цены бензина марок «Регуляр-92» и «Премиум-95» в европейской части России увеличились после недельного снижения, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Биржевая цена бензина Аи-92 подросла на 0,8%, до 41,964 тыс. руб. за тонну (руб./т). Бензин Аи-95 подорожал на бирже также впервые с 30 ноября – на 0,6%, до 46,62 тыс. руб./т. Стоимость летнего дизеля увеличилась на 1,08% – до 54,149 тыс. руб. /т., межсезонного дизеля – на 2,2%, до 53,728 тыс. Зимний дизель подорожал на 0,43% – до 69,531 тыс. руб./т.
За прошлую неделю биржевые цены марок бензина в европейской части России уменьшились на 4–7% и опускались до уровня конца февраля 2023 года. Оптовая биржевая цена Аи-92 опустилась за неделю на 7%, Аи-95 подешевел почти на 4%.
Последние месяцы оптовые цены снижались только на летний и межсезонный дизель, в то время как стоимость наиболее актуального в текущий момент зимнего дизеля оставалась достаточно стабильной и превышала нормальные по историческим меркам значения, пояснил «НГ» аналитик компании «Финам» Сергей Кауфман. «Такая сезонность в дизельном топливе наблюдается практически ежегодно и может продлиться еще около двух месяцев. С приближением весеннего сезона можно ожидать умеренного снижения стоимости дизеля и на заправках. Внутренние оптовые цены частично защищены от колебания мировых цен работой демпферного механизма, корректировку которого пришлось отменить. Кроме того, если не считать зимний дизель, то оптовые внутренние цены уже полностью нормализовались и дальнейшего их снижения мы не ожидаем, несмотря на коррекцию мировых цен на нефть. В то же время цены на бензин на заправках реагируют на динамику оптовых цен с лагом, в ближайшие месяцы можно ожидать снижения стоимости бензина в рознице на 1–1,5%», – говорит эксперт.
Проблемы с топливом наблюдаются в новых регионах России и на юге страны, отмечает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Аяз Алиев.
Водители внимательно следят за ценами на зимнее дизтопливо. Фото РИА Новости |
Теперь государство явно дает им возможность немного отыграться «за худые месяцы», поднабрать компенсацию. Это такая форма расплаты правительства с розничными заправщиками, которые страдали в предыдущие периоды. В любом случае сейчас рост не такой масштабный, который пугал всех летом и в начале осени, считает эксперт.
По словам Митраховича, часть тех добровольных ограничений, которые РФ взяла на себя в рамках ОПЕК+ связаны с ограничениями экспорта, а не добычи нефти. «Поэтому РФ может даже поднять уровень добычи от текущего уровня, направив нефтепродукты на внутренний рынок, где у нас спрос растет, в том числе из-за СВО», – говорит он. Именно поэтому, считает Митрахович, в ближайшие два месяца добыча в стране вырастет, но больше продукции будет поставляться на внутренний рынок, что позволит стабилизировать цены. Впрочем, весной, когда спрос может начать расти в силу сезонных факторов, в частности сельхозработ, возможно повышение цен.
В конце ноября спустя два месяца действия правительство РФ сняло запрет на экспорт летнего дизельного топлива. Эксперты гадали, не приведет ли это к очередному скачку цен. Правы оказались те, кто говорили, что с учетом перехода россиян на более морозостойкие сорта, увеличение объемов перевозок за рубеж не должно оказать существенного влияния. «Для зимнего дизтоплива появится больше места в хранилищах. Предложение увеличится, а рост цен замедлится», – предполагал экономист Евгений Коган в своем канале bitkogan. Но снижение на заправках, как всегда, маловероятно, писал он: «во-первых, эффект от роста предложения быстро компенсируется увеличением спроса, а, во-вторых, тот факт, что кабмин не поддержал инициативу признания бензина и дизтоплива социально значимыми продуктами, означает, что у заправщиков развязаны руки».